| Название повести | Центральное авторское «я» в повести | Приемы и формы психологического изображения |
| «Бэла» | Максим Максимыч | Психологический анализ: рассказ Максима Максимыча (поступки, портретные детали), пейзаж, автохарактеристика Печорина |
| «Максим Максимыч» | Путешествующий Офицер | Психологический анализ: впечатления путешествующего офицера (психологический портрет, поступки, пейзаж) |
| «Тамань» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (поступок, пейзаж) |
| «Княжна Мери» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (внутренний монолог, поступок, психологическая деталь, пейзаж), герои-двойники |
| «Фаталист» | Печорин | Самоанализ: дневниковая запись (поступок, внутренний монолог) |
Проблема определения эстетической природы романа
| Черты романтизма в романе | Черты реализма в романе |
| Герой находится в конфликте с обществом, погружен в свой внутренний мир | Социальный детерминизм (влияние среды на формирование личности) |
| Герой задан как тип, фактически не эволюционирует | Исторический детерминизм (влияние эпохи на формирование личности) |
| Позиция автора близка позиции героя | Точное отражение сути основного конфликта эпохи 30-х гг. 19 века |
| Тяготение к лирическому и лироэпическому жанрам (ярко выраженное лирическое начало на уровне изобразительно-выразительных средств) | Стремление к максимальной объективности повествования |
| Композиция романа сходна с композицией байронической поэмы (выбраны наиболее яркие события, кульминационные моменты его биографии; нарушение хронологии событий) | Отсутствие разделения героев на безусловно «положительных» и безусловно «отрицательных» |
| Повести, составляющие роман, в жанровом отношении восходят к наиболее распространенным романтическим жанрам («Бэла» – романтическая новелла и путевой очерк, «Княжна Мэри» - светская повесть, «Фаталист» – мистико-философский рассказ) | Главная мысль произведения есть результат анализа всех составляющих романа, а не прерогатива одного из героев |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 –1852)