И удалого купца Калашникова»

(1837)

Жанр Романтическая поэма, в жанровом отношении ориентиро­вана на народную историческую песню.
Основа сюжета Действие поэмы относится к эпохе Ивана Грозного, в ос­нове сюжета лежит событие, вероятное во времена царст­вования Ивана Грозного.
Тема Изображение истории возникновения непримиримого кон­фликта между двумя сильными личностями, исповедую­щими различные представления о нравственности, и его разрешения.
Основная про­блема Столкновение двух противопоставленных жизненных уста­новок: традиционной модели поведения, основанной на христианской системе нравственных ценностей (Калашни­ков), и модели поведения, основанной на эгоистическом принципе немедленного удовлетворения любых своих лич­ных желаний (Киребеевич)
Герой, особен­ности изобра­жения человека в романе В характерах, созданных Лермонтовым, отразились черты героев народной поэзии – образ удалого купца Калашни­кова очерчен в соответствии с традицией разбойничьей песни. Калашников у Лермонтова олицетворяет героиче­ское национальное начало, способность к бунту. Калашни­ков является выразителем народных представлений о чести, достоинстве, о правде. Творческое отношение к фольклору позволило Лермонтову проникнуть в историче­ский характер эпохи, в быт и психологию нравов, что обу­словило подлинную народность поэмы. Кирибеевич и Ка­лашников – герои-антагонисты. Киребеевич – носитель не­ограниченного личного начала, Калашников – герой-мсти­тель, борющийся за справедливость. Героя-эгоиста ждет справедливое возмездие. Иван Грозный – самый сложный образ в поэме.
Позиция автора Лермонтов стремился воссоздать историческую действи­тельность с позиции настоящего времени. Специфика ис­торизма Лермонтова заключается в том, что он не обраща­ется к конкретному документальному историческому факту (как, например, Пушкин), но при этом ему удалось передать дух описываемой эпохи.
Особенности поэтики Лермонтову удается воссоздать дух и стиль народной по­эзии. Отчетливо проявляются фольклорные традиции: отрицательные сравнения; повторы; постоянные эпитеты; уменьшительно-ласкательные суффиксы.

«Мцыри»

(1839)

Жанр Поэма
Тема История жизни и смерти юного горца Мцыри, выросшего в неволе, попытавшегося вырваться на свободу
Основная про­блема Проблема свободы и несвободы
Конфликт Личности и общества
Герой С одной стороны, Мцыри – обычный юноша, слабый физи­чески, выросший в неволе «цветок темничный», с другой, - сильный духом борец, протестующий против насилия над личностью.
Особенности изображения человека в ро­мане Форма исповеди – средство, к которому прибегает Лермон­тов для изображения внутреннего мира Мцыри, - наиболее глубоко и правдиво помогает раскрыть психологию героя. В монологе внимание сосредоточено не на внешней, а на ду­ховной биографии юноши
Особенности поэтики Совмещение черт, характерных для романтизма (ситуация двоемирия, типичный романтический герой, характерный романтический конфликт), и черт, характерных для реа­лизма (объективно-точная характеристика исторических обстоятельств: речь идет о 1801 годе, когда Восточная Гру­зия вошла в состав России).

«Герой нашего времени»

(1840)

Жанр роман в виде «цепи повестей», объединенных личностью героя; психологический роман
Тема Изображение судьбы современника («…Рисовать совре­менного человека, каким он его понимает, и … слишком часто встречал»)
Основная про­блема Взаимоотношение человека и общества
Конфликт Между личностью и средой
Герой Типичный представитель круга передовой дворянской мо­лодежи 30-х гг. XIX века
Особенности изображения человека в ро­мане Изображение внутреннего мира человека с помощью раз­личных приемов психологизма
Позиция автора Автор стремится максимально объективно изобразить про­исходящее, чему способствует наличие 3 авторских «я» в романе (Максим Максимович, путешествующий офицер, Печорин)
Принципы изо­бражения 1) всестороннее изображение судьбы и жизни героя, яв­ляющегося типичным представителем поколения 30-х гг. («Герой Нашего Времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»); 2) следование правде жизни («… В нем больше правды, нежели бы вы того желали»; 3) критицизм («…Нужны горь­кие лекарства, едкие истины»).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: