(1837)
Жанр | Романтическая поэма, в жанровом отношении ориентирована на народную историческую песню. |
Основа сюжета | Действие поэмы относится к эпохе Ивана Грозного, в основе сюжета лежит событие, вероятное во времена царствования Ивана Грозного. |
Тема | Изображение истории возникновения непримиримого конфликта между двумя сильными личностями, исповедующими различные представления о нравственности, и его разрешения. |
Основная проблема | Столкновение двух противопоставленных жизненных установок: традиционной модели поведения, основанной на христианской системе нравственных ценностей (Калашников), и модели поведения, основанной на эгоистическом принципе немедленного удовлетворения любых своих личных желаний (Киребеевич) |
Герой, особенности изображения человека в романе | В характерах, созданных Лермонтовым, отразились черты героев народной поэзии – образ удалого купца Калашникова очерчен в соответствии с традицией разбойничьей песни. Калашников у Лермонтова олицетворяет героическое национальное начало, способность к бунту. Калашников является выразителем народных представлений о чести, достоинстве, о правде. Творческое отношение к фольклору позволило Лермонтову проникнуть в исторический характер эпохи, в быт и психологию нравов, что обусловило подлинную народность поэмы. Кирибеевич и Калашников – герои-антагонисты. Киребеевич – носитель неограниченного личного начала, Калашников – герой-мститель, борющийся за справедливость. Героя-эгоиста ждет справедливое возмездие. Иван Грозный – самый сложный образ в поэме. |
Позиция автора | Лермонтов стремился воссоздать историческую действительность с позиции настоящего времени. Специфика историзма Лермонтова заключается в том, что он не обращается к конкретному документальному историческому факту (как, например, Пушкин), но при этом ему удалось передать дух описываемой эпохи. |
Особенности поэтики | Лермонтову удается воссоздать дух и стиль народной поэзии. Отчетливо проявляются фольклорные традиции: отрицательные сравнения; повторы; постоянные эпитеты; уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
«Мцыри»
|
|
(1839)
Жанр | Поэма |
Тема | История жизни и смерти юного горца Мцыри, выросшего в неволе, попытавшегося вырваться на свободу |
Основная проблема | Проблема свободы и несвободы |
Конфликт | Личности и общества |
Герой | С одной стороны, Мцыри – обычный юноша, слабый физически, выросший в неволе «цветок темничный», с другой, - сильный духом борец, протестующий против насилия над личностью. |
Особенности изображения человека в романе | Форма исповеди – средство, к которому прибегает Лермонтов для изображения внутреннего мира Мцыри, - наиболее глубоко и правдиво помогает раскрыть психологию героя. В монологе внимание сосредоточено не на внешней, а на духовной биографии юноши |
Особенности поэтики | Совмещение черт, характерных для романтизма (ситуация двоемирия, типичный романтический герой, характерный романтический конфликт), и черт, характерных для реализма (объективно-точная характеристика исторических обстоятельств: речь идет о 1801 годе, когда Восточная Грузия вошла в состав России). |
«Герой нашего времени»
|
|
(1840)
Жанр | роман в виде «цепи повестей», объединенных личностью героя; психологический роман |
Тема | Изображение судьбы современника («…Рисовать современного человека, каким он его понимает, и … слишком часто встречал») |
Основная проблема | Взаимоотношение человека и общества |
Конфликт | Между личностью и средой |
Герой | Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи 30-х гг. XIX века |
Особенности изображения человека в романе | Изображение внутреннего мира человека с помощью различных приемов психологизма |
Позиция автора | Автор стремится максимально объективно изобразить происходящее, чему способствует наличие 3 авторских «я» в романе (Максим Максимович, путешествующий офицер, Печорин) |
Принципы изображения | 1) всестороннее изображение судьбы и жизни героя, являющегося типичным представителем поколения 30-х гг. («Герой Нашего Времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»); 2) следование правде жизни («… В нем больше правды, нежели бы вы того желали»; 3) критицизм («…Нужны горькие лекарства, едкие истины»). |