Понятие статистического наблюдения и организация его проведения

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе деятельность по осуществлению правосудия, необходимо прежде всего собрать о них необходимые сведения, систематизированные относительно поставленных задач. Поэтому статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Оно представляет собой планомерное, научно организованное по определенной программе, и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных варьирующихся значений признаков каждой единицы совокупности. Одно из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, - это достоверность и полнота собираемой исходной информации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований сводит на нет результаты статистического наблюдения, а искаженные статистические сведения могут быть общественно опасными.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики (Росстат и его территориальные органы), а в сфере правовой статистики - соответствующими подразделениями судебных и правоохранительных органов, научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными.

Метод статистического наблюдения применительно к судебной статистике означает, что только путем изучения большого количества судебных документов (судебных актов - приговоров, решений и иных судебных постановлений, материалов судебных дел и документов первичного учета в судебном делопроизводстве) можно установить объективные закономерности в правоприменительной деятельности судов и судимости. Статистическое наблюдение в судебной статистике представляет собой научно-организованный учет интересующих массовых правовых и юридически значимых явлений (фактов) в судебном производстве, в документах первичного статистического учета и сбор на их основе статистических данных.

План статистического наблюдения должен включать определение цели статистического наблюдения, как основного результата статистического исследования, и объекта статистического наблюдения, под которым понимается совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию.

Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей. Исходя из целей статистического наблюдения ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе его проведения. Например, целью сбора сведений о рассмотрении судами ходатайств об избрании и применении меры пресечения в виде содержания под стражей и продлении срока такого содержания явилась необходимость детального изучения применения этого института судебного контроля, введенного УПК РФ. Предметом изучения стали категории преступлений по степени тяжести и состав лиц, к которым применена такая мера пресечения, интенсивность работы судов по рассмотрению ходатайств органов предварительного следствия, объемы и результаты обжалования судебных постановлений районных судов в кассационную инстанцию.

После выбора цели наблюдения необходимо выбрать объект наблюдения, включающий в себя совокупность правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленной цели.

Основными объектами уголовно-правовой статистики являются преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и результаты досудебного и судебного производства по нему, потерпевший от преступления, ущерб, причиненный преступлением; гражданско-правовой статистики - гражданские правоотношения, породившие судебные споры, стороны в гражданском процессе, гражданское дело и результат разрешения спора; административно-правовой статистики - административные правонарушения, лица, их совершившие, и меры административной ответственности, примененные к лицам, привлеченным к административной ответственности.

Определив цель и объект статистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения.

Под единицей наблюдения понимается тот источник (в том числе организация), откуда должна быть получена первичная статистическая информация. В уголовно-правовой статистике это могут быть отделения милиции, районная или городская прокуратура, суды общей юрисдикции, учреждения уголовно-исполнительной системы. В гражданско-правовой статистике это могут быть федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи, арбитражные суды, нотариальные конторы, учреждения регистрации прав на недвижимое имущество и т.п. Единицами наблюдения административно-правовой статистики могут быть органы, рассматривающие в соответствии с подведомственностью, определенной в КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, органы внутренних дел, ГИБДД, пожарный надзор, технический надзор и другие контрольные и надзорные органы, наделенные правом административной юрисдикции.

Единицей статистической совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Это преступление, лицо, совершившее преступление, дело, материал, заявление, потерпевший, истец, ответчик, иск и т.д. Сумма этих единиц образует статистическую совокупность.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Так, в уголовно-правовой статистике в качестве единицы измерения могут использоваться следующие показатели: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по зарегистрированным эпизодам) и субъект преступления (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный), сроки уголовных наказаний (в годах, месяцах, днях, часах) и т.п.

Сопоставимость единиц измерения - важнейшее требование статистического наблюдения. Данное требование относится и к единицам наблюдения, и к единицам совокупности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: