Участие судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента в вопросах единого учета преступлений и лиц, их совершивших

В Российской Федерации сведения о преступлениях и лицах, их совершивших, аккумулируются в органах, возбуждающих уголовные дела, и в информационных центрах МВД России (далее - ИЦ). Указанные сведения являются составной частью оперативно-справочных учетов органов внутренних дел. Учет указанных лиц осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России (федеральный учет), информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (региональный учет) путем формирования и ведения пофамильных картотек и автоматизированных банков данных. Формирование баз данных и предоставление информации по ним осуществляется в интересах правоохранительных органов, судов и других органов и организаций, которым требуются соответствующие сведения. В 1964 г. впервые была утверждена Инструкция о едином учете преступлений, которая неоднократно претерпевала изменения и дополнения. До 1 января 2006 г. действовала Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная Генеральной Прокуратурой Российской Федерации 14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94 (с последующими изменениями)*(45).

Межведомственным приказом "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России*(46) утверждены Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов, а также формы статистических карточек: на выявленное преступление (ф. N 1); о результатах расследования преступления (ф. N 1.1); на лицо, совершившее преступление (ф. N 2); о движении уголовного дела (ф. N 3), о результатах возмещения ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (ф. N 4); о потерпевшем (ф. N 5), о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (ф. N 6), приложения к форме N 6 на преступление по делу частного обвинения. В документы первичного статистического учета по результатам практики применения и в связи с изменениями законодательства совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД России ежегодно вносятся некоторые коррективы. В узком смысле проблема единого учета преступлений сводится к тому, чтобы все субъекты дознания и следствия придерживались единых принципов и показателей учета преступлений и лиц, их совершивших. При таком положении имеется возможность получить общую картину преступности по Российской Федерации, а не только внутри каждого правоохранительного ведомства.

Роль судов в механизме учета преступлений и лиц, их совершивших, заключается в предоставлении информации о результатах рассмотрения уголовных дел (дозаполнении необходимых реквизитов статистической карточки формы N 6), а также в учете преступлений по составам частного обвинения, принятых к производству суда (мирового судьи) на основании поступивших в суд заявлений потерпевших о привлечении к уголовной ответственности. В случае вступления в силу обвинительного приговора в отношении лица, совершившего такие преступления (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ), предоставляются необходимые для учета в ИЦ данные в отношении осужденного (заполняется форма N 6), а также в отношении совершенных преступлений (заполняется приложение к форме N 6, содержащее выборочно реквизиты из учетно-статистических документов (формы N 1, 1.1, 2, 5)*(47), необходимые для учета по данным составам преступлений. Таким образом, суды общей юрисдикции некорректно рассматривать в качестве самостоятельных субъектов регистрации и учета преступлений с точки зрения концепции разделения властей и установленной законодательством компетенции судебных органов. Преступления по составам частного обвинения в общей структуре преступности составляют незначительную долю, однако без них картина является искаженной, не точной*(48).

При рассмотрении вопросов регистрации и учета преступлений по составам частного обвинения необходимо выделять дела частного обвинения, поступившие в суд с обвинительными актами, и дела, принятые к производству мировым судьей по заявлениям потерпевших. Регистрация и учет первых осуществляются в общем порядке. То есть в случаях, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении частного обвинения не к мировому судье непосредственно, а в органы внутренних дел, оно также должно быть зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке ч. 3 ст. 145 УПК РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ материалы с постановлением о передаче материалов в суд направляются для рассмотрения мировому судье. Поступившие материалы, а также заявления о преступлениях частного обвинения, поданные непосредственно мировому судье, регистрируются в журнале учета заявлений по делам частного обвинения, предусмотренном инструкциями по судебному делопроизводству. Заявление потерпевшего по составам частного обвинения в дальнейшем рассматривается судьей в соответствии с гл. 41 УПК РФ независимо от порядка поступления такого заявления. При этом заявления, поступившие из органов внутренних дел, в случае их несоответствия требованиям ст. 319 УПК РФ возвращаются заявителю, а в случае устранения таких несоответствий судьей решается вопрос о принятии заявления к производству. Принятые к производству заявления учитываются в судебном делопроизводстве как поступившие уголовные дела с даты принятия заявления в документах первичного учета на уголовное дело и отражаются в статистической отчетности о результатах рассмотрения уголовных дел. В случае вынесения обвинительного приговора по делу частного обвинения, после вступления его в законную силу лицо, его совершившее, поставлено на учет в соответствующем информационном центре, а преступление, по факту которого было вынесено соответствующее решение, будет отражено в статистическом учете преступлений. Таким образом, в Положении о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений закреплено, что по составам частного обвинения лицо подлежит учету только в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора.

Форма справки о результатах рассмотрения дела до утверждения приказа "О едином учете преступлений" не менялась в течение нескольких десятилетий*(49). Форма N 6 о результатах рассмотрения дела была переработана для возможности ее автоматизированной обработки в информационных центрах и в дальнейшем передачи ее в электронном виде из автоматизированных систем судебного делопроизводства. В содержание формы N 6 включены реквизиты по результатам рассмотрения уголовного дела в отношении лица таким образом, что это позволяет проследить результат судебного рассмотрения по каждому составу обвинения. Форма связанных показателей состава обвинения, результата рассмотрения по нему и окончательной квалификации этого состава преступления в суде делает возможным даже визуально проследить связь между квалификацией обвинения и результатом судебного рассмотрения (рис. 28).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: