Система и формы статистической отчетности в судах общей юрисдикции

Система статистической отчетности судов общей юрисдикции состоит из форм отчетности о деятельности судов по первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциям по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и иных материалов в порядке исполнения судебных постановлений или судебного контроля (формы N 1-9), а также состоянии судимости по вступившим в законную силу приговорам (формы N 10-12, 6 МВ-НОН).

Существующая в настоящее время система статистической отчетности представляет собой взаимосвязь статистических показателей, отражающих результаты рассмотрения дел и материалов в различных судебных инстанциях. Система характеризуется единством статистических показателей для одной судебной инстанции: независимо от уровня суда в иерархии судебной системы, по определенной инстанции заполняется единая для судов всех уровней статистическая отчетность. Этот принцип позволяет осуществлять свод по всей судебной системе, производить сравнение рассмотрения дел по уровням судов.

Ведение судебной статистики является одним из направлений организационно-правового обеспечения деятельности судов. В соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"*(22) Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют полномочия по ведению судебной статистики (п. 12 ч. 1 ст. 6, п. 4 ст. 14). Поскольку в соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ официальный статистический учет находится в ведении Российской Федерации и Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации"*(23) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается только их материально-техническое обеспечение мировых судей (ст. 10), полномочия Судебного департамента по ведению судебной статистики распространяются на все суды общей юрисдикции*(24), т.е. на федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей.

Организацию ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции определяют ведомственные нормативные документы, утверждаемые Судебным департаментом: Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей и Инструкция по ведению судебной статистики*(25). Табель форм статистической отчетности*(26) утверждается, как правило, ежегодно в связи с изменением показателей или состава форм статистической отчетности и представляет собой перечень действующих форм ведомственного статистического наблюдения, определяет субъекты отчетности и составляемые ими статистические формы (номер, наименование), периодичность, сроки и форму представления отчетности. В соответствии с Табелем форм статистической отчетности в Судебный департамент его управлениями (отделами) в субъектах Российской Федерации представляются сводные статистические отчеты по районным судам и сводные отчеты по мировым судьям соответствующего субъекта Российской Федерации, а также судами областного звена (верховными судами республик, входящих в состав Российской Федерации, и равными им судами) - непосредственно первичные статистические отчеты. Управления Судебного департамента формируют сводные отчеты на основе первичных статистических данных районных судов, а также статистических данных, поступивших с судебных участков мировых судей. Консолидация статистических данных осуществляется как на уровне субъекта Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом (рис. 26).

Инструкция по ведению судебной статистики*(27) включает вопросы организации работы по ведению судебной статистики в судах всех уровней, полномочия специалистов управлений Судебного департамента, занимающихся вопросами ведения судебной статистики, устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности с учетом использования автоматизированного судебного делопроизводства в судах, определяет порядок использования программных комплексов по ведению базы данных судимости, сбору и обработке судебной статистики. Инструкция регламентирует взаимоотношения управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами при составлении сводной статистической отчетности. В ней подробно описаны структура, система показателей всех действующих форм статистической отчетности, порядок их составления и представления, изложены основные правила составления статистических отчетов по утвержденным формам. Положения Инструкции являются обязательными для всех судов общей юрисдикции*(28), отражают порядок представления первичной статистической отчетности, ее обработки, формирование сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

Статистическая отчетность о результатах судебной деятельности формируется на основе учетных документов в судебном делопроизводстве, использующихся в судах как для ведения делопроизводства и информационно-справочной работы, так и в качестве документального статистического наблюдения для составления статистической отчетности. В таких документах содержится первичная накопительная информация, являющаяся необходимой и достаточной для формирования утвержденных форм статистической отчетности. Их структура и содержание утверждаются соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству*(29) (формуляры учетных документов находятся в приложениях к этим инструкциям). Таким образом, инструкции по судебному делопроизводству нормативно закрепляют требуемый набор учетных показателей и их значений, которые обязательно должны быть предусмотрены в автоматизированных информационных системах судебного делопроизводства. Документы первичного статистического учета для соответствующей категории дел и судебной инстанции являются едиными для судов всех уровней. В первой инстанции учетно-статистическая карточка на уголовное дело (форма N 5) и учетно-статистическая карточка на гражданское дело (форма N 6), на дело об административном правонарушении (форма N 7р), во второй инстанции учетно-статистические карточки на уголовное апелляционное дело (форма N 5.2), гражданское апелляционное дело (форма N 6.2), на обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении (форма N 7.1), на обжалуемое решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (форма N 11), учетно-статистическая карточка на уголовное кассационное дело (форма N 7о), на гражданское кассационное дело (форма N 10), в третьей инстанции - учетно-статистическая карточка по уголовным надзорным жалобам и представлениям (форма N 12), по гражданским надзорным жалобам и представлениям (форма N 13), учетно-статистическая карточка на уголовное надзорное производство (форма N 14), на гражданское надзорное производство (форма N 15), на обжалуемое вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов (форма N 16)*(30).

На основе этих формуляров разработаны электронные картотеки баз данных автоматизированного судебного делопроизводства в судах и на судебных участках мировых судей. В соответствии с положениями Инструкции определяются алгоритмы расчета статистических показателей в формах статистической отчетности на основе значений учетных показателей для централизованной настройки расчета статистических отчетов о деятельности судов.

Статистическое наблюдение по судимости осуществляется на основании единого документа первичного статистического учета для всех федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды) и мировых судей - статистической карточки на подсудимого*(31).

Перечень форм и сроки представления статистической отчетности о деятельности установлены Табелем форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Табель утверждается приказом Судебного департамента вместе с образцами бланков форм отчетности.

Судебным департаментом утверждаются единые формы статистической отчетности по судам общей юрисдикции (приказы с бланками форм размещаются на сайте Судебного департамента). Особенности первичного судебного делопроизводства и отчетности имеются только по военным судам, однако намечены пути интеграции и унификации учетных показателей.

Необходимо отметить, что для судов общей юрисдикции инструкциями по судебному делопроизводству предусмотрены единые формы первичного статистического учета дел. При использовании АИС объем и содержание учетных показателей не может быть меньше утвержденных.

На практике сложилась децентрализованная форма сбора статистических данных о деятельности судов общей юрисдикции, при которой статистическая отчетность по утвержденным формам составляется непосредственно в каждой отчитывающейся единице - единице статистического наблюдения (на судебном участке мирового судьи, в суде районного звена, суде областного звена или Верховном Суде РФ), т.е. территориальный орган Судебного департамента или суд областного звена располагают статистической информацией о работе нижестоящих судов региона только в объеме показателей, содержащемся в статистической отчетности. Смешанная форма сбора статистических данных имеет место при формировании статистической отчетности о судимости по базам данных статистических карточек на подсудимого, аккумулируемых на уровне субъекта Российской Федерации в территориальных органах Судебного департамента. Из указанных баз данных генерируются формы статистической отчетности о судимости за полугодие и год, а затем представляются в Судебный департамент при Верховном Суде РФ для формирования сводной отчетности по Российской Федерации (рис. 27).

Статистическую информацию о деятельности судов общей юрисдикции отличает многоуровневость: ее составляют статистические данные Верховного Суда РФ, судов областного звена (Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов), районных судов, а также мировых судей субъектов Российской Федерации. У специализированных судов общей юрисдикции - военных судов выделяются три уровня: статистическая информация о деятельности Военной коллегии Верховного Суда РФ, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных судов.

Кроме того, можно выделять категории рассматриваемых дел (уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях и другие материалы в порядке судебного контроля и исполнения судебных постановлений) и стадии осуществления судопроизводства [(рассмотрение дела по существу в первой инстанции, во второй инстанции (апелляционное и кассационное производство) и в третьей инстанции - надзорное производство]).

Система статистических показателей в судебной статистике определяется структурой утвержденной статистической отчетности. Существующая в настоящее время система статистической отчетности судов общей юрисдикции представляет собой взаимосвязь статистических показателей, отражающих результаты рассмотрения дел и материалов в различных судебных инстанциях и совокупность статистических показателей, характеризующих подсудимых лиц по результатам уголовного судопроизводства (статистика судимости). Система характеризуется единством статистических показателей для одной судебной инстанции: независимо от уровня суда в иерархии судебной системы, по определенной инстанции заполняется единая для судов всех уровней статистическая отчетность. Этот принцип позволяет осуществлять свод по всей судебной системе, производить сравнение рассмотрения дел по уровням судов. Объем статистических показателей составляет более 35 тыс. статистических показателей в утвержденных формах по судимости и почти 9 млн. значений по ним в отчетный период (полугодие и год) на федеральном уровне, более 12 тыс. показателей в формах о деятельности судов по осуществлению правосудия по всем видам судебного производства и судебным инстанциям, что составляет более 3 млн. значений в отчетности, поступающей в Судебный департамент в отчетный период.

Например, отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел (форма N 1) состоит из 10 разделов. Раздел 1 "Движение дел" содержит статистические показатели о нахождении в производстве и движении уголовных дел в отчетном периоде, сгруппированных по видам преступлений в отчетном периоде с выделением дел с участием несовершеннолетних, поступивших с ходатайствами о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, в составе трех судей; дел, по которым подсудимым избрана мера пресечения в виде содержания под стражей ("подстражные" дела), показатели о числе обвиняемых лиц по поступившим делам, результатах рассмотрения по оконченным производством делам и в отношении каждого обвиняемого по выделенным группировкам категорий дел, применении особого порядка судебного разбирательства, нарушениях процессуальных сроков назначения уголовных дел.

Учет движения дел осуществляется по основной статье квалификации по обвинению при поступлении дела в суд (определяется по наиболее тяжкой санкции), лица по поступившим делам распределяются по наиболее тяжкой статье обвинения в отношения лица, в то время как результаты рассмотрения в отношении лиц - по основной статье по приговору (по которой назначено более тяжкое наказание) или иного судебного постановления в отношении данного лица по оконченным производством делам.

Группировки составов преступлений выделяются в строках раздела статистического отчета по наиболее распространенным статьям УК РФ и по объекту посягательства. Распространенные составы преступлений выделяются отдельными строками (убийство - ст. 105 УК РФ, изнасилование - ст. 131 УК РФ, кража - ст. 158 УК РФ, мошенничество - ст. 159 УК РФ, грабеж - ст. 161 УК РФ, разбой - ст. 162 УК РФ, вымогательство - ст. 163 УК РФ и т.п.). Так, отдельными строками выделены ст. 290 УК РФ (взятка) и ст. 291 УК РФ (дача взятки), а другие преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления (ст. 285-289, 292, 293 УК РФ) выделяются по одной строке. В качестве отдельных категорий выделяется движение дел, имеющих процессуальные особенности рассмотрения: дела частного обвинения, возбужденные по заявлениям, поступившим в суд непосредственно от граждан и переданным из других органов или поступившие c обвинительным заключением и обвинительным актом, дела с участием несовершеннолетних; поступившие с обвинительным актом; в отношении лиц, содержащихся под стражей; с участием присяжных заседателей, рассматривающиеся коллегиально в составе трех федеральных судей.

В разд. 2 "Справка к разделу 1" формы N 1 статистические показатели отражают продолжительность нахождения дел в производстве, а также уточняют ряд показателей из разд. 1 - выделены основания прекращения дел, по характеру вынесенных частных определений, освобождения из-под стражи и взятия под стражу лиц по уголовным делам. Показатели раздела также отражают число уголовных дел, при рассмотрении которых проводилось предварительное слушание, число дел, поступивших на рассмотрение в суд повторно после отмены судебных постановлений по существу вышестоящими судебными инстанциями, число дел, повторно поступивших в суд после возвращения прокурору для устранения недостатков.

В разд. 3 "Состав осужденных" представлена структура осужденных по видам назначенных уголовных наказаний (основных и дополнительных), основаниям освобождения осужденных от наказания по приговорам, составу осужденных по социально-демографическим признакам (женщины, несовершеннолетние, безработные, иные трудоспособные, не работавшие и не учившиеся, т.е. лица без постоянного источника доходов и занятий, иностранцы и лица без гражданства) и криминологическим характеристикам: совершившие преступления в группе, в том числе организованной, а также в состоянии алкогольного опьянения, наркотического и иного (кроме алкогольного) опьянения, ранее судимые.

Раздел отчета "Рассмотрение представлений, ходатайств и жалоб (по числу лиц)" отражает результаты рассмотрения материалов в порядке судебного контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и по иным федеральным законам*(32), а также в порядке исполнения приговоров.

Более подробные показатели по характеристике ходатайств о приведении приговоров в соответствие с новым уголовным законом (в порядке ст. 397 п. 13 УПК РФ), об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ), о продлении срока содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) выделены в самостоятельные разделы отчета.

Группу показателей о результатах рассмотрения материалов в порядке исполнения приговоров составляют материалы, рассмотрение которых предусмотрено гл. 47 УПК РФ "Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора". В отчетности выделяются категории, преобладающие в количественном отношении:

- о приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом;

- о применении акта амнистии, об условно-досрочном освобождении;

- о досрочной отмене условного осуждения, о замене не отбытого срока лишения свободы более мягким видом наказания;

- о замене штрафа иными видами наказаний, не связанными с лишением свободы, о досрочной отмене условного осуждения (ч. 1 ст. 74 УК РФ);

- о продлении срока условного осуждения (ч. 2 ст. 74 УК РФ);

- об отмене условного осуждения в связи с неисполнением возложенных обязанностей или совершением нового преступления (ч. 3, 4 ст. 74 УК РФ);

- о предоставлении отсрочки исполнения приговора или ее досрочной отмене;

- об исполнении приговоров иностранных государств;

- о замене обязательных работ, исправительных работ и штрафа лишением свободы;

- об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору;

- об освобождении от наказания в связи с болезнью, о снятии судимости и т.д.

В статистические показатели о рассмотрении материалов в порядке уголовного производства включаются материалы по составам частного обвинения, поступившие из органов внутренних дел, и заявления частного обвинения, поступившие непосредственно мировому судье в соответствии со ст. 318-319 УПК РФ.

Отчетность по материалам характеризует также количество рассмотренных и удовлетворенных ходатайств, представлений и жалоб по существу заявленного требования из числа рассмотренных за отчетный период, в том числе в отношении несовершеннолетних.

Помимо материалов, рассматриваемых судами в порядке уголовно-процессуального законодательства, в раздел "Рассмотрение представлений, ходатайств и жалоб" формы N 1 включены статистические показатели, отражающие число и результаты по рассмотренным судами материалам судебного контроля, ходатайствам и представлениям, предусмотренным отдельными федеральными законами. В группу статистических показателей по материалам судебного контроля также можно отнести, в частности, результаты рассмотрения материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и в центры временного содержания в соответствии со ст. 15 и 22 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 26 июня 1999 г. N 120-ФЗ (в ред. от 22 апреля 2005 г.), учитываемые по аналогии с материалами судебного контроля в уголовном производстве. Указанным федеральным законом установлена процедура судебного контроля за помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения зарытого типа и центры временного содержания, отличная от уголовного процесса. Поскольку законом определен также порядок обжалования и пересмотра судебного постановления председателем вышестоящего суда, то отдельные статистические показатели также следует выделить в первичном учете, а затем и в отчетности из общего числа кассационных дел по материалам в порядке судебного контроля.

К материалам процессуального характера, рассматриваемым в порядке уголовного, можно отнести рассмотрение вышестоящим судом ходатайств об изменении территориальной подсудности дел в соответствии со ст. 33 УПК РФ, показатели которого выделены в разд. 4 формы N 1 в отдельной строке.

К группе статистических показателей о рассмотрении материалов судебного контроля и учитываемых в разд. 4 формы N 1 в 2006 г. был включен показатель о числе рассмотренных ходатайств о привлечении судей к административной ответственности, рассматриваемых коллегиально в судах областного звена и Верховном Суде РФ в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В разд. 5 отражается штатная численность судей в суде в первичном отчете или суммарная штатная численность и число судов, по которым составлен отчет, а также общие показатели аналитической работы в суде - число обобщений судебной практики, в том числе по их результатам внесено представлений и информации в судебную систему и в органы Судебного департамента и в другие органы.

Для полноты учета служебной нагрузки и объема разрешаемых судом гражданско-правовых споров в отдельный раздел в форме N 1 выделены показатели о рассмотрении гражданских исков в уголовном процессе в статистической отчетности о рассмотрении уголовных дел (разд. 7).

Раздел 8 "Сведения по поданным ходатайствам о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей" отражает число лиц, которые подавали ходатайства о рассмотрении дел с участием присяжных заседателей и число отозванных ходатайств, а также число дел, по которым имелись поданные и отозванные такие ходатайства.

Отдельные разделы отражают дополнительную детализацию показателей по рассмотренным ходатайствам в порядке судебного контроля и исполнения приговоров, перечисленным в разд. 4: разд. 6 "Рассмотрение ходатайств о приведении приговоров в соответствие с новым уголовным законом (в порядке ст. 397 п. 13 УПК РФ)", разд. 9 "Сведения о рассмотрении судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу", разд. 10 "Сведения о рассмотрении судами ходатайств о продлении срока содержания под стражей.

В статистической отчетности о рассмотрении не вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам и материалам в порядке уголовного судопроизводства (формы N 6бмс и 6) статистические показатели отражают общий объем и движение дел во второй инстанции, какие судебные постановления (по лицам) обжаловались по каким категориям дел, результаты пересмотра судебных решений. Форма N 6бмс "Отчет о рассмотрении уголовных дел в апелляционном порядке" составляется районными судами, отчеты по форме N 6 "Отчет о рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке" составляется судами областного звена отдельно по пересмотру дел, рассматривавшихся по первой инстанции в районных судах и рассматривавшихся в апелляционном порядке в районных судах (т.е. по делам мировых судей). Отчеты формы N 6 также составляются Верховным Судом РФ - в отношении кассационного пересмотра дел, рассмотренных судами областного звена по первой инстанции, а также непосредственно Верховным Судом РФ. В отчетах представлены показатели по судебным решениям (по лицам), в которые вмешалась соответствующая вышестоящая инстанция. Для отражения результатов рассмотрения дел по удовлетворенным жалобам и представлениям используются категории и группировки уголовных дел, выделенные в форме N 1. Учет лиц осуществляется по основной статье приговора (или другого судебного постановления) нижестоящей инстанции.

В статистической отчетности о работе надзорной инстанции по рассмотрению дел в уголовном производстве (форма N 8) выделяются два этапа надзорного производства: статистические показатели о движении надзорных жалоб и движении дел в президиумах судов областного звена и Верховном Суде РФ, результаты рассмотрения по удовлетворенным надзорным жалобам и представлениям, как по типу принятого решения, так и в отношении всех ранее вынесенных судебных постановлений по делу каждой нижестоящей инстанцией. Отчеты и в судах областного звена, и в Верховном Суде РФ предоставляются отдельно - по пересмотренным в надзорном порядке делам, рассмотренным по первой инстанции мировыми судьями, районными судами, Верховным Судом, а также судами областного звена и непосредственно Верховным Судом РФ по первой инстанции.

Отдельной строкой выделяется движение дел и результаты их рассмотрения в отношении лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, поскольку рассмотрение в надзорном порядке таких дел осуществляется с особенностями процессуального рассмотрения, предусмотренными в Законе РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"*(33).

Таким образом, имеется возможность оценить движение каждой категории дел по судебным инстанциям и стабильность судебных решений по каждой категории.

На основе абсолютных показателей в отчете рассчитывается структура поступивших в суды уголовных дел, доля дел, рассмотренных судами в особом порядке без проведения судебного заседания, доля дел, по которым были нарушены сроки назначения дела, предусмотренные УПК РФ, доли дел, длительно находящихся в производстве судов, структура оконченных производством дел (доли дел с вынесением приговоров, прекращенных производством, дел, возвращенных прокурору и переданных по подсудности или подведомственности), структура видов наказаний, назначенных по приговорам первой инстанции, оснований освобождения от наказания и оснований прекращения уголовных дел, динамика и структура материалов уголовного судопроизводства, рассмотренных в порядке судебного контроля и исполнения приговоров.

Формами первичного статистического учета уголовных дел и результатов их рассмотрения в судах различных инстанций, лиц, проходящих по этим делам, материалов, рассматриваемых в порядке уголовного производства, в судебной статистике являются учетно-статистические карточки на уголовное дело и на подсудимого, журналы учета материалов, рассматриваемых в порядке судебного контроля и исполнения приговоров, материалов по заявлениям частного обвинения.

Учетно-статистическая карточка (далее - УСК) на уголовное дело (форма N 5) является источником для формирования статистической отчетности о рассмотрении уголовных дел по первой инстанции, а статистическая карточка на подсудимого - для формирования баз данных в субъектах Российской Федерации по лицам, в отношении которых судебные постановления по существу уголовных дел вступили в законную силу, а также статистической отчетности по судимости на основе этих баз данных. На основании журналов регистрации материалов в уголовном судопроизводстве формируется статистическая отчетность о рассмотрении материалов в порядке судебного контроля: ходатайств о применении меры пресечения в виде содержания под стражей и о продлении срока содержания под стражей, о производстве следственных действий (с выделением каждого вида в соответствии с ч. 2 ст. 129 УПК РФ); о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"; жалоб на действия лиц, осуществляющих уголовное производство (ст. 125 УПК РФ); ходатайств о применении меры пресечения в виде домашнего ареста; представлений о даче заключений о наличии преступления в действиях лиц, определенных ст. 448 УПК РФ; жалоб на решения об экстрадиции (ст. 463 УПК РФ) и т.д.

Учет дел в апелляционной инстанции осуществляется в УСК на уголовное апелляционное дело (форма N 5.2), в кассационной инстанции в судах областного звена - в УСК карточке на уголовное кассационное дело по форме N 7о, надзорные жалобы и принятые к производству президиумами дела в порядке уголовного производства учитываются соответственно в УСК N 12 и 14.

В автоматизированном судебном делопроизводстве учет осуществляется в электронных картотеках, содержащих учетные реквизиты указанных документов. Электронная картотека первой уголовной инстанции содержит также все необходимые учетные показатели статистической карточки на подсудимого для выделения затем в базу данных судимости. При использовании автоматизированного судебного делопроизводства в федеральных судах данные о подсудимом из картотеки первой уголовной инстанции переносятся в базу данных статистических карточек на подсудимого.

Систему статистической отчетности по гражданским делам составляют форма N 2 "Отчет о рассмотрении гражданских дел по первой инстанции", форма N 7бмс "Отчет о рассмотрении гражданских дел в апелляционном порядке", форма N 7 "Отчет о работе судов по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке", форма N 9 "Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в надзорном порядке".

Исторически сложилось, что гражданско-правовая судебная статистика имела в своем составе меньший объем показателей в сравнении с уголовно-правовой судебной статистикой, что в советский период было обусловлено узостью гражданского оборота, стабильностью структуры гражданско-правовых споров. Изменения в экономике страны, социальное расслоение общества повлияли на рост обращений граждан и организаций за судебной защитой и появлением в судебной практике разнообразных категорий дел, относящихся к различным подотраслям гражданского законодательства, повлияли на изменение традиционной структуры гражданских дел.

Последние пять лет средний ежегодный прирост принятых к производству гражданских дел по первой инстанции в судах общей юрисдикции составляет более 15% (в 2005 г. 6,7 млн., в 2006 г. - 7,6 млн., 2007 г. - 9 млн.), а в 2009 г. (13,4 млн.) в сравнении с 2008 г. (10,6 млн.) составил более 26%. По итогам 2010 г. судами общей юрисдикции рассмотрено 14 млн. гражданских дел. Таким образом, объем гражданских дел вырос за последние пять лет вдвое, а за 15 лет с 1995 г. (2,8 млн.) - в 5 раз.

Отличие сложившейся системы показателей гражданско-правовой судебной статистики от уголовно-правовой судебной статистики состоит в том, что учет осуществляется только по характеристикам дел и материалов в порядке гражданского судопроизводства. Характеристики участников процесса - юридических и физических лиц - в настоящее время в первичном статистическом учете и отчетности не отражаются. В отличие от уголовно-правовой статистики, где качественной характеристикой уголовного дела и подсудимого являются состав преступления (часть и статья УК РФ), выделяемые в статистическом учете и отчетности категории гражданских дел определяются видом судебного производства, отнесением спора к определенной отрасли материального законодательства (брачно-семейное законодательство, трудовое, жилищное и т.п.). При этом выделяются только преобладающие по объему категории дел в судебной практике. В связи с этим можно утверждать, что отнесение дел к выделенным в отчетности категориям в первичном учете носит отчасти субъективный характер. Учет движения дел осуществляется только по основному требованию без учета дополнительных или встречных требований и имеет особенности, обусловленные гражданским процессом.

Существенные изменения в процессуальном законодательстве в связи с принятием КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., оказали влияние на содержание статистических показателей рассмотрения судами дел об административных правонарушениях. Статистика рассмотрения судами дел об административных правонарушениях многие годы была представлена только статистическим отчетом о результатах рассмотрения по наиболее распространенным правонарушениям и определенным видам административных взысканий (форма N 1а). В конце 80-х годов XX в., когда Госкомстат СССР ввел единую статистическую отчетность для всех государственных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях (форму N 1-АП), в отчетности судов стали выделяться показатели результатов рассмотрения по каждой статье КоАП РСФСР. Именно эта форма отчетности легла в основу дальнейшего совершенствования административно-правовой судебной статистики, в которой были выделены правонарушения по статьям КоАП, подсудные судам общей юрисдикции, правонарушения, непосредственно неподсудные судам, предусмотренные Таможенным кодексом РФ*(34), предусмотренные отдельными законами Российской Федерации. Отмена или изменение судебных постановлений по делам об административных правонарушениях самим судьей по протесту прокурора или председателем вышестоящего суда (ст. 274 КоАП РСФСР) в статистике не учитывались. Пересмотр несудебных постановлений осуществлялся в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РСФСР, т.е. дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях учитывались в судебном делопроизводстве как гражданские дела и отражались в статистической отчетности о рассмотрении гражданских дел (в форме N 2в раздела "Дела из административно-правовых отношений" в строке "по делам об административных правонарушениях").

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П положения статей КоАП РСФСР, исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебных решений еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки, признаны не соответствующими Конституции РФ, в связи с чем был введен отдельный учет случаев отмены или изменения постановлений по делам об административных правонарушениях кассационной и надзорной инстанциями.

С вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ была значительно расширена подведомственность дел об административных правонарушениях судам. КоАП РФ предусмотрел порядок обжалования и пересмотра постановлений об административных правонарушениях в судебном порядке как вынесенных нижестоящими судами, так и иными государственными органами.

Объем дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судами по первой инстанции, возрос с 2001 г. с 1,5 млн. почти до 4 млн. по итогам 2005 г., и еще за 4 года лет вырос на до 5 млн. 660 тыс. дел, учтенных в 2009 г. По итогам 2010 г. отмечен впервые незначительный спад числа рассмотренных дел об административных правонарушениях - 5,3 млн. С развитием мировой юстиции с 2002 г. начинает расти доля дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в соответствии с определенной КоАП РФ подсудностью мировыми судьями. Распределение долей между мировыми судьями и районными судами в 2008-2010 гг. составляет примерно 95% и 5% соответственно.

Разделение в соответствии со ст. 20.1 КоАП РФ между мировыми судьями и районными судами подсудности дел об административных правонарушениях усложнило структуру и содержание статистической отчетности. Кроме того, показатели статистической отчетности отражают отдельно пересмотр постановлений, вынесенных по первой инстанции судами (мировыми судьями или федеральными судами общей юрисдикции), и судебный пересмотр постановлений, вынесенных иными уполномоченными государственными органами. Соответственно жалобы рассматриваются районными судами на постановления мировых судей, судами областного звена - на вступившие в силу постановления судей районных судов в надзорном порядке. Кроме того, в порядке, предусмотренном КоАП РФ, районными судами рассматриваются дела по жалобам и протестам на постановления несудебных органов, не вступившие в силу решения районного суда по которым затем могут быть обжалованы в суд областного звена. Жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановления и последующие решения рассматриваются судами областного звена и Верховным Судом РФ.

В статистический отчет формы N 1-АП с 2003 г. были введены разделы о пересмотре дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях, а также о результатах рассмотрения жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Отчет формы N 1-АП о рассмотрении федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел об административных правонарушениях состоит из 7 разделов и содержит показатели результатов рассмотрения дел по составам правонарушений по привлеченным к административной ответственности лицам.

В разделе 1 отражаются результаты рассмотрения дела в отношении лиц по составам правонарушений, подведомственным судам (по отдельным наиболее распространенным статьям КоАП РФ или по отдельным главам КоАП РФ), отдельной строкой - по составам, относящимся к подведомственности других органов, а также по административным правонарушениям, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации. По строке отчета выделяются результаты рассмотрения дел в отношении юридических лиц. По графам статистической таблицы выделяются результаты производства по делу [всего рассмотрено, в сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ и другими нормативными актами, возвращено для устранения недостатков протоколов (ст. 29.4 ч. 1 п. 4 КоАП РФ), передано по подведомственности, прекращено производство с передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия, орган дознания или по другим основаниям, в том числе освобождено от административной ответственности, включая устное замечание*(35)] субъектному составу правонарушителей (юридические лица, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, иные физические лица), видам назначенных административных наказаний, основным и дополнительным, суммам наложенных и взысканных штрафов.

Отличие структуры формы N 1-АП от других форм отчетности в судах общей юрисдикции состоит в том, что ее разделы содержат сведения как о рассмотрении дел об административных правонарушениях по первой инстанции, так и последующих судебных инстанций, осуществляющих пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных как судами (мировыми судьями или районными судами), так и иными государственными органами*(36).

При неизменной содержательной сути конкретные показатели форм статистической отчетности претерпевают изменения и в различной степени ежегодно корректируются в связи с изменениями законодательства, судебной практики и потребностями в информации. Основные изменения в структуре и содержании статистической отчетности о работе судов и судимости в период 2002-2010 гг. были обусловлены введением новых процессуальных кодексов или внесением в них изменений, необходимостью отражения объемов и качественных характеристик работы мировых судей, апелляционной инстанции, изменений в уголовном законодательстве. Введены новые формы отчетности о рассмотрении уголовных и гражданских дел в апелляционной инстанции (формы N 6бмс и 7бмс). В 2001 г. вводились приложения к формам N 1 и 2 - о рассмотрении категорий дел, подсудных мировым судьям, которые с 2002 г. были упразднены, а в указанных формах выделялись отдельными строками категории дел, подсудные мировым судьям, для уточнения структуры и объема рассматриваемых ими дел.

Статистическое наблюдение состояния судимости осуществляется на основании единого документа первичного статистического учета для всех федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды) и мировых судей - статистической карточки на подсудимого (далее - СКП). СКП является документом первичного учета для формирования статистики судимости. В ней систематизирована информация о подсудимом, относящаяся к данным о личности социально-демографического характера, о наличии судимостей на момент совершения преступления и о неснятых и непогашенных судимостях по приговорам на момент судебного рассмотрения по текущему обвинению, составах преступления по обвинению и по результатам судебного рассмотрения, об уголовном наказании, назначенном по основной статье по приговору, и итоговом наказании с учетом совокупности преступлений или приговоров. СКП заполняется во всех судах общей юрисдикции (в том числе мировыми судьями) на основании приговора или иного судебного постановления по существу обвинения после вступления в законную силу приговора или иного судебного постановления по существу уголовного дела (о прекращении уголовного дела по различным основаниям или о применении в отношении лица принудительных мер медицинского характера). СКП подписывается судьей, рассмотревшим уголовное дело. С учетом корректив, внесенных второй инстанцией (в апелляции и кассации) по состоянию вступившего в законную силу приговора или иного судебного постановления, сведения вводятся в базу данных по судимости в специальное программное обеспечение*(37), в котором настроен логико-юридический контроль между значениями показателей СКП, обеспечивающий корректность данных.

Образец статистической карточки утверждается приказом Судебного департамента. С 1 января 2011 г. действует структура статистической карточки, утвержденная приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. N 271, в 2010 г. - утвержденный приказом от 16 октября 2009 г. N 187. В 2008-2009 гг. действовал образец, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 ноября 2007 г. N 146 "Об утверждении статистической карточки на подсудимого". Внесение изменений в структуру показателей СКП обусловливается как изменениями в уголовном или уголовно-процессуальном законодательстве, так и потребностями анализа судебной практики. Так, в структуру показателей СКП с 2010 г. введены "Коррупционный мотив преступления", "Экстремистский мотив преступления", "Орудие преступления", с 2011 г. расширен перечень значений показателя "Род занятий" для выделения в отчетности о судимости за коррупционные преступления сотрудников органов внутренних дел, налоговых органов, госпожарнадзора, таможенных органов, судебных приставов, сотрудников службы исполнения наказания и введен новых показатель в раздел "Сведения о приговоре (постановлении)" об отказе прокурора от обвинения.

До 2008 г. действовала структура СКП, разработанная еще в Министерстве юстиции Российской Федерации в связи с введением в действие с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса РФ, в значения показателей которой вносились необходимые изменения, как правило, при утверждении форм статистической отчетности на текущий год*(38).

Новая структура статистической карточки на подсудимого максимально приближена по структуре к статистической карточке формы N 6, заполняемой судами в соответствии с межведомственным приказом "О едином учете преступлений". В обеих карточках имеются разделы, включающие учетные показатели по каждому составу преступления (эпизоду предъявленного обвинения), связанные с результатом судебного рассмотрения и обвинению по приговору или иному судебному постановлению. В специальном разделе был предусмотрен учет показателей по преступлениям военнослужащих.

В 2007 г. впервые за последние несколько десятилетий была сформирована объединенная статистическая отчетность по судимости, включающая сведения по военным судам. В целях опытной эксплуатации программного обеспечения для ведения базы данных по судимости под новую структуру статистической карточки на подсудимого она была утверждена на 2007 г. только для военных судов, данные о судимости в которых ранее автоматизированно не обрабатывались. При этом из действующей и новой структур статистической карточки было настроено формирование единых форм статистической отчетности. В 2008 г. на новую структуру СКП перешли все остальные федеральные суды общей юрисдикции, а с 2009 г. - и мировые судьи.

В структуре действующей статистической карточки на подсудимого*(39) предусмотрена справочная часть, состоящая из номера статистической карточки, фамилии, имени и отчества подсудимого, кода и наименования суда первой инстанции или номера судебного участка мирового судьи, кода и Ф.И.О. судьи, рассмотревшего дело по первой инстанции, числа подсудимых по делу. Номер статистической карточки является уникальным для всех судов общей юрисдикции и состоит из кода субъекта Российской Федерации, кода суда, порядкового номера в суде и года, в базу данных которого включается СК, что обеспечивает ее идентификацию как в базе данных по судимости в субъекте Российской Федерации, так и в базе данных по судимости по Российской Федерации в целом*(40). Реквизиты этой части СКП служат для идентификационной цели, в том числе для поиска судебных постановлений по интересующим данным в статистических отчетах.

В десяти информационных разделах статистической карточки сгруппированы учетные показатели, характеризующие подсудимого, его предыдущие неснятые и непогашенные судимости, преступления, в которых лицо обвиняется, результаты судебного рассмотрения и характеристика назначенных уголовных наказаний по основной статье по приговору (по которой судом назначено более тяжкое наказание) и итоговому наказанию с учетом совокупности преступлений или приговоров, сведения о результатах обжалования судебного постановления:

1. Сведения о подсудимом.

2. Неснятые и непогашенные судимости.

3. Сведения о преступлении(ях).

4. Составы преступлений.

5. Сведения о приговоре (постановлении).

6. Назначено наказание по основной статье приговора.

7. Итоговое наказание по обвинительному приговору.

8. Апелляционное, кассационное рассмотрение дела.

9. Сведения о преступлениях военнослужащих.

10. Дополнительные сведения.

Заполнение статистической карточки осуществляется выбором кода значения учетного показателя, соответствующего содержанию судебного постановления.

В разделе "Сведения о подсудимом" учетные показатели социально-демографического характера: данные о возрасте, гражданстве, месте жительства, образовании, роде занятий, занимаемой должности, судимости указываются на момент совершения преступления, не на момент вынесения приговора или иного судебного постановления.

Раздел "Неснятые и непогашенные судимости" характеризует ранее вынесенные приговоры в отношении лица, по которым судимости не сняты и не погашены на момент судебного рассмотрения, которые должны быть учтены при вынесении итогового наказания. Приговоры указываются под порядковыми номерами в хронологической последовательности. По каждому приговору указывается его дата, составы по обвинению по приговору, итоговое наказание, основания освобождения от наказания и сведения об отбытии наказания.

В разделе "Составы преступлений" заполнение кодов значений статистических признаков осуществляется по каждому составу преступления согласно обвинению, указанному в обвинительном заключении или обвинительном акте (по каждому эпизоду преступления), результат судебного рассмотрения, в том числе с учетом переквалификации обвинения и соответствующему составу преступления по приговору или иному судебному постановлению. Основная статья определяется исходя из наиболее строгого наказания по обвинительному приговору суда. Если вынесен оправдательный приговор или постановление о прекращении дела, то основная статья определяется по санкции статей УК РФ. Состав преступления указывается с учетом квалификации стадии совершения преступления (ст. 30 УК РФ), вида соучастия (ст. 33 УК РФ), совершения преступления группой лиц (ст. 35 УК РФ). По приговору указываются также дополнительные характеристики по каждому составу преступления по показателям "Состав преступной группы", "Рецидив", "Состояние опьянения", "Место совершения преступления", "Отрасль хозяйства", "Отношение к предприятию (для преступлений против собственности)", "Предмет посягательства", "Орудие посягательства", "Коррупционный мотив преступления", "Экстремистский мотив преступления".

Показатели раздела "Сведения о приговоре (постановлении)" характеризуют результаты рассмотрения дела в отношении лица по приговору или иному судебному постановлению по существу дела, особенности рассмотрения дела судом, применение судом уголовно-процессуальных мер, назначение вида исправительного учреждения при определении срока лишения свободы и определение судом принудительного лечения или обязанности пройти лечение.

Показатели разделов "Назначено наказание по основной статье приговора", "Итоговое наказание по обвинительному приговору" характеризуют виды наказаний, назначенных по обвинительному приговору, их размеры, особенности назначения и основания освобождения от наказания, назначенного по приговору суда.

Раздел 10 "Дополнительные сведения" предусмотрен для отражения дополнительной информации, не использующейся при расчете статистических показателей в отчетности, но необходимой для достоверности информации в базе данных, в том числе в форме текстовых примечаний, которая не может быть зафиксирована с помощью значений учетных показателей, но важна для обеспечения достоверности статистической информации. Так, например, в данный раздел помещается пояснение, когда составы преступлений были квалифицированы по статьям УК РСФСР. Поскольку в БД по судимости учет осуществляется только по составам преступлений УК РФ, то при вводе данных выбирается аналогичный состав преступления. Заполнение примечания является также обязательным, если данные СКП вносятся в соответствии с судебным постановлением, но не проходят определенные логические условия. Такая СКП может быть включена в базу данных с отключением проверки на логические условия со статусом "Некорректная" с пояснением, какое условие и почему не соблюдено.

В этом разделе также предусмотрен учет даты поступления дела в суд и стадии рассмотрения дела для возможности формирования СКП до вступления в законную силу судебного постановления (например, при направлении СКП, заполненной по результатам рассмотрения уголовного дела в первой инстанции, вместе с делом в вышестоящую инстанцию).

Порядок заполнения показателей статистической карточки на подсудимого изложен в разделе "Формирование статистической отчетности о судимости" Инструкции по ведению судебной статистики.

Отметим, что судебная статистика о судимости является важнейшей составной частью статистической информации о преступности и лицах, привлеченных к уголовной ответственности, о деятельности судов по осуществлению уголовного правосудия и применении всего арсенала уголовно-правовых средств, предусмотренных уголовным законодательством; об адекватности этих средств характеру и опасности посягательства и личности преступника; о справедливости и обоснованности назначенных уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер и в целом об эффективности уголовного законодательства и уголовной политики государства.

Статистическая карточка на подсудимого в судебной системе функционально служит только статистическим задачам, не связана непосредственно с организацией судебного делопроизводства, однако в определенной мере может быть использована в качестве вспомогательной информационно-справочной базы данных*(41). На основе данных СКП может проводиться в судах обобщение судебной практики. Информация из базы данных по судимости также используется региональными информационными центрами внутренних дел в ходе выверок полноты и корректности информации о лицах, совершивших преступления, содержащихся в оперативно-справочных картотеках.

На основе баз данных статистических карточек на подсудимого формируется десять статистических отчетов о судимости:

- форма N 10.1 - Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания.

- форма N 10.2 - Отчет об особенностях применения реальных мер наказания (отражает случаи применения ст. 64, 69, 70 УК РФ при назначении наказания, назначения видов исправительных колоний). В раздел также включены показатели по основаниям прекращения уголовного дел;

- форма N 10.3 - О видах наказания по основной квалификации по всем частям статей УК РФ;

- форма N 10а - Приложение к формам N 10, 11. Содержит показатели о числе осужденных по основной и дополнительной квалификации преступления;

- форма N 11 - Отчет о составе осужденных, места совершения;

- форма N 11а - Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства;

- форма N 12 - Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Содержит показатели по возрасту, занятиям, прежним судимостям, видам уголовных наказаний;

- форма N 6 МВ-НОН - Сведения о лицах, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Форма входит в состав межведомственной статистической отчетности по контролю за оборотом наркотиков;

- форма N 10.4 - Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям УК РФ по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям (отчет сформирован впервые за 6 месяцев 2009 г., по статистическим показателям отслеживается судьба квалификации обвинения по составам террористической, экстремистской и коррупционной направленности);

- форма N 10.5 - Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей (отчет сформирован впервые за 6 месяцев 2009 г.).

В отличие от отчетности о работе судов, формируемой непосредственно в судах, отчетность по судимости формируется на основе баз данных статистических карточек на подсудимого в территориальных органах Судебного департамента по соответствующим субъектам Российской Федерации и в окружных (флотских) военных судах по военным округам.

Сводные отчеты по всем районным судам и участкам мировых судей о судимости формируются в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах на основе баз данных статистических карточек на подсудимого, предоставляемых всеми федеральными судами общей юрисдикции субъекта и участками мировых судей (в соответствии с установленным порядком сбора сводной отчетности в регионе), по гарнизонным военным судам - в соответствующем окружном (флотском) военном суде. В электронном виде эти отчеты представляются раздельно районным судам и мировым судьям. Суд областного звена формирует отчеты о судимости по вступившим в законную силу судебным постановлениям по первой инстанции и направляет их в Судебный департамент, а базу данных - в территориальное управление Судебного департамента для слияния в базу данных и формирования сводных отчетов по региону. На бумажном носителе в Судебный департамент представляется только сводная отчетность в целом по всем судам в субъекте Российской Федерации.

Из баз данных формируются с использованием автоматизированной настройки алгоритмов расчета статистических показателей утвержденные формы статистической отчетности, которые направляются для формирования сводной отчетности о судимости в Судебный департамент. При необходимости получения дополнительной статистической информации, не предусмотренной утвержденной статистической отчетностью, возможно формирование централизованных динамических запросов к базам данных СКП, накапливаемых по субъектам Российской Федерации в территориальных органах Судебного департамента.

Однако такое решение не в полной мере обеспечивает оперативное выполнение запросов на получение информации, имеющейся в базах данных статистических карточек на подсудимого. В связи с этим Судебный департамент с 2010 г. начал новый технологический этап - проведение работ по формированию консолидированной базы данных по судимости на федеральном уровне*(42). Одновременно с решением задач оперативного доступа к данным непосредственно пользователем информации, в том числе для задач обобщения судебной практики в Верховном Суде РФ, обеспечивается также надежное хранение накопленных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: