Понятие кризиса и причины его возникновения

Антикризисное управление. Определение, проблематика, основный функции.

АКУ – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. АКУ - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптома, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на 4 группы:

1 группа – проблемы распознания предкризисных ситуаций. Надо своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить ее первый признаки, понять ее характер. От этого зависит возможное предотвращение кризиса.

2 группа – проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управлен6ия в условиях кризисной ситуации. Также включает комплекс проблем финансово – экономического характера.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (3 группа проблем). Включает в общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой инфо и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

4 группа проблема включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер. Проблемы банкротства и санации предприятия.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Можно выделить 6 функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости) минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений.

Понятие кризиса и причины его возникновения.

Некоторые полагают, что понятие кризиса относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только менее или более острые про­блемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управле­ния. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами. Такие представления могут иметь весьма негативные последствия: если с этих позиций рассматривать управление фирмой, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом.

Развитие характеризует изменения предмета, средств труда и человека. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Фактом развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии. При этом, конеч но, меняются и условия функционирования социально-экономи­ческой системы.

Возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, но их возникновение обусловлено не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития — они могут возникать и в самих процессах функционирования. Это, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, точными технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: