Пути преодоления кризисов государственного уровня

Современное и будущее состояние российского общества насто­ятельно требует опережающего государственного управления, т.е. управленческой деятельности, носящей профессиональный и творческий характер, способной переводить опыт и ценности об­щества в процесс социализации, активно соединяющей знания с практикой, несущей в общество добро и наукоемкие технологии.

Государственное управление опирается на государственную власть. Россия лишь ступила на путь демократического развития и создания в этих целях необходимых общественных и государственных институтов. Авторитарное прошлое мешает новому, тормозит его продвижение, пытается воспроизвести себя в новом облике. Этим можно объяснить устойчивые нарушения в функционировании многих государственных органов. Эти дисфункции принято называть организационной патологией. Формой организационной патологии является господство структуры над функцией — когда организационные системы, созданные для выполнения той или иной функции, стремятся к самодовлеющему поведению. В нормативном соотношении функция первична, и организационная структура должна подстраиваться под нее, видоизменяясь по мере эволюции функции.

Разновидностями организационной патологии являются также социальная дезорганизация, бюрократизм, образование.

Возможность появления организационной патологии ставит вопросы об управляемости ведомства, его рациональности, способ­ности к диверсификации. Решение любого из этих и других вопро­сов неизбежно приводит к тому, что управленческие отношения, с одной стороны, выступают как объективно обусловленные, скла­дывающиеся между людьми независимо от того, какой стороной этих отношений они являются — активной или пассивной, а с дру­гой стороны, они являются сознательными волевыми отношения­ми, отношениями субъективного порядка.

Изменения социально-экономических условий жизнедеятельно­сти общества приводят к совершенствованию качеств, их видоизме­нению или приобретению новых качеств в отношениях управления.

Изменившиеся условия предъявляют совершенно новые требова­ния к системе государственного управления. Старая система управле­ния была основана на иерархической субординации, дистанцированности государственных структур и служащих от населения, насажде­нии атмосферы секретности. Действовавшие тогда атрибуты в условияхпостиндустриального общества неприменимы, поэтому требуются ко­ренные изменения в системе управления общественными процессами. Реформа, по мнению западных специалистов, призвана выпол­нить триединую задачу: 1) привести к установлению новых отноше­ний между государством и его гражданами, 2) способствовать вве­дению новой практики принятия решений в государственных орга­нах, 3) помочь развитию между государством и государственными служащими отношений, основанных на доверии,4).

Совершенствование управленческих отношений — одно из ус­ловий преодоления кризиса государственной системы управления, поскольку охватывает отношения политической и административ­ной деятельности, роль чиновников в государственном управлении и в развитии бюрократии, отношения руководителей и подчинен­ных, нравственность, контроль, социальную ответственность госу­дарственных служащих.

Современный государственный аппарат продолжает оставаться громоздким и неповоротливым, не в полной мере приспособлен­ным к условиям рыночной экономики. Не отвечают возросшим тре­бованиям и кадры государственной службы. «Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены к решению стратеги­ческих задач, а знание чиновниками современной науки управле­ния - это все еще очень большая редкость. В связи с этим необхо­димо проведение административной реформы. Ее результатом дол­жно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: