Организовать школу ФЗО

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР и приказа Начальника Главного Управления трудовых резервов издаётся приказ №192 от 9 октября 1954 года начальника Молотовского областного управления трудовых резервов Трофима Васильевича Ставера «Об организации школы ФЗО №4 на базе строительного управления «МОЛОТОВСТРОЙ» на 200 учащихся для подготовки квалифицированных рабочих строительных профессий с 10-месячным сроком обучения (Л34). Устанавливается план приёма молодёжи на IV квартал 1954 года по профессиям: плотники-штукатуры – 50 человек; штукатуры-фасадчики – 50 человек; каменщики-печники – 50 человек; маляры-стекольщики – 25 человек; столяры-станочники – 25 человек (Л28).

Этот день следует считать официальным днём рождения лицея. Первым директором назначается Анатолий Александрович Кутумов (Л29), а его помощником по культурно-воспитательной работе Андрей Константинович Басалгин (Л30). Штат школы, состоявший из 30 человек, предусматривал иметь кроме обслуживающего персонала старшего мастера, двух воспитателей и восемь мастеров производственного обучения. (Л48).

На укомплектование школы сотрудниками за счёт квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров управления «Молотовстрой» и, как подчёркивалось в приказе, временное размещение в сборно-щитовых бараках пос. Осенцы отводилось две недели.

По распоряжению областного управления трудовых резервов об очередном призыве (мобилизации) в ноябре – декабре проведён первый набор учащихся – «фабзайчат», как их ласково называли (Л31). Всего 212 человек: 160 юношей и 52 девушки (Л1). Это была в основном сельская (неколхозная) молодёжь в возрасте 16-18 лет (Л2). Будущие строители приехали из Очёрского, Чернушинского, Березовского, Ординского, Кишертского, Юрлинского, Юсьвенского, Оханского, Карагайского, Сивинского, Еловского, Куединского, Бардымского районов, городов Кизела, Соликамска, Чёрмоза, Кунгура, Краснокамска, Добрянки Молотовской области, Башкирской, Мордовской, Татарской, Удмуртской АССР, Кировской, Курской, Витебской, Тамбовской, Белгородской, Днепропетровской, Свердловской областей, Краснодарского края (Л3).

По уровню образования первый набор учащихся был очень разнороден: 84 человека окончило 7 классов, 38 человек – 6 классов, 48 человек – 5 классов, 28 человек – 4 класса и два учащихся – 3 класса (Л46).

19 ноября школу возглавил Андрей Анатольевич Басалгин (Л32). 17 декабря 1954 года в 8 учебных группах начались занятия. Преподавали спецтехнологию строителей, политическую подготовку и физкультуру.

Учёба длилась 10 месяцев. Обучали только профессии. Выпускники получали четвёртый разряд и направлялись в распоряжение управления«Молотовстрой» готовыми работать самостоятельно. Практические навыки учащиеся получали также на стройке. Они имели единую форму, обеспечивались бесплатным питанием, им выплачивались стипендия и часть денег, заработанных на практике.

Становление школы и бытовое положение учащихся было очень трудным. Школа занимала три каркасно-щитовых барака под общежития, ещё в одном находился учебно-административный корпус. Бараки ветхие, крыша протекала, а так как они предназначалось под снос, печи не были отремонтированы, и температура зимой в помещениях не превышала 4-5 градусов тепла (Л36). После первого выпуска и передачи учащихся базовому предприятию бараки пошли на слом. Отсутствовали свои мастерские и столовая.

Трудностей добавляла и частая сменяемость кадров сотрудников школы. В 1955 году поменялось 39 сотрудников при штате школы в 30 человек (Л37). И такая ситуация была характерна для большинства недавно созданных учебных заведений системы трудовых резервов. Квалифицированных кадров не хватало. Одновременно с профессиональным обучением инженерно-педагогический состав осваивал ещё и азы педагогики.

Какими они были, самые первые учащиеся школы? С фотографии тех лет на нас смотрят недетские глаза детей военной поры 1937-1940 г.г. Рождения. У большей половины отцы полегли в сражениях Великой Отечественной войны. Дома остались меньшие братья и сёстры. Но эти юноши и девушки с малых лет приучены к труду, умели и могли работать. Знали цену крестьянского хлеба. Крестьянский же хлеб он и горький, и вкусный, и честный, и жаркий, и всегда неимоверно тяжёлый.

Одновременно по распоряжению областного управления трудовых резервов школа приняла 40 детей-сирот из Кировской, Свердловской и Витебской областей (Л41). Такая практика сохранялась и в последующие годы.

Учёба в школе предоставляла ребятам не только возможность получить профессию, стать рабочими, находясь на государственном обеспечении, но и давала путёвку в новую и большую жизнь. Они были рождены для трудностей и не боялись их.

В октябре 1955 года состоялся первый выпуск. Официальные документы сохранили имена не только первых учащихся школы, но и фамилии лучших из них, окончивших школу с повышенным пятым разрядом и благодарностью. Это: Николай Степанович Дьяконов, Александр Николаевич Кондрин, Александр Ильич Ширяев, Николай Геннадьевич Радостев, Виктор Максимович Фролов, Владимир Иванович Мороков, Николай Егорович Редькин, Сергей Александрович Шестаков, Владимир Викторович Жаков, Михаил Михайлович Бажутин, Григорий Евгеньевич Булычев, Борис Николаевич Трифонов, Виктор Александрович Назаров, Валерий Петрович Праздничных, Павел Иванович Наугольных, Ирина Станиславовна Зюко, Ольга Михайловна Язева (Л4).

205 молодых строителей были направлены на строительство нефтеперерабатывающего и ТЭЦ-9. Они были первыми… Один учащийся отчислен за нарушение дисциплины, а шесть человек выбыли по болезни и семейным обстоятельствам.

В 1954-1956 годах мастерами и воспитателями работали: А.Ф. Шайхин, В.И. Огурцов, Н.Т. Белан, П.В. Копытова, И.М. Михалёв, А.Ф. Зеленин, И.И. Минченко, Г.Н. Сычугов, А.И. Фалей, А.С. Тестеров, Киреев, Урбан, М.А. Шилова, В.Ф. Худорожкина, А.Н.Жмыхов, А.Ф. Ловков, А.П. Синицин (Л5).

13 октября 1955 года школа ФЗО преобразована в строительную школу №4 с плановым контингентом 250 человек. Администрации школы было предоставлено право принимать лиц, желающих учиться строительным профессиям, в возрасте от 18 до 26 лет, демобилизованных воинов Советской Армии. Разрешалось производить денежные выплаты этим учащимся в размере 50% с суммы зарплаты, перечисленной школе строительствами за работы, выполненные учащимися в период прохождения производственной практики (Л35).

В декабре коллектив учащихся и сотрудников переезжает в три новых типовых шлакоблочных здания в пос. Аварийный (в 1956 году переименован в пос. Первомайский). Бытовые условия улучшились, но весь 1956 год из-за отсутствия водопровода завтраки и обеды привозили из столовой №3 в пос. Осенцы, а ужин выдавался сухим пайком. Не хватало постельных принадлежностей, кроватей, обмундирования, так как численность учащихся более чем в два раза превышала плановую и составляла 534 человека (Л44).Из-за скученности в общежитиях под спальни вынуждены были отдать спортзал и клуб (Л45).

Воспоминания участников труднейшего начального периода истории училища имеют для нас неоценимое значение. Вспоминает старейший работник лицея Надежда Ивановна Белёва:

• Бытовых неудобств хватало, но учащиеся понимали, что они временные и не жаловались. Большинству дома жилось гораздо хуже. Отсутствовали производственные мастерские. Базовое предприятие не всегда обеспечивало учащихся фронтом работ на практике. Разносолами ребят, конечно, не баловали, но кормили сытно. Жили дружно. Ребята были приучены к труду, так как почти все приехали на учёбу из сельской местности. Старших привыкли уважать. Никогда не слышала по отношению к себе грубого слова, а я тогда работала библиотекарем. Были безобразники, но отъявленных хулиганов я не помню. Проводились вечера дружбы с молодыми рабочими и китайскими добровольцами, которые приехали в Советский Союз на учёбу и стажировку. Очень хорошо была поставлена физкультурная работа, художественная самодеятельность. Каждый год учащиеся принимали участие и побеждали в традиционной эстафете на приз газеты «Уральская стройка». Летом уходили в турпоходы по родному Прикамью.

Стремились больше читать. В свободное время в библиотеке училища всегда было много ребят. В клуб «Дружба» в пос. Первомайский очень часто приезжали известные артисты, писатели. Никто не скучал, но на первом месте всегда оставалось учёба.

С каждым годом уделялось всё больше внимания здоровью учащихся. Летом организовывались лагеря отдыха, обустраеваемые методом народной стройки, а в течение учебного года можно было укрепить здоровье в санаториях выходного дня.

В июле 1957 года последовала очередная реорганизация – строительная школа была преобразована в строительное училище со сроком обучения два года и плановой численностью в 300 человек (Л38). Первыми руководителями СУ №4 стали: Пётр Павлович Худяков – директор, Мария Яковлева Штен – старший бухгалтер, Леонид Николаевич Бендер – помощник директора по культурно-воспитательной работе, Клавдия Петровна Полякова – старший мастер производственного обучения (Л39).

Начали принимать юношей и девушек 15-16 лет. Предпочтение отдавалось местной молодёжи, но как и в прежние годы учиться приезжали в основном сельские ребята и девчата.

С изменением статуса учебного заведения возросла его хозяйственная самостоятельность. За учащимися и работниками училища сохранялись условия, установленные для строительных школ. Разрешалось производить денежные выплаты учащимся в размере одной трети доходов от производственной деятельности и работы учащихся на стройках и предприятиях 25% училище могло расходовать на совершенствование учебно-материальной базы, капитальное строительство методом народной стройки и улучшение культурно-бытового обслуживания сверх средств, отпущенных на эти цели. Остальная часть доходов поступала в Госбюджет.

Повысились требования и к образовательному уровню желающих учиться. Уже с 1957 года в училище могли поступить юноши и девушки с образованием не ниже 7 классов. Расширялся перечень учебных дисциплин. Предусматривалось более глубокое изучение спецтехнологии строителей. Увеличилось количество времени, отводимого на производственное обучение (Л40). Серьёзной переработке подверглись учебные планы и программы производственного обучения, дооборудованы приспособленные под мастерские помещения, учебные классы и лаборатория по испытанию строительных материалов.

Жизнь постепенно налаживалась. Учащиеся училища на фотографиях конца пятидесятых выглядят совсем по-другому. На лицах улыбки и уверенность в себе. Обыкновенные ребята с разными характерами и наклонностями, интересами, взглядами на жизнь и людей, но всех их объединяла любовь к труду и учёбе.

К концу 50-х годов хорошо работала своя художественная самодеятельность. Будущие строители увлечённо занимаются в хоре, фото кружке и струнном оркестре, но особой популярностью пользуется драматический кружок. Коллектив училища с 1957 года становится постоянным и успешным участником областных фестивалей молодёжи системы начального профессионального образования, спартакиад, выставок технического творчества учащихся.

В 1956 году строительное управление «Молотовстрой» переименовали в «Пермстрой», строительство нефтеперерабатывающего завода в Перми Центральный Комитет ВЛКСМ объявил Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1957 году строительное управление становится строительно-монтажным трестом №7 Главзападуралстроя.

Коллектив училища стремился всегда жить жизнью огромной стройки и всей страны. В октябре и декабре 1960 года вышли постановления бюро ЦК КПСС по РСФСР и бюро ЦК ВЛКСМ об оказании учащимися строительных училищ помощи ударным комсомольским стройкам (Л56).

В течение 1961 года 325 учащихся во главе с мастерами производственного обучения ударно трудились на объектах Пермского нефтеперегонного завода (Л6). По неполным данным, выполнены следующие работы: каменная кладка в объёме 5.270 м3 на сумму 13.175 рублей, отделочные работы 18000м2 на 12.700 рублей, изоляционные работы – 4.320 м2 на 2.670 рублей, столярно-плотницкие работы на 1.820 рублей. Самостоятельно возводились: битумная установка (группа №11, мастера Б.Г. Бабушкин и Н.М. Пермякова), электроподстанция (группа №1, мастер А.М. Трефилов), ремонтно-строительный цех НПЗ (группа №4, мастер Н.И. Алёшин), изоляционные работы на термическом крекинге (группа №15, мастер В.П. Молоствова), группа №3 мастера А.В. Дурыманова построила 3 теплицы, а группа мастера Б.Г. Бабушкина закончила строительство водонапорной башни в Верхнемуллинском совхозе (Л7).

Разве это не трудовой энтузиазм, не желание вместе со всеми участвовать в великих трудовых свершениях? Что бы сегодня ни говорили и ни писали о том времени, уверен, и большинство юношей и девушек искренне верили в цели, провозглашённые партией, честно трудились и гордились своей профессией. В 60-е годы ни родители, ни школьные учителя не пугали своих детей и учеников перспективой: «Будешь плохо учиться пойдёшь в ПТУ». Быть рабочим было почётно, а труд строителей был почётен вдвойне.

Учащиеся также работали на строительстве ТЭЦ-9, жилья, печатной фабрики «Гознак», других объектов. Сколько было ликования и радости, когда 26 октября 1957 года был пущен первый трамвай по маршруту «Осенцы – Балатово – Молотов» протяженностью 15,2 км. В прокладке трамвайной линии на многочисленных субботниках и воскресниках участвовали учащиеся училища.

Газета «Уральская стройка» сохранила для нас имена первых выпускников, занявших достойное место в бригадах каменщиков, плотников, бетонщиков. Это- Александр Карасев, Иван Марченко, Виктор Виноградов, Анатолий Иванов, Валерий Леонтьев, Зинаида Найденова, Евдокия Мерхина, самый молодой бригадир Виктор Суханов, Василий Широков, Юрий Попов, Владимир Мрачковский, Александр Тарантин, Аркадий Вискунов, Виктор Косолапов и многие другие (Л66).

Очередная реорганизация превратилась не в заурядную смену вывески, а в важный этап развития учебного заведения. Значительно вырос авторитет училища. Юноши и девушки охотнее шли сюда учиться. Не менее важное значение имело и поддержание связи училища со своими выпускниками. Партийная и комсомольская организации следили, чтобы каждый выпускник был принят в коллектив предприятия и работал по специальности, интересовались их бытом и дальнейшим культурно-техническим ростом молодых рабочих (Л67).

Научно-техническая революция, охватившая со второй половины 50-х годов все стороны жизни советского общества, не могла не отразиться на системе подготовки рабочих кадров, на изменении её содержания. Тогда в системе трудовых резервов господствовал отраслевой принцип подчинённости как городских, так и сельских профессиональных училищ: горнопромышленные, строительные, технические училища, ремесленные училища по механизации сельского хозяйства и другие, что не способствовало коренному улучшению подготовки рабочих кадров. Именно в этот период в декабре 1958 года Верховным Советом СССР принимается закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». Этим законом было предусмотрено преобразование всех типов учебных заведений в дневные и вечерние городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет.

В 1959 году Главное управление трудовых резервов было преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Была разработана правовая база перестройки профессионально-технического образования. Особую роль сыграло типовое положение о профессионально-техническом училище.

Учебно-материальная база большинства училищ не соответствовала элементарным требованиям современной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Поэтому процесс реформы системы начального профессионального образования растянулся в Пермской области до 1963 года (Л25).

По инициативе Пермского ОК КПСС с 24 по 26 мая 1961 года была проведена научно-практическая конференция по проблемам профессионально-технического образования в области. В работе конференции принимала участие делегация строительного училища №4. По числу делегатов – 1165 человек, приглашённых делегаций от республиканских и областных управлений ПТО – семь, важности принятых решений конференция приобрела общероссийское значение и на десятилетие вперёд предопределила ускоренное развитие системы профессионально-технического образования в Пермской области. Итоги конференции педагогический совет училища обсудил на своём заседании 15 июня 1961 года.

В апреле 1962 года бюро Пермского Областного Комитета КПСС потребовало от советских и партийных органов завершить в 1962-1963 годах реорганизацию и переход к единому типу профессионально-технических училищ. Областному управлению профессионально-технического образования, педагогическим и ученическим коллективам с помощью базовых промышленных предприятий предлагалось приложить максимум усилий и довести оснащенность училищ учебно-материальной базой до минимального уровня требований (Л57).

В 1960 году при училище открывается вечернее отделение для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадровых рабочих строительного треста №7 и других предприятий. За год подготовлено 39 специалистов а затем отделение передано ремесленному училищу №19.

В связи с переходом на индустриальные методы строительства в училище с 1961 года началась подготовка рабочих совмещённых профессий, хорошо владеющих несколькими специальностями: столяр-плотник, штукатур-моляр, слесарь-монтажник и другие. С 1963 года училище готовит слесарей-монтажников для второго базового предприятия «Уралхиммонтаж-2».

В мае 1962 года СУ №4 преобразовано в городское профессионально-техническое училище №30, а 2 августа 1963 года в связи со строительной специализацией получило наименование ГПТУ №30 (строителей) (Л42).

Реорганизации предшествовала огромная подготовительная работа, проведённая инженерно-педагогическим коллективом под руководством энергичного и компетентного директора училища Виктора Ивановича Тиунова, назначенного на эту должность 23 июня 1959 года. С именем Виктора Ивановича ветераны и выпускники тех лет связывают положительные тенденции в развитии училища.

У Виктора Ивановича хватало забот и не только на своём «хозяйстве». В мае 1960 года он по совместительству назначается исполняющим обязанности директора только что открытого на базе строительного ремесленного училища №19 (Л43).

Почему так произошло? Предполагалось, что к началу приёма во вновь организованное РУ-19 в III квартале 1960 года наконец-то достроят типовое здание СУ №4 на 400 мест. Однако завершения строительства типового здания пришлось ждать до конца 1962 года, а двум училищам жить под одной крышей.

Безусловно, преобразования в системе профтехобразования сыграли большую положительную роль в улучшении подготовки молодых квалифицированных рабочих. Были разработаны единые учебные планы и программы, требования к качеству обучения учащихся. В училище силами педагогического и ученического коллективов, а также базовых предприятий была значительно расширена и укреплена учебно-материальная база, в частности, завершено в 1962 году строительство типового здания училища, открыты и оборудованы новые кабинеты и лаборатории. За счёт передовых работников строительного треста №7 удалось укрепить кадры мастеров производственного обучения.

Произошли положительные сдвиги в организации производственной практики. Если в конце 50-х годов выделение базовым предприятием штатных оплачиваемых рабочих мест для практики учащихся было нечастым, то, начиная с 1960 года, такой порядок становится правилом.

Широко применялся опыт профессионально-технического училища №2 г. Березники. Суть опыта состояла в выделении самостоятельного строительного объекта учебным группам практикантов во главе с мастерами производственного обучения, который они строили, начиная от закладки фундамента и до ввода в эксплуатацию.

Не следует и сегодня забывать, что из уютных кабинетов теоретического обучения учащиеся попадают в совершенно необычную для них атмосферу — строительная площадка представляется гигантской лабораторией технологии строительных работ, где предстоит связать теорию с практической деятельностью.

Осенью 1964 г. училище отметило свой первый десятилетний юбилей. Среднегодовой контингент учащихся за это время составил 267 человек. Только для треста №7 был подготовлен на дневном отделении 2161 молодой квалифицированный рабочий: арматурщики-бетонщики, штукатуры-маляры, плотники, каменщики, монтажники, арматурщики-сварщики и другие. Гордостью молодёжи треста к тому времени уже являлись выпускники училища Александр Долгих, Сергей Теплоухов, Иван Меркушев, Лидия Батуева, Таня Федотова, Валентина Спиридонова, Нина Изуклина и многие другие (Л68).

Произошли серьёзные улучшения в воспитательной, спортивной и культурно-массовой работе. К ранее действующим прибавились кружки радиотелеграфистов и киномехаников.

В начале 60-х годов развернулось соревнование учебных групп за звание «Группа резерва коммунистического труда».

Участниками учебного и воспитательного процесса, а не редкими гостями, становились знатные строители Герой Социалистического Труда Наталья Яковлевна Полипова, орденоносцы Алексей Алексеевич Кознев, Джумадил Омуралиев и другие.

Несмотря на известную текучесть кадров в начале 60-х годов сформировалась целая плеяда преподавателей, мастеров производственного обучения, определивших на десятилетия вперёд лицо инженерно-педагогического коллектива училища. Эти педагоги были настоящими подвижниками своего дела, они хорошо понимали внутренний мир и потребности тогдашних юношей и девушек, любили и умели работать, не оглядывались на время, но чутко прислушивались к его ритму.

Нельзя не назвать заместителей директора Леонида Александровича Меньшакова, Владимира Ильича Жмака, мастеров производственного обучения Афанасия Васильевича Дурыманова, Виктора Васильевича Попова, Екатерину Ивановну Евграфову, Петра Яковлевича Отинова, Леонида Петровича Радкевича, Людмилу Сергеевну Зайцеву, Егора Семёновича Костикова, Ивана Ивановича Голобурдо, преподавателей Павла Григорьевича Красных, Валентину Петровну Молоствову, Бронислава Степановича Горбунова, библиотекаря Надежду Ивановну Белёву.

По-разному сложились трудовые биографии выпускников первого десятилетия. Выпускница 1959 года, любимая ученица Валентины Петровны Молоствовой, Галина Алексеевна Скрипова добросовестно работала штукатуром. В 1972 году возглавила комсомольско-молодёжную бригаду, состоявшую из выпускников училища. Имеет многочисленные грамоты, благодарности. Сейчас находится на заслуженном отдыхе и ведёт большую общественную работу.

Ещё одна ученица Валентины Петровны Раиса Михайловна Запара. Своему выбору — профессии строителя осталась верной навсегда. Бригадир, мастер, депутат Пермского городского совета депутатов трудящихся. Её трудовая доблесть отмечена орденом.

С огромной теплотой воспоминает годы учёбы выпускница 1963 года Клавдия Ивановна Теплоухова. Очень уважали своих наставников-преподавателей и мастеров. Почти 40 лет проработала Клавдия Ивановна в тресте №7 и счастлива, что судьба свела её в одной бригаде с Героем Социалистического Труда Алексеем Алексеевичем Козневым. Одиннадцать лет была инструктором отдела кадров треста. Супруг Михаил Иванович окончил училище в 1962 году и 25 лет проработал строителем. О своём выборе не жалеют, а годы учёбы в училище считают самым счастливым периодом жизни.

Выпускница 1959 года Нина Николаевна Баскова (Чупина) окончила училище в 1959 году сначала работала маляром в бригаде Александра Алексеевича Лобачёва, через год поступила на вечернее отделение экономического факультета Пермского Государственного университета. Избиралась заместителем секретаря комитета ВЛКСМ треста №7. После окончания университета Нину Николаевну направили в СМУ-1 экономистом, а в 1994 году её назначали начальником планового отдела управления. И сегодня эта подвижная и энергичная женщина работает и активно занимается общественной деятельностью в совете ветеранов треста №7.

Валентина Ильинична Спиридонова, окончив училище в 1962 году, пришла на стройку и более 40 лет не расставалась с любимым делом, считала и считает профессию строителя самой важной, нужной и почетной. После окончания строительного техникума работала мастером, затем до выхода на пенсию начальником лаборатории испытания строительных материалов. Сыновья пошли по стопам мамы и окончили профессионально-технические училища. Со смехом вспоминает Валентина Ильинична о том, какими несуразными и неуклюжими они были в одинаковом и великоватом обмундировании. Юноши и девушки, приехавшие учиться из деревень, с первых дней чувствовали к себе бережное отношение взрослых – воспитателей, преподавателей, мастеров. Ссор и конфликтов не было, жили как одна дружная семья.

Её подруга по группе Муза Тихоновна Нечаева (Бушуева) ещё в училище открыла в себе тягу к педагогической деятельности, избиралось секретарём ученической комсомольской организации училища. Несколько лет проработала на стройке, закончила вечернею школу, курсы стенографисток. После учёбы в ПГУ на факультете иностранных языков многие годы учительствовала на Дальнем Востоке, в Венгрии, работала завучем, директором школы №9 в Перми.

Спустя десятилетия бывшие учащиеся не забывают друзей и подруг, встречаются, переписываются, помогают и поддерживают друг друга.

Благодарен училищу выпускник 1965г. Марк Геннадьевич Стариков. Училище окончил с отличием и сразу же назначен бригадиром в СМУ-1. Потом были годы службы в Советской Армии, учеба в техникуме, который также окончил с отличием. Нормировщик, мастер, начальник участка, прораб и, наконец, заместитель начальника СМУ-3. Не испортили Марка Геннадьевича высокие служебные и партийные посты. Он всегда оставался порядочным, честным, совестливым и скромным тружеником. Никогда не терял тесных связей с родным училищем – был наставником будущих рабочих, его приглашали не только на парадные мероприятия, но и в состав Государственной экзаменационной комиссии.

Во время встречи с выпускницей 1964г. Светланой Федоровной Черновских я поначалу был удивлён, как эта невысокая, скромная и хрупкая на вид женщина из 40 лет отданных стройке более 30 лет руководила бригадой каменщиков. Но уже в начале беседы почувствовал в ней могучую энергию, железную волю, преданность профессии строителя. О стройке, о строителях и возведенных ее бригадой объектах говорит с гордостью. На вопрос:

• Какие дома вы построили?

Ответила вопросом:

• Лучше спросите, что мы не строили? Газобензиновый завод, спортзал на «Ремзаводе», дворец им. Юрия Гагарина, новый торговый павильон на Центральном колхозном рынке, все 14-этажные дома по ул.Мира, Центр образования Индустриального района и многие другие объекты.

Светлана Федоровна с теплотой и благодарностью вспоминает свою наставницу Зинаиду Егоровну Журавлеву. В 1996г. Удостоена звания «Заслуженный строитель Российской Федерации». Муж Светланы Федоровны знатный бригадир и наставник молодёжи, кавалер Орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», «Заслуженный строитель РСФСР» Александр Николаевич Ташкинов. Ему благодарны многие поколения выпускников училища, работавшие в его бригаде.

Анна Алексеевна Лобанова после окончания училища в1961 году более 30 лет самоотверженно и честно трудилась на объектах треста №7. Награждена медалью «За трудовое отличие».

Выпускники училища 1956-1964 годов. Как сложились их судьбы? Многие получили среднее образование, окончили техникумы, кто-то институты. И неважно, что большинство из них были рядовыми кадровыми рабочими треста №7. Должность – не главное. Это о таких позднее скажут – «созидатели». Они сохранили верность почётной профессии строителя, вырастили детей, честно и достойно отдавали свои силы, энергию благородному делу – созиданию.

Вот их имена: Тагир Кучумов, Александр Александрович Долгих, Ираида Ивановна Трегубова, Виктор Александрович Ситников, Алексей Данилович Пугач, Нина Федоровна Кузнецова (Пугач), Надежда Русанова (Боровченкова), Гафият Харисович Амиров, Галина Афанасьевна Уланова, Людмила Алексеевна Анфёрова, Василий Спиридонович Пепеляев, Неля Васильевна Долбилова, Фёдор Алексеевич Кашин, Нина Кондратьевна Старикова, Валентина Егоровна Заворохина, Николай Семёнович Косолапов, Мария Афанасьевна Астахова, Самига Газмуковна Луканова, Валентина Ивановна Габова, Олег Маркович и Анна Ивановна Москалёвы, Светлана Андреевна Белозёрова, Людмила Павловна Кардопалова, Антонина Андреева Агапитова (Виноградова).И это далеко не полный список.

Спасибо вам, созидатели. В том, что 1964 году училище состоялось как образовательное учреждение, есть и частица вашего труда. При вас зарождались и утверждались многие традиции училища, которые сегодня хранят и преумножают уже ваши дети и внуки.

Может быть, вам было труднее, чем тем, кто пришёл вслед за вами. Но вы были первыми!

Ей Богу, есть, чем гордиться и помнить!

Я б в рабочие пошёл…(1965 — 1979 гг.)

В жизни каждого юноши и девушки наступает такой момент, когда возникает волнующий вопрос о выборе жизненного пути.

По-разному приходили в училище ребята. Кто-то не поступил в институт, у кого-то не ладилась учёба. Но шли учиться и такие, для кого рабочая профессия становится семейной традицией.

Об этой профессии Николай Бочкарев мечтал с детства. Плотником был его дед, отец, плотникам хотел стать и Николай.

Бочкарёвых знали в деревне как отличных столяров и плотников. Когда нужно было поставить наличники на окна, сделать сруб новой бани, перекрыть крышу, почти всегда звали их. Работали они не за деньги – не принято от соседей (а в деревне все соседи) деньги брать. Ещё мальцом Николай ходил вместе с взрослыми смотреть, как ладно они работают: как ловко действовал топором дед. И хотелось стать похожим на деда и отца.

Инструмент династии Бочкарёвых Николай взял в руки, когда учился в классе шестом. После того как Николай окончил восьмилетнюю школу, его родители переехали в Пермь. Когда увидел объявление в газете о наборе в 30 ПТУ, долго не раздумывал.

Много позднее Николай Бочкарёв с теплотой вспоминал мастера производственного обучения Егора Семёновича Костикова. Он многое передал своим ученикам. Много лет Н. Бочкарёв проработал в №7 тресте, сам стал бригадиром, сменил на этом посту А.И. Главатских.

Это здорово, когда перед человеком нет проблемы выбора. Ежегодно в 60-70-е годы более 200 ребят и девчат выбирали профессию строителя в ГПТУ-30, но я не уверен, что все до одного сделали для себя однозначный выбор — кем стать? Утвердится или разочаруется в будущей профессии молодой человек, зависит от многих факторов, но главный из них – с кем встретится переступивший порог училища. Как с кем? С преподавателям, мастером производственного обучения. Правильно. Важно, только чтобы мастера и преподаватели были настоящими учителями жизни и профессии в самом начале трудовой деятельности подростков.

Мастера и преподаватели, о которых пойдёт речь, настоящие, так как на встречах с их бывшими коллегами, учениками слышал только слова глубокой благодарности и умудрённое уже собственным жизненным опытом:

• Это счастье, что повезло с…

Такие слова – высшая награда педагогу-наставнику.

Мастер группы плотников, арматурщиков-сварщиков, старший мастер Афанасий Васильевич Дурыманов, отличник профтехобразования РСФСР начал работать в училище с 1956года и отдал любимому делу более 25 лет своей жизни. Знаток многих строительных специальностей, эрудит, человек, доводящий любое дело до логического завершения, абсолютно чуждый рутине. Свой богатый опыт щедро передавал молодым мастерам, приобщая их к большой и ответственной работе по формированию рабочего человека. О нем с уважением вспоминают его бывшие коллеги и ученики.

После окончания Пермского строительного техникума с опытом работы на стройке пришел в 1963г. В училище преподаватель спецтехнологии строителей Леонид Александрович Меньшаков. Очень скоро вырос до заместителя директора по учебно-производственной работе, отличник профтехобразования РСФСР. Прекрасный методист и организатор, интеллигент по образу мыслей, мироощущению и стилю жизни Леонид Александрович первый в училище приступил к внедрению в учебный процесс научной организации труда, комплексного подхода к формированию молодого рабочего. Преподаватели-ветераны училища помнят глубокие, обоснованные по содержанию и тактичные по форме анализы посещенных им уроков.

В столярной мастерской училища бродят лесные запахи, золотистыми кудряшками рассыпалась стружка по верстакам. Здесь полновластный хозяин Егор Семенович Костиков, один из самых опытных мастеров производственного обучения училища, он умеет передать свое неубывающее восхищение делом. Егор Семенович, сам бывший ремесленник поры трудных сороковых годов, был педагогом по призванию, который умеет и профессию дать и для жизни на ноги крепко поставить. Сотни его учеников остались благодарными мастеру за науку жизни и за отеческое отношение к ним.

Проработав более десятка лет на производстве штукатуром-маляром, имея солидный жизненный опыт, Екатерина Ивановна Евграфова пришла в училище мастером производственного обучения. Свой трудовой путь в 1953 г. она начинала ученицей штукатура в одной из бригад отделочниц управления «Молотовстрой». Для неё, с избытком наделённой смекалкой, какой-то особой жизнерадостной силой, процесс освоения профессии прошёл как-то незаметно.

«Добрые дела всегда всходы дают» - гласит народная поговорка, и лучшее подтверждение тому – любовь и признательность девчат, которых Екатерина Ивановна учила. Её ученица Светлана Константиновна Рафикова (Дьяконова) вспоминает:

- Она была для нас как мама. И поругает за дело и пожалеет. Много говорила с нами – деревенскими девчонками о том, какими должны быть девушки, о моде, о нравственности, буквально обо всём… Учила нас так – брала твою руку с мастерком и водила ей, показывала как накидывать раствор на потолок… Душа песен была наша Екатерина Ивановна, пела превосходно.

Сегодня мастера с нами нет, но её дело продолжили ученики Д. Саламатова, Т. Симкина, Р. Яковенко, ставшие мастерами производственного обучения и наставниками молодёжи.

Преподаватель физического воспитания и военного дела Горбунов Бронислав Степанович – самый человечный человек, умница, эрудит. Мастер на все руки. Он был в коллективе любимцем всех и каждого. На любой вопрос мог дать полный ответ из самых разных областей знаний.

Сломался замок, заклинило дверь, плохо на душе – всегда поможет Бронислав Степанович. Он – душа любой компании, галантный кавалер, надёжный друг. Преподаватель очень много внимания уделял здоровью учащихся, водил их в походы, ребята шли к нему на урок с удовольствием. Многие из его бывших учеников продолжили дело своего любимого учителя, стали его последователями, известными спортсменами, мастерами спорта, а Анатолий Белоногов – чемпионом СССР по лыжам.

8 марта 1955 года старейший преподаватель училища, отличник профтехобразования СССР Валентина Петровна Молоствова получив диплом об окончании Пермского строительного техникума, начала свою трудовую биографию на строительстве шахты «Центральная» в г. Кизел. Молодую и энергичную девушку заметили и предложили преподавательскую работу в горнопромышленной школе – вести занятия по спецтехнологии в группе штукатуров-маляров.

В школе Валентина Петровна сделала три выпуска и вернулась в Пермь. С 1958 года её жизнь неразрывно связана с училищем. Она гордится своими учениками – М. Остаховой, А. Селетовой, Р. Запара, С. Смирновой, О. Бебрис, С. Треногиным, Р. Поповым, А. Няшиным.

Мастеру производственного обучения Валентине Петровне Молоствовой приходилось вести разные группы: штукатуров-маляров, изолировщиков трубопровода, станочников по деревообработке. И каждый раз она сама училась, осваивая новую специальность, читала книги по теории, совершенствовала методические навыки и приёмы преподавания.

В 1975 году она поступает в Пермский педагогический институт и успешно его оканчивает. Как тут не вспомнить слова одного из её учеников: «…она учила нас учиться!..». Валентина Петровна убеждена, что настоящему преподавателю просто необходимо постоянно иметь тягу к познанию нового. На своих уроках старейшина педагогов училища учит не только тому, как правильно накладывать шпатлёвку и замазывать швы. Валентина Петровна может и о жизни поговорить, и о том как себя правильно вести, и о настоящей дружбе. Её монологи вовсе не кажутся нотациями, от которых у молодёжи кривятся губы, так как идут они от чистого сердца, по-матерински, от души. Именно так, по-матерински, без окрика, к которому прибегают не так уж редко иные преподаватели и мастера.

Лучшая награда для педагога – достойные ученики. Они приходят в училище, останавливают на улице, пишут письма «…Вы меня многому научили, спасибо Вам. Любимому учителю от ученика…» - это строки из армейской весточки Михаила Долгих. А сколько таких писем, в которых и благодарность, и признательность, и просьба помочь советом и даже исповедь. И сегодня преподаватель спецтехнологии строителей Валентина Петровна Молоствова продолжает трудиться, щедро отдавая свои знания и опыт будущим строителям.

Лет 25 назад она написала такие строки: «профессия, которую я люблю, составляет область моих интересов, приносит пользу людям, даёт возможность творческого подхода, без чего труд не будет источником радости.»

Долгие годы не могли учащиеся забыть уроки, которые проводил преподаватель спецтехнологии Юрий Павлович Оборин. На его уроках всегда интересно. Его считали квалифицированнейшим преподавателем спецтехнологии бетонщиков-арматурщиков.

Уроки преподавателя технической механики Людмилы Петровны Пивневой отличались большой эрудицией и педагогическим мастерством. Несмотря на то, что предмет трудный, Людмила Петровна умела увлечь и заинтересовать им своих учеников.

Много поучительного и полезного извлекали ребята из уроков преподавателя обществознания Михаила Фёдоровича Кравченко. Доклады, уроки-конференции, уроки- диспуты, уроки-экскурсии, кино уроки – такие формы проведения уроков и сегодня современны.

Ветеран училища, отличник профтехобразования РСФСР Павел Григорьевич Красных начал преподавать техническое черчение в 1962 году. На уроках он учил учащихся разбираться в тонкостях чертежей, умению видеть в рисунке образ будущего творения строителя.

Отличительная черта стиля деятельности большинства преподавателей это – кропотливая, вдумчивая, творческая работа за внедрение в учебный процесс передовых методов преподавания.

В 1967-1968 учебном году в училище началось внедрение перспективно-тематического планирования. Главная его цель заключалась в том, чтобы привести учебный процесс в общую систему, направленную на достижение лучших результатов. На уроках более активно стали использоваться такие формы обучения как дневное кино, карточки-задания и наглядный раздаточный материал, тематические диктанты, кроссворды, шарады, различные виды самостоятельной работы учащихся, определение поурочного балла, – всё это прочно вошло в арсенал методических средств педагогов училища.

Преподаватели и мастера понимали, что внедрение передовых методов преподавания невозможно без целенаправленной работы всего коллектива по развитию и укреплению учебно–материальной базы училища. А это, прежде всего оборудование и оформление кабинетов и мастерских, изготовление наглядных пособий. Оборудовать, правда, можно по-разному. Можно поставить верстак, укрепить тисы – и это будет мастерская. Повесить доску, выстрогать указку – и это будет класс. По-иному эти вопросы решались в училище.

В 1968 году под руководством инженерно-педагогических работников силами учащихся, занимающихся в кружках технического творчества при кабинетах, мастерских и лабораториях налажено изготовление наглядных пособий – от простых таблиц и плакатов до действующих моделей механизмов и агрегатов.

Для занятий техническим творчеством в 1968 году оборудован специальный кабинет, в котором были установлены малогабаритные дерево- и металлообрабатывающие станки, слесарные и столярные верстаки, монтажные столики с набором необходимого инструмента. Оформленные с большим эстетическим вкусом и прекрасно оснащенные кабинеты технического черчения – преподаватель П.Г. Красных, эстетики — преподаватель О.А. Шадрина, военного дела — преподаватель Б.С. Горбунов, передвижное рабочее место для обучения каменщиков — мастер В.В. Попов стали примером научной организации труда преподавателя и мастера производственного обучения.

В 1971 году в ГПТУ-30 впервые среди училищ строительного профиля Пермской области начинает создаваться электрифицированный кабинет электротехники и физики, в котором оборудуются индивидуальные учебные места для обучения и контроля качества полученных знаний, устанавливается специальная аппаратура программирующего обучения, применяются другие новинки. В отличие от дней сегодняшних, когда техническое оснащение кабинетов стараются приобрести в готовом виде, тогда все работы осуществлялись руками учащихся. На протяжении многих лет кабинет признавался лучшим в области, а его создатель преподаватель физики Зинаида Александровна Головко в 1976 году награждена медалью им. Н.К. Крупской.

Летопись кабинета донесла до нас имена учащихся училища 1971- 1972 годов, особо отличившихся при создании кабинета. Это – монтажники из группы №15 мастера производственного обучения Л.Л. Пермякова Анатолий и Владимир Ахромеевы, Олег Верёвкин; слесари-ремонтники группы №14 мастера И.И. Соловьёва, Захар Хайрулаев, Иван Пахомов, Иван Тюриков и Сергей Белов.

В этом и других кабинетах применялись многие виды существовавших к тому времени технических средств обучения: киноустановки, телевизоры, проигрыватели, магнитофоны, диапроекторы.

Постоянную помощь в оборудовании, комплектации кабинетов, мастерских оказывали строительный трест №7 и объединение «Пермстройдеталь». В 1970 году закуплено оборудование за счёт базовых предприятий на сумму 10 тысяч рублей, передано 5 станков, 11 единиц электрифицированного инструмента (Л55).

На творческое отношение к своей работе преподавателей и мастеров производственного обучения подвигала не только их безукоризненная личная позиция педагога, но и отсутствие необходимой учебно-материальной базы – типовых учебно-производственных мастерских.

Ещё в 1962 году исполком Пермского областного промышленного совета депутатов трудящихся принял решение «О мерах по развитию профессионально-технического образования на 1963-1965 г.г.», в котором относительно ГПТУ -30 запланировано строительство и ввод в эксплуатацию в III квартале 1964 года зданий общежития на 400 мест и типовых учебно-производственных мастерских (Л47). В силу ряда объективных и субъективных причин реализация планов строительства затянулась на многие годы.

Первое общежитие на 200 мест сдано в 1970 году, другое на 102 места в 1978 году. Иногородние учащиеся, а их было большинство, проживали на третьем этаже учебного корпуса, в общежитии треста №7, на частных квартирах. Здания мастерских, спортзал, строительство которого планировалось начать в 1965 году, не построены до наших дней. Считавшиеся мастерскими помещения оборудовались в стационарных классах. Несмотря на это ежегодные планы производственной работы выполнялись.

Училище – единственное на Урале с 1968 года приступает к подготовке квалифицированных рабочих полиграфических профессий: наборщик ручного набора, наборщик машинного набора, печатник высокой печати, печатник офсетной печати для третьего базового предприятия – Управления издательств, полиграфии и книжной торговли Пермской области.

В 1970 г. состоялся первый выпуск полиграфистов. 29 человек получили очень редкую и необходимую профессию. В числе лучших: Любовь Разоренова, отличница, получившая направление в типографию издательства «Звезда», Людмила Казакова и Лидия Полыгалова – в типографию №2 города Перми (Л64).

В 1972 г. открывается собственная учебная типография. В конце 80-х её возглавил выпускник училища по профессии печатник высокой печати Александр Андреевич Соснин.

Рабочие – полиграфисты справедливо считались и считаются интеллектуальной элитой училища. Они должны иметь высокую грамотность и тонкий художественный вкус, склонность к тонким наукам и уметь разбираться в сложной современной технике. Эти качества на протяжении многих лет формировали у своих учеников талантливые педагоги М.С. Лобастова, Г.А. Зелепуго.

Галина Архиповна Зелепуго более 25 лет передавала своё профессиональное мастерство, доброту, тепло души будущим полиграфистам. Главный принцип в её работе – «Дойти до каждого». Она умела находить ключики к каждому из своих питомцев: к одному – с улыбкой, к другому – с укоризной, к третьему – с материнской лаской. Мастером «Золотые руки» – называли её коллеги. Галина Архиповна относилась к натурам глубоким, безгранично любящим училище и учащихся.

Влюблённость в профессию, постоянная жажда знаний, желание полнее передать учащимся секрет избранной профессии, требовательность к себе определяли секрет успеха преподавателя спецтехнологии печатников Маргариты Сергеевны Лобастовой. Она смело вносила в сложившуюся структуру организации урока элементы нового: уроки-семинары, лекции, защита рефератов, деловые игры.

Учебные группы печатников всегда отличались дисциплинированностью, прилежанием в учёбе, активностью в общественной жизни. Издавалось своя газета «Юный полиграфист». Открытие отделения полиграфистов ещё более повысило престиж, авторитет и привлекательность училища в глазах молодёжи города Пермь.

Всего с 1970 г. выпущено более 700 квалифицированных рабочих – полиграфистов (Л10). Многие отлично трудятся на современных престижных полиграфических предприятиях. К примеру, на печатной фабрике «Гознак» в разные годы работало 56 выпускников училища. Большинство прекрасно себя зарекомендовало. В их числе: Олег Викторович Бендик – гравер печатных форм, Александр Геннадьевич Бородулин – печатник плоской печати, Елена Анатольевна Жарикова и Станислав Владимирович Макаев – печатники высокой печати, Нина Петровна Нетужилина – контролер полуфабрикатов и готовой продукции, которые работают и сегодня.

В силу объективных причин в 90-е годы набор на профессию полиграфиста упал почти до критической отметки. Но уже с 2000 года эта профессия снова вызывает интерес у молодёжи. В 2004 году произведён очередной набор – 25 юношей и девушек получат конкурентоспособную профессию (Л24).

К 1967-68 учебном году училище ведет подготовку квалифицированных рабочих-строителей уже по 11 специальностям, в том числе арматурщиков с ведением сварочных работ, слесарей по ремонту строительных машин и механизмов, слесарей монтажников-трубопроводчиков (Л8).

Постоянно совершенствуется производственное обучение. В группе каменщиков мастера В.В. Попова освоена техника поточно-кольцевой кладки, а в группах плотников-столяров мастеров производственного обучения Е.С. Костикова и П.Я. Отинова использовался новый метод настилки полов из готовых щитов.

Отсутствие типовых мастерских и достаточной учебно-материальной базы заставляли искать новые подходы к организации производственного обучения, особенно в период практики. По договору с предприятием растёт число самостоятельных строительных участков и объектов, где на штатных оплачиваемых рабочих местах будущие строители учатся применять высокопроизводительный инструмент, средства большой и малой механизации. Такой подход к организации производственной практики позволял учащимся при выполнение всего комплекса строительно-монтажных работ осваивать и проходить все операции от простых до сложных, что обеспечивало полное и качественное освоение учебных программ.

В 1965-1969 годах отлично работали группы мастеров производственного обучения Косолапова, Кротова, Дурыманова на объектах Пермских нефтеперегонного и газобензинового заводов, Дома быта в Ленинском районе, строительстве жилых домов по улице Мира (Л9).

Неудивительно, что учащийся, получивший моральное и материальное удовлетворения от практики чаще всего утверждался в правильности своего профессионального выбора и наоборот.

Многие жители Перми знают одну из старейших школ города — девятую, напротив кинотеатра «Октябрь». Но мало кто знает, что великолепный спортзал, самый большой школьный зал в 70-е годы в области построили учащиеся ГПТУ-30 под руководством Виктора Васильевича Попова. Помогали им ребята девятиклассники из летнего трудового лагеря при школе.

Корреспондент газеты «Молодая гвардия» так описывает первый день совместной работы старшеклассников и учащихся училища: «Несколько мальчиков в нарядных костюмах (первый рабочий день – праздник!) рыли котлован, как бы играючи перекидывали землю лопатами через каменную кладку. Однако несоразмерность объёма работы и примитивность (каменного века?) техники сразу бросались в глаза. Сомнения мои подтвердил Виктор Васильевич:

• Кран нам обещают два месяца. Раствор носим на третий этаж на носилках» (Л62).

Были и другие, сродни курьёзам, случаи. К примеру, группе столяров-плотников пришлось производить кирпичную кладку карниза жилого дома.

Ну, а уж если полная самостоятельность, чёткая организация труда, своевременное обеспечение строительными материалами, современной техникой и механизмами, то малорослые практиканты творили чудеса. В 1964 году группа мастера Б.Г. Бабушкина за 1,5 месяца построила 40 квартирный дом без участия кадровых рабочих. Был и башенный кран, и строительные материалы доставлялись без задержки (Л69).

Огромную пользу приносило наставничество. Передовым бригадирам и рабочим доверяли молодых ребят, и они учили их не только секретам профессионального мастерства, но и самой жизни.

«Как-то по производственной необходимости рабочим механической мастерской пришлось выйти потрудиться в субботу. В то время в коллективе мастерской проходили практику учащиеся училища и хотя по законодательству их никто не мог обязать выйти на работу, они пришли к началу смены в цех.

• А вы зачем пожаловали? – обратился к ребятам один из опытнейших сварщиков мастерской. – Разве я вам говорил, что нужно приходить сегодня на работу?

• А зачем говорить? – отозвался один из пэтэушников. – Мы сами слышали, как мастер вам говорил, что сегодня рабочий день. Вот мы и пришли. Мы ведь не филоны какие-нибудь! – закончил фразу паренёк.

И продолжил:

• Сами же говорили, чтоб никаких прогулов, если хотите стать настоящими сварщиками.

• Да, поймите вы, ребята – улыбнулся рабочий. – Вы несовершеннолетние. Никто вас работать в выходные заставить не может. Так что идите сегодня, а то ещё влетит мне за вас от мастера.

Ребята ушли, а у наставника же вдруг потеплело на сердце. Действительно, сумел чем-то заинтересовать ребят в работе» - рассказывала одовольно характерной ситуации газета «Уральская стройка» (Л73).

В 70-е годы утвердилась традиция закрепления наставников за будущими рабочими ещё на первом курсе. Признанными мастерами-наставниками, воспитателями молодых рабочих многие годы являлись знатные бригадиры: Герой Социалистического Труда Алексей Алексеевич Кознев, заслуженный строитель РСФСР, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени Александр Николаевич Ташкинов, кавалер ордена Трудовой славы III степени Мария Николаевна Коль, заслуженные строители РСФСР Анна Петровна Мандзюк, Ираида Ивановна Коврижных, другие известные бригадиры и просто опытные, умудренные жизнью рабочие.

Со временем и сами выпускники училища становились наставниками. Это Анна Ивановна Козина, кавалер ордена Трудовой славы III степени, депутат Пермского городского совета депутатов трудящихся, Валентина Ильинична Спиридонова, заслуженный работник треста №7.

Работу наставников координировал и направлял общественный совет, лучшим из них присваивалось почётное звание «Лучший наставник молодёжи».

Анна Ивановна Козина в 1972 году после окончания училища пришла работать в комсомольско–молодёжную бригаду Людмилы Коль. «Не было ни опыта, ни навыков, - вспоминала она потом, - но было какое-то юношеское упорство, уверенность, что работать будем не хуже других. Старались, как могли».

В начале 80-х годов стали заключать договоры о сотрудничестве учебных групп и комсомольско-молодёжных бригад треста №7. Бригада А.И. Дмитрук была сформирована только из девушек-выпускниц училища. Были и скептики – не справятся девчата. Справились, да ещё как! Уже через год бригада стала лучшей среди ведущих бригад СМУ-3. В бригаде трудились Наташа Уткина, Лиза Рочева, Ира Елизарова, Марина Ахметшина, Лена Крыжановская, Марина Коровина, Лариса Мищура, Света Шипкова, Наташа Андреева, Света Ганзеловская (Л77).

Роль наставника не ограничивалась одной лишь стройкой. Наставников можно было встретить в училище в кругу подопечных в дни занятий, праздников, на защите дипломных работ, в общежитиях.

Отношение к ребятам и девчатам со стороны наставников во многом определяло их отношение к своей будущей профессии. Александр Иванович Ташкинов рассказывал: «Сразу же, как только становилось известно о приходе в бригаду учащихся, в коллективе проводилось собрание. И разговор получался серьёзный, обстоятельный. Ведь наша задача была не только в том, чтобы научить ребят работать, подготовить их к защите диплома. Надо было решить проблему более сложную – сделать так, чтобы с первых дней работы они почувствовали внимание, чуткое отношение к себе со стороны всего коллектива, постепенно приживались в нём».

Ветераны треста №7 отмечали и такую закономерность – чем лучше работали наставники в бригаде, тем больше молодых рабочих закреплялось на стройке.

Дополнительный импульс в развитии профессионально-технического образования был дан вышедшим в апреле 1960 года постановлением партии и правительства «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования», которым были определены задачи повышения качества подготовки рабочих кадров и новое направление в деятельности учебных заведений, а именно: переход их на подготовку специалистов со средним общим образованием.

Руководство училища понимало, что сразу перевод осуществить нельзя: нужны новые кабинеты и лаборатории по общеобразовательным дисциплинам, с соответствующим требованиям оснащением, кадры преподавателей.

Самое сложное преобразование училища – превращение его в среднее профессионально-техническое училище, призванное не только готовить квалифицированные кадры, но и дать ученикам глубокие знания основ наук в объёме средней школы. Это преобразование осуществлялось под руководством тогдашнего директора училища А.М. Латыпова.

В 1972 году партийный комитет треста №7 рассмотрел вопрос «О работе педагогического коллектива ГПТУ-30 по переводу училища на подготовку рабочих со средним образованием». Для ускорения процесса перевода был разработан совместный перспективный план, предполагавший солидные финансовые вливания для развития учебно-материальной базы и помощь кадрами мастеров производственного обучения.

В 1973 году при училище открывается филиал школы рабочей молодёжи №20, в котором занимались более 200 учащихся по программе средней школы (Л70).

В 1972-73 г.г. Трест №7 выделил 33 тыс. рублей, которые помогли дооборудовать мастерские, отремонтировать и оформить 11 кабинетов по общеобразовательным дисциплинам, произвести реконструкцию учебного корпуса, оборудовать первоклассную лабораторию по испытанию строительных материалов, гордость училища (Л50).

Усилия не оказались напрасными. В 1974 году произведён набор шести групп, которые стали обучаться по программе среднего профессионально-технического училища.

У директора училища появился ещё один заместитель – завуч по общеобразовательным предметам, а в инженерно-педагогический коллектив влилась новая струя опытных, методически грамотных педагогов из средних школ города. Среди них Л.А. Микрюкова, Ю.А. Пашкова – преподаватели математики, В.А. Аюпова – преподаватель химии, В.А. Агапитова – преподаватель русского языка и литературы, Т. Г. Ушакова и Р.И. Беренсон – преподаватели иностранного языка. Из 14 преподавателей училища, 11 человек имели высшее, а три – среднее техническое образование (Л51).

Образовано 5 методических комиссий, две школы передового опыта для молодых преподавателей и мастеров производственного обучения (Л53).

Особое значение приобрела работа созданного в 1971 году при библиотеке бюро педагогической и научно-технической информации. Работой бюро руководила бессменный библиотекарь, ветеран училища Надежда Ивановна Белёва. Систематическая работа методических комиссий – их работу возглавили опытные преподаватели и мастера Ю.П. Оборин, В.П. Молоствова, Т.Г. Ушакова, Р.М. Пухарева, Л.А. Микрюкова и бюро позволяли педколлективу всегда быть в курсе педагогических новинок. Так, преподаватель начальной военной подготовки Б.С. Горбунов широко применял на своих уроках метод программирования. Всеми ведущими преподавателями были разработаны поурочные комплексы, которые позволяли преподавателю и лаборанту сократить время подготовки к занятиям. Своевременно проводилась ревизия комплексов в соответствии с изменениями в программе.

Совершенствуется учебно-материальная база предметов общеобразовательного цикла. К началу 1976-1977 учебного года переоборудовано 16 из 18 учебных кабинетов (Л49), кабинеты физики, эстетики на протяжении многих лет признавались одними из лучших в области (Л53). Библиотечный фонд вырос с 500 книг в 1956 году до 22 тысяч в 1977 году (Л54).

В работе по овладению прочными знаниями учащимися активно участвовали партийная и комсомольская организации училища. Ежегодно проводились смотры комсомольских групп под девизом «Рабочая смена – достойная смена». Свою лепту в повышение качества учёбы вносило соревнование между учебными группами и комсомольско-молодёжными бригадами треста №7. В 1977 году лучшими группами стали: группа №10 (мастер производственного обучения Т.Г. Голдобина) и №17 (мастер производственного обучения Р.М. Мухарева) (Л71).

1 сентября 1975 года учащимся, подавшим первыми заявления о приёме в училище в этом учебном году, был вручён символический ученический билет с номером 5550. Именно столько выпускников уже получили путёвку в рабочий класс (Л72).

Осенью 1976 года в ДК им. Ю. Гагарина состоялся праздник, посвящённый дню рождения училища. На него пришло более 200 выпускников училища разных лет. Гостями были популярные актёры: народные артисты РСФСР Павел Глебов и Михаил Котенков. В 1977 году первые 156 учащихся вышли из стен училищ с дипломами о среднем образовании. В 1978 году один из лучших учащихся Сергей Каменских удостоен стипендии ЦК ВЛКСМ (Л74).

В 1979 году коллектив училища торжественно отметил четвертьвековой юбилей. Произошла волнующая и торжественная встреча учащихся, выпускников, ветеранов училища, преподавателей и мастеров производственного обучения, представителей базовых предприятий. С 1954 года училище подготовило 6000 квалифицированных рабочих, в том числе 1200 человек со средним образованием. К юбилею контингент учащихся составлял 700 человек (Л75).

Каждый четвёртый рабочий треста №7 — выпускник училища. В течение 15 лет училище готовит специалистов монтажных работ. За это время подготовлено 756 слесарей-монтажников (Л76). На стройках Советского Союза работают строители, получившие путёвки в рабочий класс в стенах СПТУ №30. Это БАМ, Нурекская ГЭС, объекты Нечерноземья, Западного Урала, Дальнего Востока, Монголии. Многие награждены орденами, почётными знаками, стали знаменитыми строителями.

Учебной группой, добившейся отличных успехов в месячнике ударного труда и отличной учёбы, посвящённом 25-й годовщине со дня образования училища, признана группа №6 под руководством мастера производственного обучения Виктора Васильевича Попова и классного руководителя Валентины Петровны Молоствовой.

Николая Петровича Спирина после окончания училища в 1969 году направляют на работу слесарем-монтажником в трест «Уралхиммонтаж-2». Отслужив два года в Советской Армии, вернулся в родной трудовой коллектив. Несколько позже окончил техникум, работал мастером, прорабом, начальником участка. Николай Петрович считает, что годы учёбы в училище помогли ему сформировать характер, воспитать ответственное отношение к делу.

В 1968 году приехала молодая девушка Светлана Дьяконова из удмуртской деревеньки в Пермь поступать в медицинское училище. Поступила, но проучившись немного, поняла, что не её это призвание – ушла оттуда. Новый выбор оказался удачным. Профессионально-техническое училище Светлана окончила с отличием, с четвёртым разрядом, а такая квалификация присваивается рабочим, которые в совершенстве знают своё дело.

Известная бригадир отделочниц Людмила Коль говорила:

• Работать Света умеет. Даже со стороны смотреть на Дьяконову, когда она вся в работе, одно удовольствие. Движения отлаженные, точные – сразу чувствуется мастер.

Молодёжь комсомольской организации СМУ-1 треста №7 неоднократно избирали активную и целеустремлённую девушку своим вожаком. Успевала ещё и учиться на вечернем отделении строительного техникума. В её характере – всё делать на совесть. В апреле 1975 года в составе делегации лучших представителей молодёжи Прикамья сфотографирована у Знамени Победы в Центральном музее Вооружённых сил СССР. В 22 года награждена медалью «За трудовую доблесть».

Геннадий Валентинович Маньков выпускник училища 1969 года. Работал газоэлектросварщиком в тресте «Уралхиммонтаж-2». В руководящие работники не стремился, на всю жизнь остался верен самой «главной на земле должности – рабочего». За самоотверженный и многолетний труд удостоен Ордена Трудовой славы III степени.

Новое поколение выпускников конца 60 — 70-х годов достойно приняло эстафету старших. В их числе: Евдокия Сединина, Виктор Ляхов, Надежда Ганькова, Антонина Инкина, Лидия Чащина, Галина Литовских, Светлана Дьяконова (Рафикова), Анна Гомзякова, Людмила Устинова, Любовь Калинина, Галина Дериглазова (позднее работа мастером производственного обучения в училище), Анна Голева, Раиса Дрючевская, Елена Кулакова, Ефросинья Вихарева, Татьяна Красных, Ирина Немтинова, Валентина Штейникова, Светлана Кагарманова, Надежда Митягинова, Татьяна Черепанова, Екатерина Заякина, Любовь Глумова, Валерия и Раиса Путиловы, Маргарита Ильиных, Надежда Ожгибисова, Лукерья Соловьева, Наталья Микова, Валентина Киселева, Наталья Данилкина, Александра Ильиных, Людмила Яковлева (Логинова), Роза Гайфутдинова, Надежда Маматова, Зинаида Березина, Тамара Селиванова, Николай Косолапов, Сергей Старицин, Ольга Кучукова, Галина Худякова, Людмила Федорова, Людмила Хакимова, Мария Аликина, Нина Гайнуева, Николай Мазлов, Валентина Исакова, Валентина Мазлова.

Мастер

С фотографии смотрит пожилой человек. Лицо усталое, задумчивое, просветлённое, глаза излучают доброту. О чём задумался Мастер? Может быть, вспомнил своих первых учеников из ремесленного училища, в котором начинал работать мастером производственного обучения в далёком 1950 году. Или тяжёлые военные годы, когда пятнадцатилетним подростком по 12 часов, без выходных отстаивал смены в литейном цехе на Кунгурском машиностроительном заводе. Работали в основном женщины и дети, делали мины. Трудно было, всё время хотелось спать, но норму двойную выполняли и перевыполняли. Виктор был единственным кормильцем семьи. Отца не стало в 1943-м. Мама работала в колхозе, старший брат служил на Дальнем Востоке, остальные четверо – мал –мала меньше. На такую большую семью продуктов не хватало. Юноша выкраивал время, чтобы сходить в лес за грибами, ягодами – всё-таки прибавка к столу. Уже в те годы научился отвечать за себя и брать ответственность за других.

Чем бы ни занимались, как бы ни жили – нигде и никогда не забывали о том, что идёт война, постоянно думали: «А как там на фронте?» Вести с фронта помогали рабочим совершать то, что позднее назовут трудовым подвигом.

К Виктору Васильевичу Попову, отличнику профтехобразования РСФСР и СССР, кавалеру «Ордена Октябрьской революции» и Ордена «Знак Почёта» коллеги и ученики относились по-разному. Одни побаивались его за требовательность, принципиальность, некоторую суровость, другие любили и даже восхищались. Но все уважали Мастера за любовь к своему делу, огромное трудолюбие, яркий талант наставника. Он не просто работал, как сегодня говорят, Виктор Васильевич служил, но не конкретным людям, а обществу, понимая своё предназначение в жизни как обязанность помочь мальчишкам и девчонкам научиться жизни.

Иногда ещё о нём говорят – «само


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: