Существует следующая классификация, определяющая виды ярмарок:
1. По составу участников, месту проведения и экономическому значению
различают выставки и ярмарки:
. Региональные
. Межрегиональные
. Национальные
. Международные
Региональные ярмарки и выставки имеют сферу действия в радиусе 100 км, представляют одну или несколько отраслей и предназначаются главным образом для демонстрации возможностей малых по величине предприятий.
Межрегиональные - имеют одинаковую структуру с региональными, однако располагают большим радиусом действия и обычно адресуются более крупным предприятиям.
Национальные ярмарки и выставки проводятся внутри страны и за рубежом с целью демонстрации продукции национального производства и стимулирования ее сбыта. Обычно имеют межотраслевой характер.
Предпосылкой проведения международных ярмарок/выставок, организуемых как внутри страны, так и за рубежом, является участие в них экспонентов и посетителей из различных стран. В них обычно без ограничения могут участвовать фирмы любой страны.
Международный или, лучше сказать, многонациональный характер они
приобретают лишь в том случае, если в них участвуют, по крайней мере, 10-
15% зарубежных экспонентов.
2. По характеру выставляемых экспонентов все выставки и ярмарки делятся на:
. универсальные
. специализированные
Универсальными являются выставки, тематика которых затрагивает
несколько отраслей экономики. Специализированные выставки ориентированы на посетителей-специалистов в конкретной области. На них демонстрируют довольно сложные виды товаров и поэтому они имеют скорее маркетинговую, нежели торговую направленность.
3. По срокам и способу проведения выставки и ярмарки можно подразделить на следующие виды:
- краткосрочные выставки (соло-выставки)
Проводятся в течение не более трех недель. Они могут носить либо общий
характер, т.е. представлять достижения своей страны во всех отраслях
производственной деятельности, либо быть специализированными.
- передвижные выставки
Они организуются с целью расширения круга посетителей с использованием различных средств транспорта.
4. По частоте проведения выставки и ярмарки могут быть:
· Периодические (проводящиеся каждые 2,3 года и т. д.)
· Ежегодные
· Сезонные
Частота проведения ярмарки - выставки зависит, главным образом, от вида
предлагаемой продукции и условий конкуренции. Так, например, показы моды организуются 2-4 раза в год, тогда как демонстрации инвестиционных товаров, новинок технологии и т.д. может проводиться с интервалами от двух и даже пяти лет.
5. Кроме того, ярмарки и выставки можно классифицировать по направлению работы:
· Ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов
· Информационные/ознакомительные
· Проводимые в целях развития коммуникации/контактов.
Тест
1. Понятие выставка и ярмарка:
ü Тождественны;
ü Имеют различия;
ü Дополняют друг друга.
2. Орган, контролирующий и осуществляющий координацию ярмарочно-выставочной деятельности в РБ, является:
ü Совет Министров РБ;
ü Министерство торговли РБ;
ü Потребительская кооперация.
3. Основными этапами проведения выставки являются:
ü Предварительный этап;
ü Организационный этап;
ü Заключительный этап;
ü Промежуточный этап.
4. В каком количестве каждый год в РБ проводятся ярмарки:
ü Более 100;
ü Более 150;
ü Более 200.
5. Какое название имеет товар, работа, услуга, представленные на выставке
ü Экспонент;
ü Лот;
ü Экспонат;
ü Образец.
6. По характеру выставляемых экспонентов все выставки и ярмарки делятся на:
ü Универсальные;
ü Специализированные;
ü Национальные.
7. Основные цели выставочной деятельности:
ü Демонстрация товаров, предоставление информации и товарах, услугах, работах;
ü Реклама товара, сбыт продукции, изучение продукции конкурентов;
ü Поиск новых партнеров, обмен опытом;
ü Все ответы верны.
8. По частоте проведения выставки и ярмарки бывают:
ü Сезонные, ежегодные, периодические;
ü Кратковременные, долговременные;
9. Где могут проводиться национальные ярмарки-выставки
ü Внутри страны и за ее рубежом;
ü На территории выбранной страны;
ü В стране-производителе, представленного экспоната.