Глава первая 4 страница

Таково главное правило при совершении жертвоприношений полубогам и предкам, однако необходимо знать, что существуют дополнительные правила.

ТЕКСТ 148

Также в отсутствие вышеупомянутых брахманов, можно покормить деда по матери и ее брата, сына сестры, тестя, гуру, сына дочери, мужа дочери, родственника, жреца и того, кто устраивает жертвоприношение.

ТЕКСТ 149

В соответствии с правилами дхармы при жертвоприношении полубогам брахмана, проводящего ягью, не проверяют, но для проведения церемонии шраддхи брахмана необходимо протестировать.

ТЕКСТ 150

На церемонию шраддхи и жертвоприношение полубогам нельзя приглашать воров, падших людей, евнухов и неверующих. Таково постановление Ману.

ТЕКСТ 151

Также во время церемонии шраддхи не следует кормить брахманов, носящих длинные волосы, не обладающих знанием Вед, имеющих кожные заболевания, обманщиков, и тех, кто проводит жертвоприношения для многих людей.

ТЕКСТ 152-166

На церемонию шраддхи и жертвоприношение полубогам не следует допускать следующих людей: целителей, идолопоклонников, продавцов мяса и поддерживающих мясопроизводство; слуг царя или деревенской общины; людей с больными ногтями, черными зубами; оскорбителей гуру; людей оставивших религиозные обязанности и священный огонь; болеющих туберкулезом, производителей скота; одноглазого; младшего брата, женившегося раньше старшего; представителя большой общины; актера; брахмачари, нарушившего обет безбрачия; имеющего жену-шудрани, имеющего связь с вдовой; сына женщины, родившегося до ее замужества; мужа, у которого в доме живет любовник жены; обучающего знанию Вед за деньги и того, кто обучается Ведам за плату; того, кто обучает Ведам шудру, и кто имеет учителя шудру; сквернословящего; внебрачного сына замужней женщины; сына вдовы; сына, оставившего без причины своих родителей или гуру; деградировавшего, поджигателя, отравителя, продавца сома (опьяняющего напитка), морского путешественника, маслобойщика, клеветника, ослушника отца, азартного игрока, пьяницу; болеющего проказой или другой тяжелой болезнью; лицемера, грешника, производителя лука и стрел; мужа, жена которого вышла замуж раньше старшей сестры; ненавидящего друга; человека, который становится учеником своего сына; эпилептика; страдающего заболеванием горла; предателя, умалишенного, слепого, хулителя Вед; дрессировщика слонов, лошадей, быков, верблюдов, собак и птиц; платного астролога, учителя военного искусства, строителя дамб, зодчего, садовода, совратителя женщин, совершающего насилие над живыми существами, находящегося в подчинении у шудры; священника, служащего всем классам общества; дебошира, импотента, нищего-попрошайку, человека с распухшими ногами; и человека, порицаемого добродетельными людьми; пастуха овец или буйволов; мужа женщины, вторично вышедшей замуж, и того, кто за плату носит или хоронит мертвецов.

ТЕКСТ 167

Брахман, сведущий в законах религии, должен избегать на вышеупомянутых церемониях подобных людей, недостойных присутствовать на жертвоприношении.

ТЕКСТ 168

Брахману не знающий Веды, не должен вкушать жертвенную пищу, поскольку такой брахман подобен сырой траве или пеплу, на котором невозможно совершать жертвоприношение.

ТЕКСТ 169

А сейчас я подробно опишу, какой результат получает тот, кто, проводя церемонию шраддхи и жертвоприношение полубогам, предлагает пищу вышеупомянутым недостойным дваждырожденным.

ТЕКСТ 170

Если жертвенную пищу съедает дваждырожденный, пренебрегший исполнением ведических обетов, или тот, кто женился раньше своего старшего брата, в действительности эту пищу поедают ракшасы.

ТЕКСТ 171

Того, кто вступает в брак или совершает агнихотру раньше своего старшего брата, называют париветта (узурпатором), а старшего брата — паривитта.

ТЕКСТ 172

Париветта, паривитта, невеста париветты, сват и священник, проводящий свадебный брак, — после смерти отправляются в ад.

ТЕКСТ 173

Того, кто под влиянием вожделения зачинает сына в утробе вдовы своего умершего брата, называют дидхишупати, мужем вдовы своего умершего брата.

ТЕКСТ 174

Сыновья, зачатые мужчиной в утробе чужой жены при живом муже, называются кунда, а зачатые после смерти мужа называются голака.

ТЕКСТ 175

Эти сыновья, присутствующие на двух вышеупомянутых обрядах, препятствуют обретению блага от совершаемых жертвоприношений.

ТЕКСТ 176

На скольких недостойных посмотрит уважаемый брахман при вкушении жертвенной пищи, за стольких неразумный домохозяин, устраивающий ягью, не получит блага.

ТЕКСТ 177

Присутствие слепого разрушает плод ягьи, который достигается кормлением девяносто брахманов, присутствие одноглазого — шестидесяти брахманов, присутствие страдающего белой проказой сотни брахманов, а пораженного ужасной болезнью — тысячи брахманов.

ТЕКСТ 178

К скольким брахманам прикоснется жрец, совершающий ягьи для шудр, такого же количества плодов лишится домохозяин.

ТЕКСТ 179

Даже ученый брахман, из алчности принявший от него дар, быстро идет к гибели, как необожженный горшок тонет в воде.

ТЕКСТ 180-181

Пища, предложенная продающему напиток сома, становится подобно испражнениям, целителю — гноем и кровью, идолопоклоннику — мертвечиной, торговцу мясом — становится бесполезной, сыну женщины, вышедшей замуж повторно — становится подобна пеплу.

ТЕКСТ 182

По мнению великих мудрецов, жертвенная пища, предложенная вышеупомянутым людям, подобна плоти, крови, мозгу или костям.

ТЕКСТ 183

А теперь послушайте о тех брахманах, которые своим присутствием очищают церемонию жертвоприношения.

ТЕКСТ 184-186

Таковыми считаются брахманы, изучившие все разделы Вед и священных писаний, чьи отцы были знатоками Вед; брахманы, поддерживающие пять священных огней, изучившие шесть анг Вед; принадлежащие к семье, где изучение Вед переходит из поколение в поколение; постигшие смысл Вед и обучающие Ведам; брахмачари, предложивший тысячу подношений гуру, и столетний дваждырожденный мудрец.

ТЕКСТ 187

На день или накануне проведения шраддхи необходимо пригласить, по крайней мере, трех брахманов из тех, которые были упомянуты выше.

ТЕКСТ 188-189

Брахман, приглашенный на обряд в честь предков, должен обуздать свои чувства и не произносить ведические гимны, это также относится к совершающему обряд, поскольку предки присутствуют вместе с приглашенными брахманами и, подобно ветру, следуют за ними, находясь рядом.

ТЕКСТ 190

Если приглашенный на обряд брахман пренебрежет правилами проведения обряда и нарушит предписания, он будет повинен в грехе, и в следующей жизни родится свиньей.

ТЕКСТ 191

Если кто-то из приглашенных на обряд шраддхи вступит в близкую связь с шудрани, он примет реакции за любой грех домохозяина, устраивающего обряд шраддхи.

ТЕКСТ 192

Предки — божественные существа, свободные от гнева, скверны, порока, злодеяний, наделенные лучшими добродетелями.

ТЕКСТ 193

Теперь я подробно опишу, от кого происходят все предки, и метод поклонения им.

ТЕКСТ 194

Предки являются сыновьями различных мудрецов, таких как Маричи и т. д., которые в свою очередь произошли от Ману, сына Брахмы.

ТЕКСТ 195

Сыновья Вираджа, сомасады, считаются предками садхьев, а агнишваты, дети Маричи, прославлены в мире полубогов.

ТЕКСТ 196

Бархишады, сыновья Атри Муни, являются предками дайтьев, данавов, якшей, гандхарвов, урагов, ракшасов, супарнов и киннаров.

ТЕКСТ 197

Сомапы являются предками брахманов, хавирбхуджи — кшатриев, аджьяпы — вайшьев, а сукалины — шудр.

ТЕКСТ 198

Сомапы — сыновья Кави, хавирбхуджи — сыновья Ангиры, аджьяпы — сыновья Пуластьи, сукалины — сыновья Васиштхи.

ТЕКСТ 199

Также предками брахманов являются анагнидагдхи, агнидагдхи, кавьи, бархишады, агнишватты и саумьи.

ТЕКСТ 200

Здесь перечислены только главные из предков, но необходимо знать, что у них имеется бесчисленное множество сыновей и внуков.

ТЕКСТ 201

От мудрецов произошли предки, от предков — полубоги, а от полубогов — все движущиеся и неподвижные живые существа.

ТЕКСТ 202

Предков можно легко удовлетворить простым подношением воды в серебряных сосудах или украшенных серебром.

ТЕКСТ 203

Совершение обряда шраддхи в честь предков является более важным для брахманов, чем жертвоприношение полубогам, поскольку жертвоприношение полубогам лишь усиливает обряд шраддхи.

ТЕКСТ 204

Вначале необходимо провести жертвоприношение полубогам, чтобы защитить церемонию шраддхи предкам от нападения ракшасов.

ТЕКСТ 205

Необходимо перед началом проведения шраддхи совершить жертву полубогам и также необходимо совершить ее после проведения шраддхи. Того, кто начинает с церемонии шраддхи и заканчивает ею, ожидает неминуемая гибель вместе с его потомством.

ТЕКСТ 206

Следует обмазать коровьим навозом неоскверненное уединенное место и проверить, имеет ли оно уклон на юг.

ТЕКСТ 207

Для совершенного удовлетворения предков необходимо предлагать подношения им на берегу реки в уединенном месте.

ТЕКСТ 208

После омовения в реке следует усадить по отдельности на подстилки из травы куша всех приглашенных брахманов.

ТЕКСТ 209

Затем, проведя поклонение полубогам, необходимо предложить почтенным брахманам сандаловую пасту, цветочные гирлянды и благовония.

ТЕКСТ 210-211

Далее, принеся воду, зерно кунжута со священной травой, брахман должен совершить огненное жертвоприношение для удовлетворения Агни, Сомы и Ямы, затем следует удовлетворить предков.

ТЕКСТ 212

За неимением огня можно положить подношение в руки брахмана, наделенного знанием Вед, ибо говорится, что брахман олицетворяет огонь.

ТЕКСТ 213

Мудрецы также называют брахманов, свободных от гнева и заботящихся о благе всего мира, божествами обряда шраддхи.

ТЕКСТ 214

Совершив агнихотру и всю церемонию и обойдя по часовой стрелке вокруг места проведения шраддхи, следует правой рукой окропить землю водой.

ТЕКСТ 215

Затем необходимо, сделав три пинды из остатка жертвенной пищи, повернуться к югу и предложить три пинды тем же способом, что и воду.

ТЕКСТ 216

После предложения пинды предкам, сделав ачаман, следует вытереть руки травой куша с церемонии шраддхи.

ТЕКСТ 217

Повернувшись лицом к северу, сделав ачаман, три раза задержав дыхание, чистый брахман должен совершить поклонение шести временам года и предкам.

ТЕКСТ 218

Остаток воды, находящейся в сосудах, следует медленно вылить рядом с каждой пиндой и понюхать их аромат в том порядке, в каком они выстроены.

ТЕКСТ 219

Затем, взяв по небольшому количеству пищи в том же порядке с каждой пинды, нужно угостить сидящих брахманов.

ТЕКСТ 220

Если отец домохозяина, устраивающего церемонию шраддхи, жив, необходимо предложить жертвенную пищу трем его предкам, а отца накормить пищей с жертвенного алтаря, как и брахманов.

ТЕКСТ 221

Тому же, у кого отец уже ушел из жизни, а дед со стороны отца жив, следует произнести имя отца и прадеда.

ТЕКСТ 222

По мнению Ману, дед может вкушать эту жертвенную пищу или сам внук с разрешения может совершать шраддху, по собственному желанию.

ТЕКСТ 223

Дав предкам воды с зернами кунжута и травой куша, следует дать им немного пинды, произнеся надлежащие мантры.

ТЕКСТ 224

Далее необходимо взять двумя руками блюдо с пищей и безмолвно поставить его перед брахманами, медитируя на предков.

ТЕКСТ 225

Подношение, которое приносится не обеими руками, а одной рукой, будет похищено завистливыми асурами.

ТЕКСТ 226-228

Далее необходимо аккуратно поставить на землю другие блюда, такие как вареные овощи, рис, молоко, йогурт, масло, мед, коренья, плоды, ароматные напитки, — и будучи чистым и внимательным, предложить их брахманам, прославляя качество пищи.

ТЕКСТ 229

В это время нельзя плакать, гневаться, говорить неправду, касаться ногами пищи и трясти ее.

ТЕКСТ 230

Слезы отправляют пищу к духам, гнев — к врагам, ложь — к собакам, касание ногой — к ракшасам, а встряхивание — к греховным существам.

ТЕКСТ 231-232

Что бы ни понравилось брахманам во время принятия пищи, следует давать им это до полного удовлетворения, сопровождая трапезу историями из священных писаний, дхармашастр, итихас и пуран, ибо этим довольны предки.

ТЕКСТ 233

Следует радовать брахманов пищей, приготовленной из качественных продуктов, в чистых условиях и с чистым сознанием.

ТЕКСТ 234

Во время церемонии шраддхи также необходимо накормить сына дочери, даже если он принял обет ученичества. Каждому гостю нужно предложить подстилку (асану), а землю посыпать зернами кунжута.

ТЕКСТ 235

На обряде шраддхи должен присутствовать сын дочери, должно быть место для сидения и зерна кунжута, также должна царить умиротворенная атмосфера, чистота и отсутствие гнева или раздражительности.

ТЕКСТ 236

Пища должна быть горячей, а вкушающие жертвенную пищу не должны разговаривать, даже если их спросят о качестве приготовленной пищи.

ТЕКСТ 237

Считается, что сколько пища остается горячей, сколько времени едят в молчании и не говорят о ее качестве, столько времени наслаждаются пищей предки.

ТЕКСТ 238

Если гость вкушает пищу с покрытой головой, лицом на юг, или обутый в сандалии, эту пищу пожирают ракшасы.

ТЕКСТ 239-240

На вкушающих дваждырожденных не должны смотреть собакоед, петух, свинья, женщина в период месячных и импотент (евнух), ибо то, на что они бросят взгляд во время церемонии шраддхи и полубогам, становится оскверненным.

ТЕКСТ 241

Свинья оскверняет обнюхиванием, петух — махая крыльями, собака — взглядом, а собакоед — прикосновением.

ТЕКСТ 242

С церемонии шраддхи необходимо удалить хромого, одноглазого, человека с недостающим или лишним членом тела, даже если он — слуга домохозяина, устраивающего обряд.

ТЕКСТ 243

Если странствующий отшельник неожиданно приходит и просит жертвенную пищу, его необходимо досыта накормить с разрешения почтенных брахманов.

ТЕКСТ 244

Затем домохозяин, после того как все насытились, должен смешать всю пищу с водой и разложить ее на траве куша перед вкусившими брахманами.

ТЕКСТ 245

Пища, разложенная на траве куша является долей умерших детей, не получивших посвящение, и тех, кто оставил добродетельную жену.

ТЕКСТ 246

Остаток пищи, упавший на землю во время обряда, считается долей честных и верных слуг домохозяина.

ТЕКСТ 247

Но перед совершением обряда сапиндикарана нужно накормить в честь предков одного чистого брахмана, не проводя жертвоприношение полубогам, и предложить одну пинду.

ТЕКСТ 248

Но после обряда сапиндикарана сыновья усопшего должны предложить ему на день его смерти пинду в том же порядке, как указывалось выше.

ТЕКСТ 249

Тот, кто дает остатки своей пищи с церемонии шраддха шудре, является глупцом, идущим в ад Каласутра.

ТЕКСТ 250

Если участник церемонии шраддха в этот же день вступает в интимную связь с шудрани, его предки будут вынуждены лежать в течение этого месяца в испражнениях этой женщины.

ТЕКСТ 251

В конце церемонии домохозяин должен спросить гостей, все ли насытились, дать им воды для полоскания рта и мытья рук, позволив им отдохнуть.

ТЕКСТ 252

После отдыха брахманы должны благословить его, произнеся: «свадха», означающее высшее благословение при всех обрядах шраддхи.

ТЕКСТ 253

Затем домохозяин должен спросить удовлетворенных гостей, что делать с остатками жертвенной пищи, и поступить в соответствии с их указанием.

ТЕКСТ 254

После окончания обряда шраддхи предкам следует задать вопрос: «Все ли сыты?», после обряда гоштхи-шраддха — «Хорошо ли было слышно?», после обряда вриддхи-шраддха — «Всё ли было успешно?», а после обряда полубогам — «Все ли удовлетворены?».

ТЕКСТ 255

Время после полудня, трава куша, коровий навоз для очищения места проведения обряда, зерна кунжута, щедрость, с любовью приготовленная пища, и безупречные брахманы — вот, что необходимо для успешного проведения церемонии шраддхи.

ТЕКСТ 256

Утреннее время, трава куша, очистительные молитвы, жертвенная пища и средство очищения, упомянутое выше, — таковы условия для успешного проведения жертвоприношения полубогам.

ТЕКСТ 257

Жертвенной пищей считаются следующие продукты: молоко, напиток сома, еда отшельника (зерно), а также натуральная соль.

ТЕКСТ 258

Проводив ученых брахманов и выразив им почтение, домохозяин, умиротворенный и чистый, должен, повернувшись к югу, попросить у предков следующее.

ТЕКСТ 259

«Пусть умножатся в нашей семье щедрые потомки, обогащенные верой и мудростью Вед, и чтобы мы всегда имели возможность давать дары и помогать неимущим».

ТЕКСТ 260-261

Совершив церемонию шраддхи, домохозяин должен отдать остаток пищи брахману, корове или козлу, или же предать огню или бросить в воду. или другой вариант — оставшуюся пищу скормить птицам, и также предложить огню или воде.

ТЕКСТ 262-263

Если целомудренная жена домохозяина, почитающая предков, желает обрести благочестивого сына, наделенного разумом, добротой, богатством, долголетием и потомством, она должна съесть среднюю пинду (жертвенную пищу).

ТЕКСТ 264

После этого нужно вымыть руки, прополоскать рот, и приготовить пищу для родственников по отцу и матери, предложив ее им с почтением.

ТЕКСТ 265

Остаток пищи должен находиться в одном месте, пока удовлетворенные брахманы не покинут дом, затем домохозяину следует подготовить домашнее подношение.

ТЕКСТ 266

А сейчас я поведаю вам, какой вид пищи, предложенный предкам, пригоден на долгое время или даже на вечность.

ТЕКСТ 267-272

Предков людей можно удовлетворить на один месяц предложенными им семенами кунжута, рисом, ячменем, бобами, водой, кореньями и плодами; на два месяца — рыбой, на три месяца мясом оленя, на четыре месяца — мясом барана, на пять месяцев — мясом птицы, на шесть месяцев — мясом козла, на семь месяцев — мясом пестрого оленя, на восемь месяцев — мясом пятнистого оленя, на девять месяцев — мясом оленя Руру, на десять месяцев — мясом кабана и буйвола, на одиннадцать месяцев — плотью зайца и черепахи, на один год — молоком коровы и рисом, приготовленным на молоке; на двенадцать лет — мясом белого козла; а подношения, состоящие из растения калашака, рыбы махашалка, мяса носорога и красного козла, меда и разного вида зерна всегда удовлетворяют предков.

ТЕКСТ 273

Если предложить предкам пищу, смешанную с медом, в тринадцатый лунный день, в сезон дождей под созвездием Магха, она также будет вечно приносить удовлетворение предкам.

ТЕКСТ 274

Предки говорят: «Пусть в нашей семье родится такой человек, который предлагал бы нам рис, сваренный на молоке, вместе с медом и топленым маслом — на тринадцатый лунный день, когда тень слона падает в сторону востока».

ТЕКСТ 275

Все, что человек, исполненный веры, предлагает предкам согласно правилам и предписаниям шастр, становится для предков нетленным и вечным.

ТЕКСТ 276

От десятого дня убывающей луны до новолуния, исключая четырнадцатый день, проводится церемония шраддхи.

ТЕКСТ 277

Совершающий шраддху в четные дни под четными созвездиями обретает исполнение всех своих желаний, а почитающий предков в нечетные дни обретает добродетельное потомство.

ТЕКСТ 278

Как для проведения шраддхи благоприятны последние две недели месяца, так же и вторая половина дня благоприятна для ее проведения.

ТЕКСТ 279

Обряд подношения предкам (шраддха) должен совершаться дваждырожденным, носящим на правом плече священный шнур и передвигающийся с травой куша в руке по часовой стрелке (слева направо).

ТЕКСТ 280

Обряд шраддхи нельзя проводить ночью, поскольку это время принадлежит ракшасам, ни на рассвете, ни в сумерки.

ТЕКСТ 281

Шраддху следует проводить три раза в год — зимой, в жаркий сезон и период дождей, но ягью, которая входит в состав пяти жертвоприношений, следует проводить каждый день.

ТЕКСТ 282

Огонь для церемонии шраддхи не должен быть использован ни для чего, кроме ведических обрядов, а брахман, поддерживающий священный огонь, не должен совершать шраддху в какой-либо день, кроме дня полнолуния.

ТЕКСТ 283

Если ученый брахман, очистив себя омовением, удовлетворяет предков, предлагая им воду, он получает результат за проведение всей церемонии шраддхи.

ТЕКСТ 284

Мудрецы называют васу отцами, рудр — дедами, адитьев — прадедами, это также утверждается вечными Ведами.

ТЕКСТ 285

Каждый день требуется вкушать остатки пищи гостей брахманов (вигхасу) и нектар (амриту), пища с жертвоприношений.

ТЕКСТ 286

Итак, я описал вам правила пяти жертвоприношений, теперь же я расскажу вам о правилах и предписаниях жизни брахмана.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ТЕКСТ 1

В течение двадцати пяти лет дваждырожденный должен жить в ашраме своего гуру, а затем он может возвратиться домой, жениться и жить дома с женой следующие двадцать пять лет.

ТЕКСТ 2

Брахману следует искать средства к существованию, не причиняя вреда другим живым существам.

ТЕКСТ 3

Он должен собирать ровно столько денег или пищи, сколько необходимо для поддержания существования, и заниматься тем видом деятельности, какой предписан его варне, не изнуряя тело тяжелой работой.

ТЕКСТ 4-6

Брахману разрешается заниматься такими видами деятельности, как рита (собирать зерно с полей), амрита (собирать, не прося подаяние), мрита (просить зерно), прамрита (земледелие), или даже сатьянрита (ремесло или торговля), но никогда — деятельностью шудры, ибо подобная деятельность для брахмана считается деятельностью собак.

ТЕКСТ 7

Есть брахман, который имеет дома хранилище полное зерна, другой — большую емкость с зерном, третий — запас зерна на три дня, а четвертый — на завтрашний день.

ТЕКСТ 8

Из этих четырех дваждырожденных домохозяев каждый названный в нисходящей последовательности считается более совершенным и способным победить весь мир.

ТЕКСТ 9

Один поддерживает свое существование шестью видами деятельности, второй — тремя, третий — двумя, а четвертый поддерживает свое существование только за счет обучения других (брахмасаттра).

ТЕКСТ 10

Брахман, поддерживающий свое существование сбором зерна, должен всегда совершать агнихотру и проводить ягьи в дни парван и солнцестояния.

ТЕКСТ 11

Ради средств к существованию, брахман не должен вести себя как обычные люди, он должен быть честным, прямодушным и чистым.

ТЕКСТ 12

Чтобы всегда быть счастливым брахман обязан обуздывать чувства и удовлетворяться самым малым и необходимым, поскольку страдания приходят от неудовлетворенности жизнью и необузданных чувств.

ТЕКСТ 13

Поэтому брахман поддерживает свою жизнь вышеупомянутыми способами, исполняя обеты, дарующие долголетие, славу и достижение высших планет.

ТЕКСТ 14

Ему необходимо неустанно исполнять свои обязанности, предписанные Ведами, ибо, исполняя свой долг, он достигнет высшего духовного бытия.

ТЕКСТ 15

Брахман, независимо от того, богат он или беден, не должен поддерживать свое существование запрещенной или греховной деятельностью, и также принимать пожертвования, теряя способность различать между дающими (греховными людьми и благочестивыми).

ТЕКСТ 16

Он не должен привязываться к чувственным наслаждениям и их объектам, в случае чрезмерной привязанности ему следует преодолеть это чувство посредством размышлений о бренности материальных объектов и удовольствий.

ТЕКСТ 17

Ему необходимо избегать привязанности к обладанию материальным богатством, поскольку подобная привязанность мешает сосредоточить ум на постижении Вед, которые ведут к высшей цели жизни.

ТЕКСТ 18

В этом мире каждый должен в соответствии со своим социальным положением, возрастом, родом деятельности, происхождением, богатством и знанием — носить одежду, говорить и думать.

ТЕКСТ 19

Брахману следует изучать писания, которые увеличивают мудрость, одухотворяют разум, обучают, как принести процветание и благо миру, а также ему необходимо изучать различные разделы Вед.

ТЕКСТ 20

Изучая шастры, человек обретает знание, благодаря которому он достигает чистоты и вечного блаженства.

ТЕКСТ 21

Брахман никогда не должен пренебрегать совершением жертвоприношений мудрецам, полубогам, духам и предкам, — если имеет для этого возможности.

ТЕКСТ 22

Некоторые брахманы, хотя и знают правила жертвенных обрядов, всегда приносят жертвы только в своих чувствах, иными словами, отрывая чувства от их объектов.

ТЕКСТ 23

Другие, зная, что жертвоприношение речи и дыхания приносит вечный плод, постоянно отдают в жертву свое дыхание и речь.

ТЕКСТ 24

Иные брахманы, смотря на мир глазами знания, понимают, что знание является основой всех жертвоприношений, поэтому они приносят себя в жертву на алтарь знания.

ТЕКСТ 25

Брахман должен совершать агнихотру в начале и в конце дня и ночи, а даршу и паурнамасу— в конце каждой половины месяца.

ТЕКСТ 26

Брахману следует совершать аграяну, предлагать на жертвенный алтарь новый урожай зерна, проводить чатурмасью, приносить в жертву животное в начале периода солнцестояния, а в конце года проводить сома-ягью.

ТЕКСТ 27

Брахман, который поддерживает священный огонь, если он желает долгой жизни, то не должен вкушать зерно или мясо, не предложив на жертвенный алтарь новый урожай и не совершив жертвоприношения животного вышеописанным методом.

ТЕКСТ 28

Если брахман не предложит священному огню новое зерно и мясо, Агни постепенно заберет его жизненную энергию.

ТЕКСТ 29

В своем доме брахман должен гостеприимно встречать гостей, предлагая им место для сидения, воду, пищу, плоды и место для отдыха.

ТЕКСТ 30

Однако он не должен выказывать почтение оскорбителям Вед, людям, занимающимся греховной деятельностью, людям, живущим подобно кошкам, мошенникам, тем, кто проповедует против учения Вед, и людям, живущим подобно цапле.

ТЕКСТ 31

Но ему следует почтительно относиться к знатокам Вед, совершающим подношения полубогам и предкам, и избегать прямо противоположно настроенных людей.

ТЕКСТ 32

Его обязанность — давать пищу брахмачари и другим людям в отречении, не готовящим пищу для себя, а также он должен кормить родственников и других живых существ по мере возможности.

ТЕКСТ 33

Брахман домохозяин (снатака), мучимый голодом, может просить средства к существованию у царя; у того, для кого он проводит жертвоприношение, и ученика, но более ни у кого. Таково предписание.

ТЕКСТ 34

Брахман-снатака не должен голодать, если может добывать пищу или средства к существованию, и он не должен носить грязную или рваную одежду, если имеет деньги.

ТЕКСТ 35

У него должны быть подстриженные волосы, борода и ногти, ему следует носить белую одежду, контролировать чувства, быть чистым, изучать Веды и заниматься деятельностью на благо мира.

ТЕКСТ 36

Он должен носить бамбуковый посох, камандалу (сосуд с водой), священный шнур, траву куша и две сияющие золотые серьги.

ТЕКСТ 37

Он не должен смотреть на восходящее или заходящее солнце во время затмения, на солнце, отражающееся в воде, или когда солнце находится над головой.

ТЕКСТ 38

Ему не следует перешагивать веревку, которой привязан теленок, бежать во время дождя и смотреть на свое отражение в воде. Таково предписание шастр.

ТЕКСТ 39

Если ему случается куда-либо идти, он должен оставлять с правой стороны от себя холм, корову, божество, брахмана, топленое масло (гхи), мед, перекресток и большие деревья.

ТЕКСТ 40

Брахману следует обуздывать чувства, он не должен приближаться к жене в период месячных, даже во время полового возбуждения, и спать с ней на одном ложе.

ТЕКСТ 41

Мужчина, который приближается к женщине во время менструального периода, утрачивает мудрость, духовную силу, жизненную энергию, зрение и добродетель.

ТЕКСТ 42

Но избегающий женщину в этот период, увеличивает мудрость, духовную силу, жизненную энергию и добродетель.

ТЕКСТ 43

В период месячных он не должен вкушать вместе с ней, смотреть на нее, когда она ест, чихает, зевает или сидит в вольной (расслабленной) позе.

ТЕКСТ 44

Брахман, который дорожит своей духовной силой (теджасом) и жизненной энергией, не должен смотреть на жену или женщину, украшающую свои глаза тушью, принимающую масляный массаж, обнаженную или рожающую ребенка.

ТЕКСТ 45-47

Ему не следует принимать пищу в нижнем белье, омываться нагим, мочиться на дорогу, на пепел, в коровнике, на вспаханную землю, в воду, на жертвенный или погребальный огонь, на гору, на развалины храма, на муравейник, в норы с живыми существами, во время ходьбы, стоя, на вершине холма или горы, и на берегу реки.

ТЕКСТ 48

Никогда не следует опорожнять кишечник, сидя лицом к ветру, огню, брахману, солнцу, воде или корове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: