Разновидности дедуктивных умозаключений

Простой категорический cиллоги́змрассуждение, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на:
большую (которая содержит предикат заключения),
меньшую (которая содержит субъект заключения).

П о положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры, а последние по логической форме посылок и заключения — на модусы. Модусом простого силлогизма называется набор простых суждений, входящих в силлогизм.

М одус простого силлогизма составляет три суждения.

В силлогизме:
Все небесные тела движутся.
Все планеты — это небесные тела.
------------
Все планеты движутся.

Первая посылка является простым суждением вида А (общеутвердительным), вторая посылка — это тоже простое суждение вида А, и вывод в данном случае представляет собой простое суждение вида А. Поэтому рассмотренный силлогизм имеет модус ААА.

Силлогизм:
Все журналы периодические издания.
Все книги не являются периодическими изданиями.
------------
Все книги не являются журналами.

имеет модус АЕЕ.

Силлогизм:
Все углероды простые тела.
Все углероды электропроводны.
------------
Некоторые электропроводники — простые тела.

имеет модус ААI.

Всего модусов во всех четырех фигурах, то есть возможных комбинаций простых суждений в силлогизме, — 256. В каждой фигуре 64 модуса. Однако из всех этих 256 модусов только 19 дают достоверные выводы, остальные приводят к вероятностным выводам. Если принять во внимание, что одним из главных признаков дедукции (а значит, и силлогизма) является достоверность ее выводов, то становится понятным, почему эти 19 модусов называются правильными, а остальные — неправильными.

Разделительно-категорическим - умозаключение, в котором одна из посылок — разделительное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.

Условно-категорическим - умозаключение, одна из посылок которого является условным суждением, а другая посылка и вывод — категорическими суждениями.

Основные законы логики

Зако́н то́ждества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Предпосылкой его выполнимости является возможность различения и отождествления тех объектов, о которых идёт речь в данном рассуждении. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Важнейшее свойство мышления — его определённость — выражается данным логическим законом.

Впервые закон тождества сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом:

«…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно»

Закон не противоречия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них ложно.

Закон исключённого третьего — закон классической логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными.

Зако́н доста́точного основа́ниязакон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.
Допустим, что учащийся, слушая рассказ учителя, встречается с рядом неизвестных ему положений. Например, он узнаёт, что древние египтяне имели совершенные музыкальные инструменты, что некоторые ультразвуки убивают простейшие живые организмы, что если в Средней Азии произойдёт землетрясение, то образовавшиеся при этом волны достигнут Москвы через несколько минут. Учащийся вправе сомневаться в истинности этих положений до тех пор, пока они не будут доказаны, объяснены, обоснованы. Как только они будут доказаны, как только будут приведены достаточные основания, подтверждающие их истинность, сомневаться в них уже нельзя. Другими словами: всякое доказанное положение непременно истинно.

Софизмы и логические парадоксы

Спор сократа с софистами –

Одно из основных разногласий софистов и Сократа был вопрос о том, существует ли объективная истина? Философы-софисты считали, что вне человека истина отсутствует. Каждый имеет право принять за истину все, что подходит для него в конкретном случае в зависимости от ситуации, выгоды, личных предпочтений, склонностей и др. Соответственно, решающим положением в вопросе истинности является субъективное мнение человека, его произвол, а абсолютной истины не существует.
Сократ считал, что, напротив, без непреложных истинных начал, невозможно положительное развитие личности и какая-либо созидательная и разумная человеческая деятельность. По его мнению, абсолютная истина существует, несмотря на множество мнений, которые концентрируются вокруг одной, вечной, единственной и неизменной. Философ призывает познать самого себя. Целью каждой личности, по его мнению, должен стать поиск всеобщих и объективных логических, этических, практических и теоретических норм. Для достижения данных задач главным условием является необходимость прилагать усилия каждому конкретному человеку.
Сократ категорически восстает против лицемерия, неправды. Позиция человека должна выражать его истинное мнение об истине. Он не допускает уловки, лукавство, полуправду и недоговоренность. По его мнению, люди не смогут общаться и понимать друг друга, если допустить сосуществование множества истин.

Софизм – это ложное умозаключение, которое кажется логичным и правильным при первом рассмотрении. Основанием для него является заведомо сознательное нарушение общепринятых представлений и логических тождеств.

Классифицируются софизмы следующим образом:

  • Алгебраические софизмы – ошибки в числовых выражениях и уравнениях, скрытые намеренно;
  • Арифметические софизмы – выражения чисел, имеющие ошибку, незаметную с первого взгляда;
  • Геометрические – умозаключение, заведомо неправильное, которое касается геометрических фигур и действий над ними;
  • Другие. (Исторические, психологические, логические и так далее).

Кроме математических, существует множество других видов софизмов: терминологические, психологические, логические. Абсурдность таких рассуждений гораздо проще понять и разоблачить. Некоторые утверждения выглядят несерьезными и наивными, лишенными смысла и цели, недосказанными.

Парадокс в логикеэто противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Логическая ошибка парадокса в отличие от паралогизма и софизма не обнаружена пока из-за несовершенства существующих методов логики.

Антиномияхар-ся наличием двух противоречащих друг другу, якобы одинаково доказуемых суждений.

У древнегреческого софиста Протагора учился софистике и в том числе судебному красноречию некий Эватл.По заключенному между ними договору Эватл должен был заплатить за обучение 10 тысяч драхм только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. В случае проигрыша первого судебного дела он вообще не был обязан платить.

Однако, закончив обучение, Эватл не стал участвовать в судебных тяжбах. Как следствие, он считал себя свободным от уплаты за учебу. Это длилось довольно долго, терпение Протагора иссякло, и он сам подал на своего ученика в суд. Таким образом, должен был состояться первый судебный процесс Эватла.

Протагор привёл следующую аргументацию: «Каким бы ни было решение суда, Эватл должен будет заплатить. Он либо выиграет свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит по договору, если проиграет, заплатит по решению суда».

Эватл возражал: «Ни в том, ни в другом случае я не должен платить. Если я выиграю, то я не должен платить по решению суда, если проиграю, то по договору».

Софизм Эватла похож по своей логической структуре на некоторые другие софизмы, в частности, на софизм «Крокодил».

Апория - характеризуется наличием аргумента, противоречащего очевидному, общепринятому мнению, здравому смыслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: