При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что логика является одной из древнейших наук на Земле. Она возникает как часть риторики, науки об ораторском искусстве, в связи с необходимостью построить правильную, убедительную, последовательную речь.
Логические идеи в Европе возникают в Древней Греции. Одним из первых исследований в области логики была формулировка логического закона тождества в учении элейского философа Парменида. В своем произведении «О природе» он формулирует понятие единой неделимой материи, которая всегда остается равной себе и постоянно находится в одном и том же состоянии. Философами элейской школы разрабатывается учение об аргументации.
Демокрит, основоположник учения об атомистическом строении материи, считается творцом первой системы логики в Древней Греции. Им был написан трактат «О логике», или «Канон», в трех книгах. Демокрит заложил основы учения о модальностях, понятиях необходимости, возможности и случайности.
|
|
Платон формулирует правила деления, сохраняющие свое значение и поныне: во-первых, деление должно производиться по действительно существенным различиям предметов, во-вторых, в процессе деления нельзя пропускать промежуточных ступеней.
Платон также вносит вклад в развитие теории суждения. Суждение устанавливает отношение между терминами, которые могут быть отношениями тождества, равенства, различия и т.д.; эти отношения необходимы и универсальны независимо от того, каковы соединяемые ими термины. Суждения могут быть двух видов: эмпирические, полученные в опыте, и чистые, разумные.
Важнейшая роль в развитии логики Древней Греции принадлежит Аристотелю (384 до н.э. – 322 до н.э.). Именно он сформулировал и систематизировал важнейшие положения формальной логики, многие из которых остались незыблемыми и по сей день. Логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием «Органон».
Аристотель обращает особое внимание на вопрос, что является критерием истинности. Он выделяет два таких критерия – материальный и формальный. Материальный критерий означает, что наши размышления соответствуют реальному положению дел в окружающем нас мире. Истину, по Аристотелю, высказывает тот, кто соединяет свои элементы мысли о вещах, таким образом, как эти вещи соединены во внешнем мире. Суждения соединяются при помощи силлогизма и индукции; при совершении этих логических операций также должно соблюдаться соответствие с действительностью, что может легко быть проверено с помощью опыта.
Формальный критерий истины означает соответствие принципов нашего мышления общим законам. Аристотель выделяет три таких закона: противоречия, исключенного третьего и тождества. Основным законом он считает закон противоречия, поскольку этот закон отвергает случаи, когда нечто и существует, и не существует.
|
|
Суждению в логике Аристотеля уделяется большое внимание. Он осуществляет классификацию суждений по трем основаниям: по качеству (утвердительные и отрицательные суждения), количеству (общие, частные, единичные суждения) и модальности (возможные, действительные и необходимые).
Огромное значение для развития логики имело учение Аристотеля о силлогизме вообще и о категорическом силлогизме, в частности. Он сформулировал понятие силлогизма как дедуктивного умозаключения, в котором из данных суждений необходимо вытекает новое суждение.
Важную роль в познании Аристотель отводит и индукции, считая ее более наглядным, по сравнению с дедукцией, методом, однако строго научной признает только полную индукцию, которой даже дает название силлогизма по индукции, отмечая ее доказательность.
Новый этап в развитии европейской логики связан с появлением сочинения Петра Испанского (1220—1277) «Малая сумма логики» (“Summulae logicalis”), которое представляло собой систематизацию и синтез логической средневековой мысли.
Известным мыслителем в области средневековой логики был Раймунд Луллий (около 1235 - около 1315). Используя символические обозначения общих понятий, Луллий моделировал логические операции при помощи различных логических схем и машин, наиболее известным из которых было «логическое колесо», идея которого сформулирована в труде «Великое искусство» (“Ars magna”).
Фрэнсис Бэкон (1561-1626), один из наиболее известных представителей эмпиризма Нового времени, автор учения о том, что единственным источником знания является опыт, выступил против силлогистики Аристотеля как главного метода получения истины и провозгласил основным научным методом, при помощи которого может быть достигнуто истинное знание, индукцию. Бэкон критикует аристотелевское учение об индукции, называя его индукцией через простое перечисление, и формулирует индуктивный метод, важная роль в котором принадлежит операции исключения. Этот метод состоит из трех таблиц: а) таблицы присутствия (в ней перечисляются все известные случаи, где встречается исследуемое явление); б) таблицы отсутствия (в ней приводятся случаи похожие, где, однако, исследуемое явление отсутствует); в) таблицы степеней (в ней перечисляются случаи, где исследуемое явление представлено с большей или меньшей интенсивностью). Следующий этап – индукция через исключение, отказ от случаев, где исследуемое явление не представлено.
Рене Декарт (1596—1650), представитель рационалистического направления в философии Нового времени, которое постулировало разум как единственный источник знания, также придавал большое значение роли научного метода для достижения истины. Главным критерием истинности для Декарта является ясность и отчетливость наших мыслей. Он выделяет такие методы достижения истины, как интуиция, дедукция, индукция, сравнение и аналогия, причем особо подчеркивает значение дедукции.
На основе философского учения Декарта его последователи П.Николь и А.Арно в 1662 году опубликовали труд под названием «Логика, или Искусство мыслить». В нем авторы излагают учение о понятиях, их классификации; о сложных терминах; уделяют значительное внимание умозаключениям, силлогизмам. Целью логики, по их мнению, является задача служить инструментом для других наук. Ими высказывается мнение о том, что необходимо выработать новый язык науки, свободный от неясности и неопределенности терминов; разрабатывается понимание суждения, в частности, особо подчеркивается познавательное значение выделяющих суждений (вида «только некоторые S суть P») и исключающих суждений (вида «все S, кроме одного, суть P»).
|
|
Следующий этап в развитии традиционной логики связан с именем английского философа Джона Стюарта Милля (1806 – 1873). В сочинении «Система логики силлогистической и индуктивной» он утверждает, что источником знаний являются опыт и наблюдение, а единственно научный метод – это индукция. Милль развивает теорию индукции, систематизировав и обобщив достижения предшествовавших английских логиков Дж.Гершеля и У.Уэвелля. Он формулирует и иллюстрирует многочисленными примерами пять методов научной индукции: 1) метод единственного сходства, 2) метод единственного различия, 3) соединенный метод сходства и различия, 4) метод отсутствующих изменений, 5) метод остатков.
Математическая (символическая) логика как совершенно новое, отличное от традиционной формальной логики направление в науке возникает лишь в девятнадцатом столетии. Это направление в логике представляет высказывания на основе формализованных языков, основными элементами которых являются специальные символы, которые определенным образом интерпретируются. Возникновение математической логики связывают в первую очередь с именами британских ученых Дж. Буля и У. Джевонса, чьи идеи послужили основанием для исследований в этой области.
В настоящее ученые развивают различные отрасли и направления неклассической логики. Среди них, такие, как многозначная логика, модальная логика, логика норм и т.д. Современная логика имеет множество приложений, среди них такие, как теория доказательства, теория множеств, логика вероятностей, индуктивная логика и т.д.