ВИДЫ МАРКЕТИНГА
Сегодня маркетинг используется в различных сферах человеческой деятельности. В связи с этим в теории и в практике выделяются разные виды маркетинга.
В зависимости от цели той или иной деятельности:
1. Коммерческий – осуществляется с целью получения прибыли.
2. Некоммерческий – деятельность организаций, не преследующих получение прибыли (органы гос.управления, общественные и политические организации)
По территориальному охвату:
1. Национальный – осуществляется в пределах национальных границ одной страны
2. Международный – осуществляется за пределами национальных границ страны
В зависимости от объекта различают:
1. Маркетинг товаров и услуг – объектом выступают различные товары и услуги.
2. Маркетинг территорий – объектом выступают земельные участки, места отдыха, города, страны. Это вид осуществляется для создания имиджа территории и для того, чтобы привлечь все имеющиеся на территории ресурсы.
3. Маркетинг организаций – объектом являются группы фирм, предприятия, общественные организации, политические партии.
|
|
4. Маркетинг идей - объектом являются различные нововведения (изобретения, проекты, ноу-хау).
5. Персональный маркетинг – объектом является отдельная личность. Цель повысить популярность (артисты, политики, бизнесмены, спортсмены, врачи)
В зависимости от доли рынка, освоенной предприятием:
1. Атакующий – предполагает активную позицию на рынке с целью завоевания и расширения доли.
2. Оборонительный – предполагает сохранение предприятием имеющейся доли рынка и удержание своих позиций на нем.
3. М-г отступления – предполагает сокращение доли рынка.
В зависимости от состояния рыночного спроса различают следующие виды маркетинга:
Если спрос превышает предложение – рынок продавца.
Если предложение превышает спрос – рынок покупателя.
1. Конверсионный – применяется в случае отрицательного спроса на товар, т.е. большая часть людей недолюбливает товар и пытается его избежать.
Задача маркетинга: Изучить почему потребитель испытывает неприязнь к товару и изменить отрицательное отношение к товару на положительное
(стоматологические услуги, услуги врачей, прививки, операции)
2. Развивающий – используется в условиях скрытого потенциального спроса.
Многие потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров.
(спрос на безвредные сигареты, безопасные микрорайоны, экономичные автомобили).
Задача маркетинга: оценить размеры потенциального рынка и предложения товаров и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос, т.е. превратить потенциальный спрос в реальный.
|
|
3. Стимулирующий – когда спрос на товар отсутствует или очень низкий.
Задача маркетинга: отыскать способы и повысить спрос через увязку потребительских свойств товара с потребностями и интересами людей.
(товары новинки, противогаз, антиквариат, отсутствие интереса к предмету)
4. Ремаркетинг – применяется в случае падения спроса на товар, с которым рано или поздно сталкивается любое предприятие.
Задача маркетинга: восстановить спрос путем нового производства, улучшения обслуживания, обновления характеристик товара.
(модные товары)
5. Синхромаркетинг – применяется в случае нерегулярного, колеблющегося спроса.
(сезонные товары: шубы, меха, зонтики)
Задача маркетинга: сбалансировать спрос с помощью гибких цен, мер стимулирования и т.д.
6. Поддерживающий – спрос на товар полноценный, когда предприятие довольно своим торговым оборотом.
Задача маркетинга: предотвратить снижение спроса на товар, в связи с изменениями вкусов потребителей и усилением конкуренции. Необходимо заботиться о качестве товаров и обслуживании покупателей.
(товары повседневного спроса)
7. Демаркетинг - используется в условиях чрезмерного спроса на товар.
Задача маркетинга: изыскание путей временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации спекуляции.
8. Противодействующий – проводит государство в случае, когда спрос на товар носит антигуманный, антисоциальный характер.
Задача маркетинга: преследует цель ликвидировать такой спрос, путем убеждения людей в отказе во вредных привычках с помощью антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживании.