Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу

На спрос влияет не только цена данного товара, но и другие факторы, например, доходы потребителей.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

или,

где Д, Д – изменение доходов и доходы потребителей.

Для изучения эластичности спроса по доходам необходимо группировать потребителей по более или менее одинаковому уровню дохода. Как правило, выделяют:

- лица с высоким доходом;

- лица со средним доходом;

- лица с низким доходом.

В целом рост доходов, как говорилось раньше, увеличивает платежеспособный спрос, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Это значит, что чаще всего рост доходов потребителей означает и рост объема спроса. Следовательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной.

Варианты зависимости спроса от дохода могут быть различны (рис. 9.5).

Кривая АА (). Спрос неэластичен по доходу. Это значит, что с ростом дохода на 1% спрос возрастает менее чем на 1%. Такие товары называются товарами первой необходимости. Неэластичный по доходу спрос на эти товары обусловлен во многом «физиологическим» уровнем потребления. Можно быть миллионером, можно принадлежать к среднему классу и потреблять одинаково по «4 куска хлеба» за обедом.

Кривая ВВ (). Спрос эластичен по доходу. Это означает, что с увеличение дохода на 1% спрос возрастает более чем на 1%. Такие товары называются предметами роскоши: спрос на них чрезвычайно чувствителен к доходу потребителя.

Кривая СС (при Д Д0; при Д Д0). До определенного уровня дохода спрос на такой товар неэластичен по доходу (и на этом участке не отличается от товаров первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится отрицательной. Это значит, что с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. Такие товары называются низкокачественными, т.е. такими, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими.

Например, вареная колбаса лицами с высоким уровнем доходов будет заменяться в потреблении копченой колбасой или ветчиной. Так что спрос на вареную колбасу при высоких уровнях дохода будет уменьшаться.

Не меньшее влияние на спрос на определенный товар оказывают цены на другие товары.

Перекрестная (взаимная) эластичность спроса – это степень чувствительности спроса на определенны товар к изменению цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены другого товара на 1%.

или,

где VспрА , VспрА – изменение объема спроса и объем спроса на товар А; ЦВ, ЦВ – изменение цены и цена на товар В.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными друг к другу (рис. 9.6).

Кривая ВВ (). Отрицательная перекрестная эластичность означает, что с ростом цены на товар В объем спроса на товар А сокращается и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняемыми.

Например, автомобиль и бензин, лошадь и овес, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и аудиокассеты, туристические путевки и железнодорожные билеты.

Кривая СС (). Положительная перекрестная эластичность показывает, что при росте цены на товар С объем спроса на товар А увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара С на товар А. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (товарами-субститутами).

Пример. Конфеты и торты, автобус и метро, мыло и шампунь.

Кривая НН (). Нулевая, или близкая к нулевой, перекрестная эластичность означает, что изменение цены товара Н никак или очень мало отразится на спросе на товар А. Такие товары называются независимыми, или нейтральными.

Пример. Рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки.

Следовательно, понятие эластичности весьма полезно при анализе спроса, т.е. реакции потребителей на те или иные факторы. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и поведение своих предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: