Книга завершена, а жизнь не стоит на месте. И авторский коллектив не собирается останавливаться на достигнутом, считая, что основное уже сделано и можно всерьез и надолго перевести дух. Появились новые направления исследований, перспективные разработки и свежие идеи. А самое главное — есть желание продолжить совместную работу.
Одним из вопросов, заслуживающих особого внимания, представляется тема командных ролей. Она требует отдельного обстоятельного анализа, предполагающего сопоставление понятий функционально-предметных, интеллектуальных и собственно командных ролей, а также описание как традиционных, так и новаторских подходов к пониманию особенностей ролевого поведения в командном контексте.
Столь же увлекательна тема командостроительных мифов и легенд. Многие исследователи всерьез занялись коллекционированием продуктов командного мифотворчества, и счет подобным мифам и легендам идет уже на десятки. Примечательно, что командные легенды гораздо реже подкрепляют мифы, чем служат их «подтачиванию» и разрушению.
|
|
Нуждается в дальнейшем изучении проблема командной диагностики. Количество используемых в командообразовательных проектах методик столь велико, что настало время для их инвентаризации, классификации и критического анализа.
Еще одна тема, которая стала особенно актуальной в период подготовки книги, но не нашла в ней специального отражения — это сетевые и виртуальные команды. Хотя члены авторского коллектива некоторое время назад начали исследование виртуальных и сетевых команд и приступили к их формированию, данная предметная сфера может быть обозначена только контурно, потому что вопросов и проблем в ней пока больше, чем ответов и решений.
Профессиональные сети создают преимущественно компании, которые занимаются уникальными, единичными проблемами. Ведь невозможно в своем штате «про запас» и «на всякий случай» держать сотню-дру-гую разнопрофильных специалистов. Поэтому приходится поддерживать с ними профессиональные контакты и собирать их под задачу каждый раз
к уникальной конфигурации. Члены таких команд могут работать в раз-пых организациях, занимать разные должности и подолгу не встречаться друг с другом, но время от времени реализовывать уникальные проекты.
Появление Интернета позволило сетевым командам: трансформироваться в виртуальные. Виртуальные организации, а следовател ы го, и виртуальные команды все прочнее входят не только в повседневную жизнь, но и в бизнес. Пользователи Интернета, не будучи очно знакомыми друг с другом, объединяются в команды как для совместного времяпрепровождения (коллективные игры, интернет-клубы по интересам, чаты и т.п.), так и для совместного бизнеса. Для IT-компаний вообще стало нормой, что разработчики программного обеспечения живут в одном месте, руководство обитает в другом, идеология и стратегия приходят из третьего (т.к. учредитель компании, например, любит путешествовать по экзотическим странам), а виртуальные офисы продаж расположены по всему миру. Особенно актуальным становится решение задач комплектования, сыгровки и управления виртуальными командами в условиях предельной анонимности участников, при новых возможностях коммуникации и при отсутствии очных контактов: какая пограничная численность виртуальной команды может считаться эффективной, какими навыками должны обладать члены виртуальной команды для продуктивного взаимодействия, как действуют здесь рычаги координации и контроля, уместно ли говорить о сплоченности и социально-психологическом климате виртуальных команд, каковы процедуры сыгровки таких команд и т.п.
|
|
Оперативную информацию о работе авторского коллектива по указанным и другим направлениям заинтересованный читатель может получать, посещая сайт http://www.arborcg.org.
Приложение 1
МОДЕЛЬ МАЙЕРС-БРИГГС: