На Рис. 5 стрелками показаны силы, действующие на автомобиль в общем случае движения (разгон в гору c углом подъема α).
Стрелки на рисунке обозначают следующие величины: V – скорость автомобиля, км/ч; j – ускорение автомобиля, м/с2; Pf - сила сопротивления качению, Н:
; (16)
Rz – полный вес автомобиля, Н, (см. п. 3, стр. 9).
В формуле (16) коэффициент сопротивления качению f зависит от скорости движения и определяется по формуле (4).
Сила сопротивления уклона (в данном случае подъема), Н:
. (17)
Здесь sin α ≈ tg α = i - величина уклона дороги (указана на дорожных знаках в процентах).
Рис. 5. Движение автомобиля с ускорением на подъем
Сила сопротивления воздуха, Н:
, (18)
В формуле (18) к·F - фактор обтекаемости (см. п. 9 на стр. 9)
Сила сопротивления инерции (в данном случае при разгоне), Н:
. (19)
Здесь: М – масса автомобиля, кг, j – ускорение автомобиля, м/с2, δ - коэффициент учета вращающихся масс (см. п. 10 на стр. 9).
Рк – сила тяги на ведущих колесах (см. формулу (13)) преодолевает сумму сил сопротивления движению, что отражено в формуле силового баланса:
(20)
График силового баланса (Рис. 6) в курсовом проекте строится для движения по горизонтальной асфальтированной дороге, поэтому сила сопротивления уклона на нем отсутствует. На график наносятся: характеристика силы тяги (13) при соответствующей скорости движения автомобиля (12); силы сопротивления качению (16) (откладываются от оси абсцисс); силы сопротивления воздуха (18) (откладываются вверх от характеристики силы сопротивления качению).
Скорости движения автомобиля при построении Pf и Pw рекомендуется брать те же, что и при построении силы тяги Pк.
Пример построения графика силового баланса показан на Рис. 6.
Рис. 6. Силовой баланс автомобиля