Сформировать умение находить неисправности и производить техническое обслуживание регулятора тормозного усилия

Краткие теоретические сведения

Необходимость регулирования работы тормозных механизмов у легкового автомобиля вызвана существенным изменением нагрузки на передние и задние колеса (порожний или нагруженный автомобиль). При нагруженном автомобиле нагрузка на задние колеса возрастает. Для уменьшения вероятности заноса задних колес машины требуется изменять работу тормозов в зависимости от нагрузки. С этой целью в приводе задних тормозов устанавливаются регуляторы тормозного усилия – регуляторы давления тормозной жидкости.

Регулятор тормозного усилия состоит из двух основных узлов: регулятора давления тормозной жидкости и его привода.

В зависимости от загрузки автомобиля изменяется положение кузова относительно оси колес, в соответствии с которым необходимо менять тормозное усилие в задних тормозных механизмах. Это достигается регулировкой давления тормозной жидкости в рабочих цилиндрах тормозных механизмов задних колес. Регулятор давления тормозной жидкости работает как клапан, который при изменении нагрузки на заднюю ось автомобиля автоматически прерывает подачу жидкости. При увеличении нагрузки регулятор обеспечивает поступление жидкости в колесные цилиндры задних тормозов, тем самым, повышая давление их рабочих контурах. При уменьшении нагрузки на ось, регулятор уменьшает подачу тормозной жидкости к задним тормозным механизмам вплоть до полного прекращения подачи, следовательно, давление жидкости падает.

Регулятор тормозного усилия автомобилей ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107.

На кронштейне 1 (рис.1, а) кузова установлен корпус 4 регулятора давления, связанный с балкой заднего моста тягой 6 и торсионным рычагом 7. Положение регулятора можно изменять, перемещая болт 2 в пазу кронштейна. Из главного тормозного цилиндра жидкость вначале поступает в регулятор давления, а из него уже к рабочим тормозным цилиндрам задних колес. Таким образом, регулятор давления работает как ограничительный клапан, дозирующий давление подачи тормозной жидкости к гидравлическому приводу тормозных механизмов задних колес.

В зависимости от расстояния между кузовом и балкой заднего моста торсионный рычаг оказывает различное воздействие на поршень-клапан 3 (рис.1, б) регулятора, увеличивая давление при сближении заднего моста с кузовом и уменьшая при их расхождении.

Рис. 1 Регулятор давления тормозной жидкости автомобилей ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107.

а – расположение регулятора тормозного усилия на автомобиле; б - схема работы; 1 - поршень-клапан открыт; 11 - поршень-клапан закрыт; 1 - кронштейн; 2 - болт крепления регулятора к кронштейну кузова; 3 - поршень-клапан; 4 – корпус регулятора; 5 - палец; 6 - тяга; 7 и 15 - торсионные рычаги; 8 - скоба; 9 - вилка; 10 - штуцер трубопровода, подводящего тормозную жидкость из главного цилиндра; 11 - штуцер трубопровода, отводящего жидкость от регулятора к колесным цилиндрам; 12-корпус; 13- распорное кольцо; 14 -уплотнительное кольцо; 16 - гнездо уплотнительного кольца; 17 - пружина поршня; 18 - упорное кольцо; 19 - уплотнительное кольцо клапана; 20 - пробка; 21 - прокладка; А и В - полости; Б - отверстие для штуцера трубопровода от главного тормозного цилиндра; Г-отверстие для штуцера трубопровода к тормозным механизмам задних колес; Р - сила, действующая на поршень от торсионного рычага при уменьшении расстояния от кузова до заднего моста.

В верхней части ступенчатой расточки в корпусе 12 регулятора давления размещены составные детали клапана. Поршень 3 имеет грибовидную форму. Площадь его верхней головки диаметром большей площади хвостовика диаметром Dz, поэтому по мере возрастания давления, возникающая гидростатическая сила стремится опустить поршень вниз, а подпирающий его конец торсионного рычага 15 и пружина 17 наоборот этому препятствуют. Чем меньше расстояние между задней частью кузова и балкой заднего моста, тем выше торсионный рычаг стремится поднять поршень. В этот момент жидкость из главного тормозного цилиндра подается в задние рабочие тормозные цилиндры под более высоким давлением, что соответствует увеличенной нагрузке на задний мост. Тормозная жидкость через отверстие Б поступает из главного цилиндра в полость А регулятора давления заполнив кольцевые зазоры вокруг хвостовика и головки поршня, а также в полость В, жидкость через отверстие Г поступает к тормозным цилиндрам задних колес.

При неисправности привода тормозных механизмов задних колес и утечке жидкости из рабочей полости Е цилиндра поршень 3 «проваливается», сжимая пружину 11. Дойдя до установочного болта 10, поршень 3 останавливается, а поршень 5 подает жидкость только к тормозным механизмам передних колес. Эффективность действия передних тормозных механизмов не изменяется. В случае повреждения привода тормозных механизмов передних колес поршень 5 сжимает пружину 8 и, действуя как удлинитель толкателя, перемещает поршень З, при этом жидкость подается только к рабочим цилиндрам тормозных механизмов задних колес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: