Формы передачи технологии

Передача технологии осуществляется в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

огромные информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники и др.;

конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе постоянно действующие;

обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;

миграция ученых и специалистов (в том числе международная, так называемая «утечка умов») из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на непатентоспособную информацию — фундаментальные НИОКР, деловые игры, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Помимо официальной в последние годы большой размах приобрела нелегальная «передача» технологии в форме промышленного шпионажа и технологического «пиратства» — массового выпуска и продажи технологий-имитаций теневыми структурами.

По некоторым сведениям, до 1/з зарубежных служб маркетинга (и исследовательских центров) крупных корпораций тем или иным образом причастны к промышленному шпионажу. Технологическое пиратство более всего развито в НИС Юго-Восточной Азии.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

продажа технологии в материализованном виде — станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;

иностранные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

продажа патентов;

продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т. д.;

продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — «ноу-хау», секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;

совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация; инжиниринг.

Следует подчеркнуть, что практически весь объем передачи технологии в коммерческой форме оформляется или сопровождается лицензионным договором, в котором помимо запатентованной информации может фигурировать ряд других положений и требований, обязательных к исполнению сторонами. Такими пунктами лицензионного соглашения могут быть:

обязательство лицензиата (покупателя лицензии) использовать полученную технологию только в определенных границах (отраслевой, территориальный аспект);

обязательство лицензиара (продавца лицензии) и (или) лицензиата передавать всю информацию о доработке, совершенствовании приобретаемой технологии;

обязательство лицензиата приобретать в виде так называемых связанных закупок большой объем технологически простой продукции — комплектующих, полуфабрикатов и т. д.;

обязательство лицензиата произвести паушальный (предварительный, разовый) платеж, если он находится в стране с неустойчивым социально-экономическим режимом;

указание срока, в течение которого лицензиар получает роялти — периодические отчисления в виде процента от объема продаж (не зависит от сроков патентной защиты);

включение в лицензионное соглашение права лицензиата пользоваться товарным знаком, знаком обслуживания, торговым названием, что может составлять до 25% всего объема лицензионного соглашения по стоимости.

Сумма платежей за «голые» лицензии на запатентованные технологии составляет небольшую часть общих платежей, совровождающих передачу технологии. Поэтому ни объем мировой торговли лицензиями на патенты, ни объем лицензионных соглашений на основе запатентованной технологии не дают основы для определения точных объемов передачи технологии.

Еще сложнее оценить объем технологического обмена ТНК — лидеров технологического прогресса, на которые приходится не менее /з технологических потоков мира.

Один технологический поток ТНК — это прямые инвестиции в собственные структуры. Другой — внутрикорпоративный перелив технологии, который может принимать и не принимать товарную форму. Кроме того, под видом технологического обмена могут осуществляться обычные товарные сделки. Третий технологический поток — обратный отток информации от филиалов, дочерних предприятий и исследовательских подразделений, вынесенных за рубеж, который также может не фиксироваться, а продаваться опять филиалам и отделениям в овеществленной или неовеществленной форме и наоборот. В последние годы, например, ТНК США активно осуществляют внутрифирменный трансферт из США в зарубежные филиалы на некоммерческой основе, но ввозят в США собственную технологию уже на коммерческой основе — в ове-

ществленной форме импорта, ухудшая внешнеторговый баланс страны. И наоборот, на основе полученных в странах места пребывания филиалов и отделений технологии и знания рынков других стран они форсируют экспорт из США услуг технологического характера и инжиниринг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: