Также ты открыто питаешь вражду к Его любимцам

Где же твоя любовь, о брат шайтана?!»

Невозможно, чтобы тот, кто любит неверующих, любил Аллаха и Его посланника, ибо Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء تُلْقُونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءكُم مِّنَ الْحَقِّ يُخْرِجُونَ الرَّسُولَ وَإِيَّاكُمْ أَن تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَادًا فِي سَبِيلِي وَابْتِغَاء مَرْضَاتِي تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَأَنَا أَعْلَمُ بِمَا أَخْفَيْتُمْ وَمَا أَعْلَنتُمْ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَاء السَّبِيلِ (1) إِن يَثْقَفُوكُمْ يَكُونُوا لَكُمْ أَعْدَاء وَيَبْسُطُوا إِلَيْكُمْ أَيْدِيَهُمْ وَأَلْسِنَتَهُم بِالسُّوءِ وَوَدُّوا لَوْ تَكْفُرُونَ (2) لَن تَنفَعَكُمْ أَرْحَامُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَفْصِلُ بَيْنَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ (3) قَدْ كَانَتْ لَكُمْ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ فِي إِبْرَاهِيمَ وَالَّذِينَ مَعَهُ إِذْ قَالُوا لِقَوْمِهِمْ إِنَّا بُرَاء مِنكُمْ وَمِمَّا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ كَفَرْنَا بِكُمْ وَبَدَا بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةُ وَالْبَغْضَاء أَبَدًا حَتَّى تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَحْدَهُ ﴾

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего [неверующих и многобожников] своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас (о, верующие) за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути. Если они (неверующие) случайно встретятся с вами, то они окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими (такими же, как и они сами). Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В День воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете. Прекрасным примером для вас (о, верующие) были (пророк) Ибрахим и те (верующие), кто был с ним. Они сказали своему народу (которые были неверующими): "Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха"» [107].

А также:

﴿ وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ إِنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴾

«А молитва (пророка) Ибрахима о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал [108]. Когда же ему (пророку Ибрахиму) стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим был смиренным (пред Аллахом), выдержанным» [109].

Это и есть религия Ибрахима! Он отрекся от своего самого близкого человека – от своего отца, когда ему стало ясно, что его отец – враг Аллаха.

Этот аят указывает на то, что любовь к неверующим разрушает либо основу веры в Аллаха и в Последний День, либо разрушает полноценность этой веры. Если любовь к ним сопровождается поддержкой их религии и их неверия, то это выводит человека из Ислама. Если же человек просто любит их, ничем не помогая их религии, то это является недостатком его веры и нечестием.

Говорят, что разбираемый нами аят был ниспослан по поводу Абу ’Убейды ибн аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, когда он убил своего отца в битве при Бадре. Его отец был неверующим и хотел убить своего сына Абу ’Убейду. Абу ’Убейда опередил его и убил, ибо его отец был врагом Аллаха.

Поэтому, в этом аяте речь о тех людях, которые далеки от того, чтобы любить тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.

«…Аллах начертал в их сердцах веру…» ― то есть: Аллах укрепил в их сердцах веру и сделал её прочной.

«…и укрепил их духом от Него…» ― слово ″дух″ имеет в Коране несколько значений. Например, иногда под словом ″дух″ имеется в виду душа, благодаря которой ты живешь. Иногда под словом ″дух″ имеется в виду откровение (Коран). Например, Аллах сказал:

﴿ وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِّنْ أَمْرِنَا ﴾

«Таким же образом Мы внушили тебе (о, Мухаммад) в откровении дух (Коран) из Нашего повеления» [110].

Иногда под словом ″дух″ имеется в виду Джибриль[111], мир ему, ибо он – Святой и Верный Дух. Аллах Всевышний сказал:

﴿ قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ الْقُدُسِ مِن رَّبِّكَ بِالْحَقِّ لِيُثَبِّتَ الَّذِينَ آمَنُواْ وَهُدًى وَبُشْرَى لِلْمُسْلِمِينَ ﴾

«Скажи (им о, Мухаммад), что Святой Дух (ангел Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство (для выхода из заблужедния) и благую весть для мусульман» [112].

А также:

﴿ نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ (193) عَلَى قَلْبِكَ ﴾

«Верный Дух (ангел Джибриль) сошел с ним (с Кораном) на твое сердце» [113].

Но в нашем аяте под словом ″дух″ имеется в виду сила. То есть, Аллах укрепил верующих силой веры от Него как в этой жизни, так и в Последней.

«…Он введет их в Райские сады…» ― в Раю будут сады, тень, реки и дворцы, а потолком Рая является Трон Милостивого.

«…и они пребудут там вечно…» ― Аллах Всевышний сказал:

﴿ خَالِدِينَ فِيهَا لَا يَبْغُونَ عَنْهَا حِوَلًا ﴾

«Они пребудут в них (в Райских Садах) вечно и не пожелают для себя перемен» [114].

Они не будут бояться смерти, не будут бояться того, что придет кто-то и выведет их из Рая. Например, в мирской жизни человек может жить во дворцах, но это не обезопасит его от смерти, которая все равно выведет его из этих дворцов. Также он не находится в безопасности от своих врагов, которые могут захватить эти дворцы и выгнать его. В мирской жизни человек постоянно чего-то боится.

«…Аллах доволен ими, и они довольны Им…» ― они вызывали гнев у своих неверующих родственников, враждовали с ними, и за это Аллах даровал им Своё довольство в качестве воздаяния. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом!

«…Они являются партией Аллаха…» ― что же касается неверующих, то они являются партией шайтана, как сказал Аллах:

﴿ أُوْلَئِكَ حِزْبُ الشَّيْطَانِ ﴾

«Они являются партией шайтана» [115].

Этот вопрос связан с враждой к неверующим и отсутствием любви к ним. Но это не значит, что мы должны прервать с ними отношения в вопросах, связанных с мирской выгодой. Поэтому, из этого правила есть следующие исключения:

1 ― Хотя мы ненавидим их и враждуем с ними, мы все равно обязаны призывать их к Аллаху. Нельзя оставить их, говоря: ″Они – враги Аллаха и наши враги″. Мы обязаны призывать их к Аллаху, быть может, Он наставит их на прямой путь.

2 ― Нет запрета на заключение перемирия с неверующими при наличии необходимости, если мусульмане нуждаются в этом. Например, если мусульмане неспособны сражаться или опасаются зла от неверующих. Нет ничего страшного в том, чтобы заключить перемирие до тех пор, пока мусульмане не окрепнут. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِن جَنَحُواْ لِلسَّلْمِ فَاجْنَحْ لَهَا ﴾

«Если они (неверующие) склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» [116].

Но этот договор не должен быть вечным. Он заключается на определенное время, пока правитель мусульман видит пользу в этом.

3 ― Не запрещается отплачивать им добром, если они хорошо относятся к мусульманам. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ ﴾

«Аллах не запрещает вам (о, верующие) быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» [117].

4 ― Мусульманин должен благочестиво относиться к своим неверующим родителям, однако нельзя повиноваться им в их неверии. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ (14) وَإِن جَاهَدَاكَ عَلى أَن تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ﴾

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. (Ведь) его мать носила его (в своём животе), испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они (твои родители) будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне (с покаянием) [118]» [119].

У родителей есть права на ребенка, даже если они неверующие. Однако мусульманин не должен любить неверующего родителя своим сердцем, но должен отплачивать родителям добром за то, что они воспитали тебя.

5 ― Разрешено вести с неверующими торговлю и покупать у них необходимые товары или оружие. У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тоже были торговые отношения с неверующими. У него были отношения с жителями Хайбара, которые были иудеями. Они обрабатывали землю и в качестве платы забирали часть урожая. Это не является любовью к неверующим. Это всего лишь отношения, приносящие пользу. Мы должны знать эти вещи, знать, что эти отношения не считаются любовью к ним и поэтому разрешены.

Также можно брать у неверующих деньги в долг. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды взял еду в долг у иудея, оставив ему в качестве залога свою кольчугу. Это не запрещено! Такие вещи относятся к мирским вопросам, приносящим пользу. Они не указывают на любовь в сердце. Некоторые люди, услышав шариатские тексты о вражде к неверующим, думают, что нельзя иметь с ними никаких отношений. Но это не так, ибо у отношений с неверующими есть определенные правила, границы и условия, известные среди обладателей знания. Эти правила, границы и условия взяты из Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

6 ― Аллах Всевышний разрешил жениться на женщинах из числа людей Писания, если они являются целомудренными, оберегающими свою честь. Аллах Всевышний также разрешил нам есть мясо, зарезанное ими[120].

7 ― Разрешено отвечать на их приглашение, если они приглашают в гости, и есть пищу, предложенную ими, если она дозволена. Так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

8 ― Нужно хорошо относиться к соседям, даже если они неверующие, ибо у соседей есть права на тебя.

9 ― Нельзя притеснять их. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلاَّ تَعْدِلُواْ اعْدِلُواْ هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى ﴾

«И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» [121].


Ханифия (единобожие) – это религия Ибрахима

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Знай, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что ханифия (единобожие) – это религия Ибрахима. Суть её заключается в том, чтобы ты поклонялся только Аллаху, искренне исповедуя эту религию. Именно это Аллах повелел всем людям, и именно ради этого Он создал их. Аллах Всевышний сказал: ″Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне″ [122]. В данном аяте слово «поклонялись Мне» означает ″поклонялись только Мне Одному″».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

اعلم أرشدك الله لطاعته

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Знай, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему…».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«Знай…» ― об этом мы уже говорили, мы разъяснили смысл этого слова и разъяснили, ради чего оно было приведено в послании.

«…да наставит тебя Аллах…» ― это мольба шейха, да помилует его Аллах, за каждого человека, читающего это послание, понимая его и собираясь действовать в соответствии с ним. Шейх просит, чтобы Аллах наставил таких людей к правильному, и помог им получать полезное знание и совершать праведные деяния.

«…да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему…» ― это великая мольба! Если Аллах Всевышний наставит мусульманина на путь подчинения Ему, мусульманин будет счастлив и в мирской жизни, и в Последней.

Подчинение (الطاعة) – это выполнение того, что повелел Аллах, и отстранение от того, что Он запретил. Это и есть подчинение. То есть: ты повинуешься Аллаху в том, что Он повелел, выполняя это, и в то же время сторонишься того, что Он запретил. Ты делаешь это, желая Лика Аллаха, надеясь на Его награду и страшась Его наказания. Кому Аллах оказал поддержку и наставил на путь подчинения Ему, тот будет счастливым в мирской жизни и в Последней.

اعلم أرشدك الله لطاعته أن الحنيفية ملة إبراهيم

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «(Знай, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему), что ханифия (единобожие) – это религия Ибрахима».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«…ханифия…» ― это религия, отклоняющая человека от многобожия и направляющая его к единобожию (таухиду). Ибрахим, мир ему, был мусульманином и ханифом[123], то есть отклонившимся и отвернувшимся от многобожия, направившись к единобожию и искренности. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Воистину, Ибрахим (Авраам) был вождем, покорным Аллаху и ханифом. Он не был одним из многобожников» [124].

″Ханиф″ ― это описание Ибрахима, мир ему. То есть, он полностью отвернулся от многобожия и полностью направился к единобожию и искренности. Аллах Всевышний сказал:

﴿ ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا ﴾

«Затем Мы внушили тебе (о, Мухаммад): "Исповедуй религию (пророка) Ибрахима (Авраама), который был ханифом"» [125].

А также:

﴿ مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلاَ نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

« (Пророк) Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом, (полностью) предавшимся (Аллаху) и не был из числа многобожников» [126].

В этих аятах содержатся великие качества Ибрахима, мир ему. Воистину, он был ханифом, а его религия – это ″ханифия″. Эта религия была полностью посвящена Аллаху, в ней не было многобожия. Аллах Всевышний повелел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следовать за этой религией:

﴿ ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Затем Мы внушили тебе (о, Мухаммад): "Исповедуй религию (пророка) Ибрахима (Авраама), который был ханифом"» [127].

Нам также приказано следовать за религией Ибрахима, мир ему. Аллах Всевышний сказал:

﴿ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِّلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمينَ مِن قَبْلُ وَفِي هَذَا ﴾

«Он (Аллах) избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране) » [128].

Такова религия всех посланников.

Ибрахим, мир ему, был самым почетным из пророков после нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он повстречал на пути призыва к единобожию столько мучений и испытаний, сколько не встречали другие, но он проявил терпение.

Ибрахим, мир ему, был отцом пророков, ибо все пророки, пришедшие после него, были из его потомства. ″Ханифия″ - это религия всех пророков. ″Ханифия″ - это призыв к единобожию и запрещение многобожия. Именно такой была религия всех пророков. Однако, у Ибрахима, мир ему, была особенная приверженность этой религии, поэтому она отнесена к нему и к тем, кто пришел после него. Все пророки, пришедшие после Ибрахима, были на его религии, то есть на религии единобожия и искренности.

В чем же заключается эта религия, которой приказано придерживаться нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и нам? Нам нужно узнать эту религию. Мусульманин должен изучать то, чем обязал его Аллах, дабы подчиниться Его приказам и не нарушать их. Недостаточно того, что человек относит себя к религии, если он не изучает её. Недостаточно того, что человек относит себя к Исламу, если он не знает, в чем заключается Ислам, не знает, что разрушает Ислам, не знает предписаний Ислама. Недостаточно того, что человек относит себя к религии Ибрахима, если он не знает этой религии. Ты обязан хорошо знать эту религию, дабы придерживаться ее на основании знания.

أن تعبد الله وحده مخلصاً له الدين

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Суть её заключается в том, чтобы ты поклонялся только Аллаху, искренне исповедуя эту религию».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Такова религия Ибрахима! Суть её заключается в том, чтобы ты поклонялся только Аллаху, искренне исповедуя эту религию. То есть, ты должен объединить две вещи: поклонение (’ибада) [129] и искренность (ихляс) [130]. Если человек поклоняется Аллаху, но не совершает это искренне, то его поклонение ничего не стоит. Если человек поклоняется Аллаху, держит пост, совершает хадж и ’умру, совершает намаз, выплачивает закят, но не делает этого искренне только ради Аллаха, то его поклонение ничего не стоит. Например, человек совершает всё это ради показухи и славы. Или же человек смешивает своё поклонение с многобожием, например, взывая к кому-либо помимо Аллаха, прося о помощи в тяжелой ситуации кого-либо помимо Аллаха, совершая жертвоприношение не ради Аллаха, и так далее. Поистине, такой человек не является искренним в своём поклонении. Напротив, он является многобожником и не относится к религии Ибрахима, мир ему.

Сегодня многие люди, относящие себя к Исламу, впадают в большое многобожие. Они взывают к кому-либо помимо Аллаха, поклоняются могилам и мавзолеям, приносят им жертвенных животных и дают перед ними обеты, они совершают вокруг этих могил обходы (тауафы) и просят у них благодати (бараката), они просят помощи у мертвых в тяжелых ситуациях, и так далее. При этом эти люди называют себя мусульманами. Такие люди не знают о религии Ибрахима, мир ему. Религию Ибрахима, мир ему, исповедовал и их пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, но они не знают об этой религии. Или же они знают о ней, но сознательно противоречат, а это еще страшнее.

Религия Ибрахима не приемлет никакого многобожия. Поэтому тот, кто смешивает своё деяние с многобожием, не находится на религии Ибрахима, даже если он приписывает себя к ней и думает, что он мусульманин. Ты обязан знать религию Ибрахима и совершать деяния в соответствии с ней. В твоем поклонении не должно быть многобожия: ни малого, ни большого.

وبذلك أمر الله جميع الناس وخلقهم لها

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Именно это Аллах повелел всем людям, и именно ради этого Он создал их».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Аллах Всевышний повелел всем людям, арабам и неарабам, белым и черным, со времен Адама и до самого конца человечества — всем им Аллах Всевышний повелел поклоняться Ему, будучи искренними. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ (21) الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы будете остерегаться (наказания Аллаха). Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» [131].

«Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» — в этих словах содержится запрещение многобожия, как большого, так и малого.

Аллах Всевышний повелел это всем людям, от первого до последнего.

«…и именно ради этого Он создал их» ― то есть, Аллах Всевышний создал их для того, чтобы они поклонялись только Ему, ничего не придавая при этом в сотоварищи. Люди сотворены для выполнения этой цели. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ﴾

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» [132].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [133].

Аллах Всевышний является Творцом, Который сотворил все вещи. В том числе, Он сотворил джиннов и людей, даровал им разум и повелел поклоняться только Ему, ничего не придавая при этом в сотоварищи. Аллах Всевышний даровал им разум, и они могут отличить вредное от полезного, истину ото лжи. Аллах Всевышний сотворил и другие вещи для того, чтобы они приносили пользу людям и джиннам.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ ﴾

«Он (Аллах) подчинил вам то, что на небесах [солнце, луну, звёзды, облака], и то, что на земле [воду, растения, животных, корабли]. (Все эти блага) от Него [134]» [135].

Всё это подчинено сынам Адама, чтобы помочь им совершать то, ради чего они были сотворены, а сотворены они ради поклонения Аллаху.

Джинны относятся к сокровенному миру, ибо мы их не видим, однако знаем, что они существуют. Им тоже поручено поклоняться Аллаху Всевышнему. Им тоже запрещено многобожие и совершение грехов так же, как и людям.

Кто отрицает существование джиннов, тот является неверующим, ибо своим отрицанием он обвиняет во лжи Аллаха, Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и отрицает единогласное мнение всех мусульман.

Поистине, Аллах Всевышний разъяснил, что Он сотворил джиннов и людей только для поклонения Ему. Он не сотворил их, желая получить от них пользу, или желая избавиться от унижения, или желая увеличить свои богатства. Поистине, Аллах Всевышний не нуждается в мирах! Он не сотворил их из-за того, что нуждался в них. Он не сотворил их для того, чтобы они Его кормили или добывали для Него имущество. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ (56) مَا أُرِيدُ مِنْهُم مِّن رِّزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَن يُطْعِمُونِ (57) إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, (только) Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» [136].

Аллах Всевышний не нуждается в творениях. Поистине, Он сотворил джиннов и людей всего лишь ради одной цели, чтобы они поклонялись Ему. Аллах Всевышний не нуждается в их поклонении, но они сами нуждаются в этом. Если люди и джинны будут поклоняться Аллаху, Он окажет им щедрость и введет их в Рай. Польза, исходящая от поклонения, возвращается к рабам, и вред, исходящий от ослушания, также возвращается к ним. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Ему ничего не прибавит повиновение повинующегося, и Ему никак не навредит ослушание ослушника. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِن تَكْفُرُواْ أَنتُمْ وَمَن فِي الأَرْضِ جَمِيعًا فَإِنَّ اللّهَ لَغَنِيٌّ حَمِيدٌ ﴾

«Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный» [137].


Самый великий приказ Аллаха

وأعظم ما أمر الله به التوحيد وهو إفراد الله بالعبادة

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Самым великим из того, что повелел Аллах, является единобожие (таухид), а единобожие – это поклонение Одному Аллаху».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

«Самым великим из того, что повелел Аллах, является единобожие (таухид) …» ― это очень важно! Поистине, единобожие (таухид) является самым великим из того, что повелел Аллах Всевышний. Все остальные приказы Аллаха Всевышнего следуют за единобожием.

Доказательством являются слова Всевышнего:

﴿ وَاعْبُدُواْ اللّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ﴾

«Поклоняйтесь (только Одному) Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» [138].

В этом аяте содержится указание на десять прав, поэтому он и называется аятом ″десяти прав″.

· Самое первое из десяти прав – это право Аллаха Всевышнего на тебя: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей».

· Право родителей на тебя: «Делайте добро родителям…».

· Право родственников на тебя: «…(и) родственникам…».

Родственниками считаются люди, которые связаны с тобой родственными узами либо со стороны отца, либо со стороны матери. Например, к твоим родственникам относятся: отец, дедушка, дяди и тети, родные братья и сестры, племянники, двоюродные братья и сестры, и так далее. У этих людей есть право на тебя, так как они являются твоими родственниками.

· Право сирот из числа мусульман на тебя: «…(и) сиротам…».

Сиротами называются маленькие дети, не достигшие совершеннолетия, у которых умер отец. Такие дети нуждаются в том, кто заменит им отца, будет о них заботиться, воспитывать, обеспечивать, давать им то, что принесет пользу, и избавлять их от того, что несет в себе вред. Ведь, у сироты нет отца, который защищал бы его и обеспечивал. Сирота нуждается в том, кто поможет ему. Он лишился отца и поэтому имеет определенные права в Исламе[139].

Суть в том, что Аллах Всевышний в этом аяте начал со Своих прав, сказав: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей». Аллах Всевышний не ограничился словами «поклоняйтесь Аллаху», ибо поклонение не будет действительным и не принесет никакой пользы, если смешается с многобожием. Поклонение называется поклонением только тогда, когда посвящено только Одному Аллаху. Если в поклонение проникло многобожие, то это уже не будет поклонением, сколько бы человек этим не занимался. Поэтому, Аллах Всевышний связал приказ поклоняться Ему с запретом на совершение многобожия, ибо поклонение никак не может быть действительным, если в нем присутствует многобожие.

Есть еще много аятов, в которых Аллах Всевышний в первую очередь повелевает придерживаться единобожия (таухида). К таким аятам относятся слова Всевышнего:

﴿ وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» [140].

Аллах Всевышний начал с единобожия (таухида), а это указывает на то, что единобожие (таухид) является самым великим из того, что Он повелел.

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ قُلْ تَعَالَوْاْ أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ﴾

«Скажи (им о, посланник): "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям…» [141].

И этот аят является доказательством на то, что самым великим запретом является запрет на совершение многобожия, о чем еще пойдет речь немного ниже.

Если единобожие является самым великим из того, что повелел Аллах, следовательно, человек должен изучать вероубеждение (’акъиду) прежде любых иных наук. Вероубеждение (’акъида) – это основа, поэтому необходимо начинать обучение именно с него и постоянно преподавать и разъяснять его людям. Единобожие является самым великим из того, что повелел Аллах, поэтому оно не заслуживает того, чтобы ты откладывал его на потом или вовсе не обращал на него внимания. Поистине, сейчас есть проповедники, которые отказываются от преподавания единобожия и вероубеждения. Есть проповедники, которые поражены этой болезнью. Но мы должны заботиться о вероубеждении, ибо если оно будет испорчено, то испортится и религия.

Что же такое единобожие (таухид)? Разве единобожие заключается всего лишь в подтверждении того, что Аллах является Творцом, Дарующим средства к существованию, Оживляющим и Умерщвляющим? Нет!

Единобожие (таухид) – это поклонение только Одному Аллаху Всевышнему, ибо Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [142].

Толкователи Корана сказали, что слова «…чтобы они поклонялись Мне», означают «…чтобы они поклонялись (только) Мне (Одному) ».

Следовательно, единобожие (таухид) – это поклонение только Одному Аллаху Всевышнему. Единобожие не заключается всего лишь в подтверждении того, что Аллах является Творцом, Дарующим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим этим бытием. Всё это уже заложено в природе (фитре) [143] каждого человека и существует в разуме каждого разумного. В мире не существует разумного человека, который бы считал, что кто-то иной, а не Аллах, сотворил небеса и землю. На всей земле ты не найдешь человека, даже среди неверующих или атеистов, который считал бы, что какой-то человек сотворил другого человека. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴾

«Если ты спросишь у них (у многобожников), кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах"» [144].

На всей земле не найдется человека, который считал бы, что какой-то человек сотворил другого человека, и тот ходит по земле, разговаривает, ест и пьет. Неужели найдется разумный человек, убежденный в этом? Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ (35) أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بَل لَّا يُوقِنُونَ ﴾

«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» [145].

То, что Аллах является Творцом, Дарующим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим этим бытием, уже заложено в природе (фитре) и разуме человека. Но этого убеждения недостаточно, если человек не поклоняется только Одному Аллаху.


Самый великий запрет Аллаха

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Самым великим из того, что запретил Аллах, является многобожие (ширк), а многобожие – это поклонение кому-то наряду с Аллахом. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей″ [146]».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

وأعظم ما نهى عنه الشرك

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Самым великим из того, что запретил Аллах, является многобожие (ширк)».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

В этих словах содержится великая польза, ибо некоторые люди убеждены, что самым великим запретом Аллаха является запрет не на многобожие, а на что-то другое. Они говорят: ″Ростовщичество – это самый великий грех″, ″Прелюбодеяние – это самый великий грех″, и так далее. Поэтому, они концентрируют свой призыв на запрете ростовщичества, прелюбодеяния, плохих нравов, но не уделяют никакого внимания многобожию, не предостерегают от него, хотя видят, что люди впали в этот грех. Это исходит из великого невежества этих призывающих относительно шариата Аллаха Всевышнего.

Самым великим из того, что запретил Аллах, является многобожие (ширк). Многобожие гораздо страшнее, чем ростовщичество, распитие спиртного, воровство, поедание чужого имущества, азартные игры, и так далее. Многобожие является самым великим запретом Аллаха Всевышнего.

Доказательством являются слова Всевышнего: «Скажи: "Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь". Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам - ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание» [147]. Эти аяты содержат в себе десять заповедей.

Самой первой из этих заповедей являются слова Всевышнего:

﴿ أَلاَّ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا ﴾

«Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи» [148].

В этом доказательство на то, что многобожие (ширк) является самым великим запретом Аллаха.

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَّ تَجْعَل مَعَ اللّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتَقْعُدَ مَذْمُومًا مَّخْذُولاً ﴾

«Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому божеству, а не то станешь униженным и покинутым [149]» [150].

А также:

﴿ وَلاَ تَجْعَلْ مَعَ اللّهِ إِلَهًا آخَرَ فَتُلْقَى فِي جَهَنَّمَ مَلُومًا مَّدْحُورًا ﴾

«Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому божеству, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным [151]» [152].

Всё это указывает на то, что многобожие является самым великим из того, что запретил Аллах Всевышний.

Также в хадисе сказано: «Один человек спросил: "О посланник Аллаха, какой грех Аллах считает тягчайшим?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя". Человек спросил: "А после этого?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Убиение своего ребёнка из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой". Человек спросил: "А после этого?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа"» [153].

В подтверждение этого Аллах Всевышний ниспослал:

﴿ وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا ﴾

«Они не взывают помимо Аллаха к другим божествам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание [154]» [155].

В аяте первым упоминается именно многобожие (ширк), а в хадисе у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о самом тягчайшем грехе, и он также указал на многобожие.

Передают также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, поедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном» [156].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал с многобожия (ширка), и это указывает на то, что многобожие является самым тягчайшим грехом. Именно поэтому, многобож


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow