Почему мы разбираем именно эти три основы?

Поистине, они являются основой религии Ислам, так как именно о них будет спрошен раб в могиле. Когда человека положат в могилу, закопают землей, и люди, хоронившие его, начнут возвращаться домой, тогда к этому мертвому в могиле придут два ангела. К мертвому вернется его душа, и он оживёт, но жизнь его будет не такой, какой была в этом мире. Аллах Всевышний лучше знает о том, какая эта жизнь. Эти два ангела усадят его в могиле и спросят: ″Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой пророк?″

Верующий человек ответит: ″Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует″. Ангелы спросят: ″Как ты узнал об этом?″ Он ответит: ″Я читал Книгу Аллаха и узнал об этом″. Тогда воззовет голос с небес: “Правдив Мой раб! Расстелите для него райские постели, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай”. Его могила расширится на расстояние взора, он почувствует ароматы Рая и увидит своё жилище в Раю. После всего этого верующий человек скажет: «Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство».

Что же касается человека, который прожил свою жизнь в сомнениях и колебаниях, не имея убежденности, даже если он и называл себя мусульманином, то он начнет запинаться. Когда у него спросят: ″Кто твой Господь?″ — он ответит: ″Я не знаю″. Когда у него спросят: ″Какая у тебя религия?″ — он ответит: ″Я не знаю″. Когда у него спросят: ″Кто твой пророк?″ — он ответит: ″Я не знаю! Я слышал, люди говорили что-то, и я повторял за ними″ [170].

Этот человек в мирской жизни говорил то, что говорят люди, быть может, даже не веря в это. Например, был лицемером, показывая свой Ислам, хотя не был убежден в этом в сердце. Он показывал себя мусульманином, чтобы обрести какие-нибудь мирские блага. В мирской жизни он говорил: ″Мой Господь – Аллах″, но в сердце не верил в это. В мирской жизни он говорил: ″Моя религия – Ислам″, но в сердце не верил в это. В мирской жизни он говорил: ″Мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует″, но в сердце не верил в это. Он всего лишь говорил это языком и был лицемером. Такому человеку скажут: ″Ты не знал и не изучал″. Его ударят железным молотом и он завопит так сильно, что если бы этот крик услышали люди и джинны, то пали бы замертво от ужаса. Слышат этот крик все, кроме человека, а если бы человек услышал, то умер бы от ужаса. Могила этого мертвого становится настолько узкой, что его ребра переплетаются друг с другом, перед ним открываются двери в Ад и оттуда дует знойный ветер. И тогда этот мертвый говорит: «Господь мой, не позволяй Часу настать!» Такой будет жизнь лицемера в могиле! Пусть Аллах убережет нас от этого!

Если эти вопросы имеют такое серьезное значение, значит, мы обязаны их изучать и быть убежденными относительно них. Недостаточно просто изучить их, нужно еще и верить в них, и жить в соответствии с ними до самой смерти. Надеемся, что Аллах Всевышний укрепит нас в тот момент, когда нам зададут эти вопросы в могиле.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللّهُ مَا يَشَاء ﴾

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает» [171].

Эти три основы имеют огромное значение, поэтому шейх, да помилует его Аллах, сосредоточил на них своё внимание в этом послании и разъяснил их, дабы мы изучили эти основы, внимательно отнеслись к ним, были убеждены в них и жили в соответствии с ними. Быть может, Аллах Всевышний поддержит нас и вас твердым словом в мирской и в Последней жизни.

فإذا قيل لك من ربك فقل ربي الله الذي رباني وربي جميع العالمين بنعمه

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Если у тебя спросят: ″ Кто твой Господь?″, ответь: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

После того, как автор книги рассказал о трех основах в общем, он решил подробно объяснить каждую из основ, приводя доказательства из Корана и Сунны, указывая на знамения Аллаха в бытие и на доводы разума. Вероубеждение обязательно должно строиться на доказательствах из Корана и сунны. Также необходимо размышлять над знамениями Аллаха в этом бытие, чтобы укрепилась убежденность в твоем сердце, и исчезли сомнения.

Если же вероубеждение построено на сомнениях и колебаниях, на словах людей, на слепом следовании, то оно не будет твердым, и постепенно разрушится.

«Если у тебя спросят: ″Кто твой Господь?″…» ― это такой вопрос, который тебе зададут и в мирской жизни, и в Последней. Поэтому ты обязательно должен познавать своего Господа, чтобы ответить ответом правильным, построенным на убежденности и доводах.

Ответь: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями″. Это — ответ, подкрепленный доводом разума.

Господь Всевышний – Тот, Который взрастил всех рабов Своими милостями, и дарует им средства к существованию. Он сотворил их после того, как их не существовало, в утробах их матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках[172]. Аллах Всевышний доводит до них пропитание даже тогда, когда они еще находятся в утробах своих матерей. Именно поэтому плод растет и увеличивается в размерах, находясь в утробе своей матери. Затем в плод вдувают душу, и ребенок начинает шевелиться и оживает, с дозволения Аллаха. Это то, как Аллах Всевышний взращивает плод в утробах матерей.

Когда же ребенок рождается, Аллах Всевышний продолжает его растить посредством Своих милостей, даруя ему здоровье и благоденствие, даруя его матери обильное молоко. Ребенок питается этим молоком до тех пор, пока не начнет есть пищу, уже не нуждаясь в молоке. Затем потихонечку увеличивается его разум, слух и зрение, и так постепенно ребенок становится совершеннолетним. Потом юноша продолжает расти и достигает сорока лет, то есть, его физическая сила уже на самом высоком уровне.

Кто же кормит человека с момента его сотворения в утробе матери и до самой смерти?! Кто же дозволил для человека пищу и питье?! Кто же доводит эту пищу и питье до каждой человеческой клетки и мыщцы?! Кто же вызвал у человека аппетит, чтобы тот ел эту пищу и пил это питьё?! Кто же распределяет эту пищу и питье по человеческому телу и выводит из тела то, что вредит ему?! Кто делает всё это? Кто растит этого человека? Разве не Аллах?! Всё это делает Господь, Который взрастил меня и все миры Своими милостями.

Всё то, что есть на этой земле – будь то люди и животные, обитатели суши и моря, самые огромные творения и самые малые – все они питаются благодаря милости Аллаха и дарованному Им пропитанию. Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَمَّنْ هَذَا الَّذِي يَرْزُقُكُمْ إِنْ أَمْسَكَ رِزْقَهُ ﴾

«Кто может наделить вас уделом, если Он [Аллах] перестанет наделять вас Своим уделом? [173]» [174]

А также:

﴿ وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا ﴾

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания (когда оно живое) и место гибели [175]» [176].

А также:

﴿ وَكَأَيِّن مِن دَابَّةٍ لَا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اللَّهُ يَرْزُقُهَا وَإِيَّاكُمْ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾

«Сколько есть живых существ, которые не запасаются своим пропитанием! Аллах (каждый день) наделяет пропитанием их и вас. Он - Слышащий, Знающий [177]» [178].

И таков наш Господь Всевышний:

﴿ ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ ﴾

«Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему [179]» [180].

Что касается других объектов поклонения, помимо Аллаха, то они не владеют ничем из вышеперечисленного. Никто из них не может даровать средства к существованию, наоборот, они являются творениями, подобными тебе.

وهو معبودي ليس لي معبود سواه

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«″… Он – Тот, Кому я поклоняюсь, и нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Него…″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Только Господь, Который дарует все вышеперечисленное, достоин моего поклонения и поклонения всех остальных творений.

В этих слова шейха, да помилует его Аллах, указание на то, что недостаточно просто подтверждать господство Аллаха, и говорить: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня Своими милостями″.

Этого недостаточно, ибо ты обязательно должен и поклоняться только Ему Одному. Это и есть отличительная черта между единобожником и многобожником. Единобожник признает то, что только Аллах является Господом, и поклоняется только Ему, ничего не придавая при этом в сотоварищи. Многобожник так же признает то, что только Аллах является Господом, но при этом он придает Аллаху сотоварищей в поклонении. Многобожник придает Аллаху в сотоварищи того, кто не творит, не дарует пропитания и не владеет ничем.

Это и есть отличительная черта между единобожником и многобожником. Единобожник говорит: ″Мой Господь – Аллах! Он – Тот, Кому я поклоняюсь, и нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Него″.

Что же касается многобожника, то он говорит: ″Мой Господь - Аллах″, но при этом не посвящает свое поклонение только Ему Одному. Многобожник поклоняется наряду с Аллахом деревьям и камням, ″аулия″ и праведникам, могилам. Именно поэтому, он является многобожником, и подтверждение господства Аллаха не принесет ему никакой пользы и не сделает его мусульманином.

«Он – Тот, Кому я поклоняюсь…» ― то есть: Он – Бог, Которому я поклоняюсь.

«…и нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Него…» ― то есть: я не поклоняюсь ни ангелам, ни посланникам, ни праведникам, ни деревьям, ни камням, ни ничему другому. Нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Аллаха Всевышнего.

В этом заключено подтверждение единобожия (таухида) посредством довода разума, а затем автор, да помилует его Аллах, привел довод из Корана.

والدليل قوله تعالى: الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«″… Доказательством являются слова Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров» [181] …″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Этот аят из самых первых аятов Корана и нет до него ничего, кроме слов Всевышнего: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!» [182] Также эти слова являются последними словами обитателей Рая, как сказал Всевышний: «А их молитвы будут завершаться словами: "Хвала Аллаху, Господу миров!"» [183].

Аллах Всевышний начал с этих слов, когда сообщил о начале творения, сказав: «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет» [184].

Также Он завершил творение этими словами: «Их рассудят истинно, и будет сказано: "Хвала Аллаху, Господу миров!"» [185].

″Хвала″(хамд) — это восхваление кого-то, сочетаемое с любовью и возвеличиванием.

Аллах Всевышний достоин абсолютной хвалы! Что же касается других, помимо Него, то их хвалят только в соответствии с размером того, что они сделали из благого. Но абсолютной и полноценной хвалы достоин только Аллах, ибо все милости исходят от Него!

Даже если какое-то творение сделало тебе нечто благое, то это все равно от Аллаха Всевышнего. Аллах – Тот, Кто сделал так, что это творение помогло тебе, и именно Он дал этому творению силы для оказания помощи. Хвала все равно возвращается к Аллаху Всевышнему.

″Аллах″ — Тот, Кто является Господом всех творений, и Тот, Кто достоин их поклонения. Этим именем нельзя называть больше никого, кроме Него. Никто никогда не называл себя Аллахом, даже Фараон не сказал: ″Я – Аллах″. Фараон сказал: ″Я – ваш господь″ [186].

«…Господу миров…» — Аллах Всевышний является Господом всех ангелов, всех неорганических веществ, всех птиц, всех хищников, всех животных, всех насекомых и букашек, всех обитателей суши и моря. Количества этих миров не знает никто, кроме Аллаха Всевышнего. Господом миров называют только Аллаха Всевышнего, и больше ни про кого другого нельзя сказать, что он – господь миров.

وكل ما سوى الله عالم وأنا واحد من ذلك العالم

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«″… Все что, кроме Аллаха, относится к мирам, и я — один из них ″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

В этих словах автора разъяснение того, как именно вышеприведенный аят указывает на то, что Аллах – наш Господь.

Аллах Всевышний – мой Господь, ибо Он – Господь миров, а я отношусь к этим мирам. Никто не может сказать: ″У меня есть какой-то другой господь, помимо Господа миров″. Такого никогда не скажет разумный. В этом указание на то, что Аллах Всевышний является Господом. А если Он является Господом миров, значит, именно Он достоин поклонения, а поклонение кому-то другому считается недействительным. Поэтому вскоре после этого аята мы говорим:

﴿ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ﴾

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» [187].

فإذا قيل لك:بم عرفت ربك فقل بآياته ومخلوقاته

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Если у тебя спросят: ″ Как ты узнал о своем Господе?″, ответь: ″По Его знамениям и творениям…″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Если ты говоришь: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями″, — то приведи доказательство на эти слова. Скажи: ″Доказательством являются Его знамения и Его творения″.

«По Его знамениям…» ― то есть: по таким признакам, которые указывают на Него. Всё сущее, что ты видишь, раньше не существовало, а затем Аллах сотворил это всё Своим Могуществом.

Среди творений есть такие, которые появляются постоянно, например, растения или новорожденные младенцы. Их не было, затем они появились, и вы их видите! Кто же сотворил их?! Их сотворил Аллах Всевышний. Разве они сотворили сами себя? Разве кто-то из людей сотворил их? Ни один человек не сможет сказать такого.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ (35) أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بَل لَّا يُوقِنُونَ ﴾

«Неужели они [эти многобожники] были сотворены сами по себе [без Творца ]? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности» [188].

Окружающий нас мир не сотворил сам себя, его также не сотворили какие-то другие творения. Ни один человек не может сотворить даже дерево, комара или муху. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ ﴾

«Воистину, те (божества), к которым вы обращаетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого [189]» [190].

Существование всех этих творений указывает на Всевышнего Творца. Именно поэтому, когда одного бедуина неожиданно спросили: ″Как ты узнал о своем Господе?″, он ответил: ″Верблюжий помет указывает на существование верблюда, наличие следов указывает на то, что по дороге кто-то прошел. А разве это бытие не указывает на Проницательного, Ведающего?″

Если ты видишь следы ног на земле, разве это не указывает на то, что кто-то прошел по этой земле?! Если ты видишь верблюжий помет, разве это не указывает на то, что в этом месте проходили верблюды?! Верблюжий помет указывает на существование верблюда, а наличие следов указывает на то, что по дороге кто-то прошел!

ومن آياته الليل والنهار والشمس والقمر ومن مخلوقاته السموات السبع والأرضون السبع ومن فيهن وما بينهما

Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«″ К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Из Его творений семь небес и семь земель и те, кто в них и между ними…″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Знамения бывают двух видов:

1 — Бытийные знамения, которым мы все видим. Например, небеса, земля, звезды, солнце, луна, горы, деревья, моря, и так далее. Все эти вещи называются знамениями, ибо они указывают на Творца, Который их создал. Поэтому сказал Абу аль-’Атахия:

«До чего же удивительно то, как человек ослушивается Господа,

Или то, как отрицает Его отрицающий!

Ведь, в каждой вещи есть Его знамения,

Которые указывают на то, что Он – Един!

Ведь, на существование Аллаха в каждом человеческом движении

И в каждом его спокойном состоянии есть указание».

Как человек может отрицать существование Аллаха Всевышнего и говорить: ″Нет у этого бытия никакого Господа″? Как человек может заявлять, что все творения появились без Творца? Если же существует творец, то кто может быть им, кроме Аллаха Всевышнего? Скажи мне! Нет никакого творца, кроме Аллаха! Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَمْ جَعَلُواْ لِلَّهِ شُرَكَاء خَلَقُواْ كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ ﴾

«Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: "Аллах - Творец всякой вещи. Он - Единственный, Всемогущий" [191]» [192].

2 — Коранические знамения (аяты), которые мы читаем в Откровении, ниспосланном посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Все аяты Корана указывают на то, что существует Господь, указывают на Его абсолютное совершенство, на Его имена и атрибуты.

Все знамения Аллаха Всевышнего указывают на то, что только Он достоин нашего поклонения, и нет у Него никакого сотоварища. Все знамения (и бытийные, и аяты Корана) указывают на это.

Бытийные знамения указывают на Того, Кто их сотворил и управляет ими. А в аятах Корана содержится повеление поклоняться Аллаху. В Коране содержится подтверждение того, что только Аллах Всевышний является нашим Господом, а это уже указывает на то, что мы должны поклоняться только Ему. В Коране содержится веление поклоняться Аллаху. Весь Коран указывает именно на эти смыслы и был ниспослан именно для того, чтобы донести до людей эти вещи.

К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Эти творения являются одними из величайших знамений Аллаха. Темная ночь, которая покрывает темнотой всё существующее, и светлый день, который освещает всё существующее. Наступает день и люди увлеченно заняты своими делами. Аллах Всевышний сказал: «Скажи (о, Посланник): "Как вы думаете (о, люди), если Аллах продлит вам ночь до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет? Неужели вы не слышите?" Скажи (о, Посланник): "Как вы думаете (о, люди), если Аллах продлит вам день до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам ночь, чтобы вы могли отдохнуть во время нее? Неужели вы не видите (что всем этим управляет Аллах) ?" По Своей милости Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость, - быть может, вы будете благодарны [193]» [194].

День и ночь – это величайшие знамения Аллаха Всевышнего! Не бывает такого, что всегда ночь, не бывает такого, что всегда день, ведь, если бы было так, то дела рабов испортились бы, а сами рабы устали.

Аллах Всевышний сделал так, что ночь и день последовательно сменяют друг друга. Поистине, у ночи и дня есть определенный порядок, они не нарушают его и этот порядок никогда не меняется. Всё это указывает на мудрость Мудрейшего! Что же касается вещей, построенных рабами Аллаха, то эти вещи разрушаются, приходят в негодность. Но творения Аллаха Всевышнего не разрушаются до тех пор, пока Аллах не позволит им разрушиться.

Ночь и день приходят друг за другом постоянно, не бывает такого, чтобы ночь или день исчезли и не появились. А, например, изделия, сделанные людьми, со временем приходят в негодность, разрушаются и исчезают, какими бы крепкими и огромными они не были.

Сколько ты можешь видеть брошенных машин, самолетов и кораблей, хотя когда-то они были крепкими и люди о них заботились! Они пришли в негодность и разрушились. А разве ты видел, как пришла в негодность ночь или пришел в негодность день? Такого не было никогда, ибо их сотворил Могущественный, Мудрый. Аллах Всевышний сказал:

﴿ صُنْعَ اللَّهِ الَّذِي أَتْقَنَ كُلَّ شَيْءٍ ﴾

«Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве» [195].


Доказательства на то, что Аллах является Господом и Единственным, Кто достоин поклонения рабов

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством являются слова Всевышнего: ″Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь″ [196].

А также: ″Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!″ [197]

Господь – это Тот, Кому поклоняются. Доказательством являются слова Всевышнего: ″О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно″ [198]».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

والدليل قوله تعالى: وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِنْ كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « А доказательством являются слова Всевышнего: ″Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь″ [199]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Это – доказательство на то, что Аллах является Господом и Единственным, Кто достоин поклонения рабов.

«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна…» ― солнце – это огромное небесное светило, которое освещает всё это бытие, давая свет и тепло. Аллах Всевышний сказал: «Мы установили пылающий светильник [солнце] » [200]. Луна освещает нас ночью, освещает дорогу людям.

Также по причине солнца и луны на земле растут плодоносные деревья. Если солнце скроется, то Земля пострадает, а жизнь многих людей придет в негодность. Если скроется луна, то будет то же самое, ибо она также несет пользу для плодов и деревьев. Также солнце и луна помогают людям вести счет. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне - свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет» [201]. А также: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: "Они [новолуния] определяют промежутки времени для людей и хаджа"» [202].

Новолуния помогают людям узнавать промежутки времени и сроки. Например, срок выплаты долга, срок ’идды[203] для женщины, времена, в которые совершаются определенные поклонения, такие как пост или хадж. Все эти сроки ты узнаешь, используя расчеты, построенные на наблюдениях за солнцем и луной.

Также к творениям Аллаха относятся семь небес. Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» [204]. А также: «Он создал семь небес одно над другим» [205].

Сначала ближнее небо, а затем следующее, а затем следующее, и так до седьмого неба, а над седьмым небом Трон (’арш) Аллаха Всевышнего.

Земель также семь, ибо Аллах сказал: «Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» [206]. На каждом из семи небес и семи земель есть свои обитатели. В небесах есть различные небесные светила и орбиты планет, а на Земле огромное множество разнообразных живых существ. На Земле огромное количество гор, деревьев и камней. На Земле огромное количество месторождений полезных ископаемых. На Земле огромное количество морей и океанов. Всё это является знамением Аллаха Всевышнего.

В качестве довода шейх, да помилует его Аллах, привел следующий аят:

﴿ وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ ﴾

«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц (только) перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» [207].

«Среди Его знамений…» ― то есть: среди признаков, которые указывают на то, что Аллах является Господом, и Единственным, Кто достоин поклонения рабов.

«…ночь и день…» ― ночь, которая покрывает землю мраком, и день, который освещает её светом. Это – удивительные знамения Аллаха Всевышнего!

Кто же покрывает мраком землю в одно время, а затем в другое время освещает её?! Это – Аллах Всевышний! Если соберутся все творения, чтобы осветить землю, они не смогут осветить ничего, кроме маленького ограниченного участка земли. Если даже они принесут все электрические осветительные приборы, которые есть в мире, то смогут осветить только маленький ограниченный участок земли.

Что же касается солнца и луны, то они освещают всю землю целиком.

«Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» ― в этом доказательство на несостоятельность многобожия (ширка).

Аллах Всевышний сказал: «Не падайте ниц перед солнцем и луной…», ибо солнце и луна – величайшие творения Аллаха. Аллах упомянул солнце, ибо многобожники поклонялись солнцу и падали перед ним ниц. Среди них также были и такие, кто поклонялся луне и другим планетам. Например, люди из народа пророка Ибрахима строили огромные статуи в виде планет, а затем поклонялись им.

«Не падайте ниц перед солнцем и луной…» ― то есть: не совершайте им земной поклон (суджуд).

Земной поклон (суджуд) – это прикладывание лба к земле, из-за унижения перед тем, кому человек поклоняется. Земной поклон (суджуд) – это один из самых великих видов поклонения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ближе всего раб (Аллаха) к своему Господу тогда, когда он находится в земном поклоне» [208].

Земной поклон – это один из самых великих видов поклонения, ибо ты упираешься ради Аллаха своим лицом, которое является самой почетной вещью у тебя, в землю, поклоняясь Аллаху и унижаясь перед Ним. Это и есть земной поклон (суджуд) и не подобает падать ниц перед кем-то, помимо Аллаха.

Что же касается земного поклона солнцу или луне, то, ведь, они – творения Аллаха и не заслуживают того, чтобы перед ними падали ниц. Не разрешается делать земной поклон (суджуд) творениям. Падать ниц можно только перед Творцом, Который сотворил все эти творения. Что же касается творений, то ведь они – такие же, как ты: их сотворили и ими управляют. Неужели ты будешь совершать земной поклон творению, которое так же слабо, как и ты? Это запрещено! Куда делся разум этих людей?

Земного поклона достоин только Творец, Которого ничто не обессиливает. Земной поклон – это право Аллаха, и ни одно творение не заслуживает того, чтобы перед ним падали ниц, каким бы великим и большим оно не было. Поистине, творение – слабое, им управляет Аллах. Поэтому Аллах сказал: «Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь [209]» [210].

Мы должны поклоняться только Аллаху! Если же люди падают ниц перед Ним и еще перед кем-то другим, то их поклонение Аллаху не будет действительным. Если вы поклоняетесь Ему, придавая при этом других в сотоварищи, то это многобожие приводит поклонение в негодность.

وقوله تعالى: إِنَّ رَبَّكُمُ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ يَطْلُبُهُ حَثِيثاً وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالنُّجُومَ مُسَخَّرَاتٍ بِأَمْرِهِ أَلا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « А также: ″Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!″ [211]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю…» ― это ясный довод на то, что Аллах является нашим Единственным Господом. Он сотворил небеса и землю, и нет больше никого, кроме Него, кто сотворил бы какую-то часть небес или земли. И нет никого, кто бы помогал Аллаху в сотворении небес и земли. Он – Единственный Творец!

Разве кто-нибудь из многобожников или атеистов сможет противоречить этому? Разве кто-нибудь из них может сказать: ″Аллах не сотворил небеса и землю. Их сотворил такой-то человек″? Разве кто-нибудь из них может сказать: ″Аллах не сотворил небеса и землю. Я сам сотворил их″? Разве кто-нибудь из них может сказать: ″Аллах не сотворил небеса и землю. Их сотворил такой-то идол″? Разве кто-нибудь в этом мире, будь то сейчас или в старые времена, говорил такое? А, ведь, этот аят читается и днем, и ночью, но никто не смог возразить ему и не сможет никогда.

«…за шесть дней…» ― Аллах Всевышний сотворил эти огромные и великие творения за шесть дней, хотя Он способен сотворить их в одно мгновенье. Но Он сотворил их за шесть дней из-за определенной мудрости, которую знает только Он. Первым из этих шести дней было воскресенье, а последним – пятница. В пятницу творение было полностью завершено, именно поэтому пятница стала самым великим и лучшим днем недели. Пятница – это господин всех остальных дней.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из дней, в которые когда-либо поднималось солнце, является пятница — в этот день был создан Адам, в этот день он был введён в Рай, в этот день он был удалён оттуда, и Судный Час этот наступит не иначе как в пятницу» [212].

«…а затем вознесся на Трон» ― то есть: сначала Он сотворил небеса и землю, а затем вознесся на Трон. Ведь, вознесение (истиуа) – это атрибут действия, который проявляется тогда, когда желает Аллах.

Смысл глагола ″истауа″ — это ″возвысился и вознесся″.

Что касается Трона, то он находится над всеми творениями, и его несут ангелы. Трон – это самое великое и самое высочайшее творение Аллаха.

Вознесение (истиуа) – это атрибут действия, и Аллах вознесся так, как подобает Его величию. Его вознесение неподобно вознесению творений над другими творениями. Он не нуждается в Троне, напротив, Он Сам удерживает Трон и все остальное. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ اللَّهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ أَن تَزُولَا وَلَئِن زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّن بَعْدِهِ ﴾

«Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит [213]» [214].

Трон сам нуждается в Аллахе Всевышнем, ибо Трон – это всего лишь творение. Аллах не нуждается ни в Троне, ни в чем-то другом. Но Аллах Всевышний вознесся над Троном по определенной мудрости, о которой знает только Он.

«Он покрывает ночью день…» ― то есть: Он покрывает ночью день и покрывает днем ночь. Ты видишь, что на земле светло, но затем землю окутывает ночь и наступает мрак. Затем день покрывает ночь и становится светло.

«…который поспешно за ней следует» ― то есть, день приходит сразу за ночью, и нет между ними чего-то третьего, и день никогда не запаздывает. Когда уходит ночь, приходит день, когда уходит день, приходит ночь безо всякого опоздания. Таково могущество Аллаха!

«Солнце, луна и звезды…» ― солнце – это огромная звезда, которую все знают. Также и луна является небесной планетой. Солнце и луна движутся и вращаются вокруг Земли, а Земля тверда и неподвижна.

Всё не так, как говорят сегодня некоторые предполагающие, которые заявляют о том, что у них есть знание. Они говорят: ″Солнце неподвижно, а Земля вращается вокруг солнца″. Эти слова противоречат тому, что есть в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Солнце плывет к своему местопребыванию [215]» [216]. А они говорят: ″Солнце неподвижно″. Пречист Аллах, как удивительно!

«Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле» ― в этом опровержение тем, кто поклоняется солнцу, луне и остальным небесным светилам. Солнце, луна и звезды - все они покорны воле Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний – Тот, Кто заставляет их двигаться и заставляет их остановиться тогда, когда Сам пожелает. Они покорны Его воле и Он управляет ими. Они сами не имеют никакой власти.

Аллах Всевышний приказывает им двигаться, вращаться и освещать всё своим светом. Солнце поднимается, луна скрывается, и вот так они следуют друг за другом.

«Несомненно, Он творит…» ― Аллах Всевышний способен творить тогда, когда пожелает, и то, что пожелает.

«…и повелевает…» ― Его повеление (амр) бывает двух видов:

1 — Бытийное повеление (амр аль-кауний).

Аллах Всевышний повелевает что-то в бытие, а творения подчиняются и отвечают на Его веление. Например, Аллах Всевышний сказал: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите (в подчинение Мне) по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”» [217]. То есть, Аллах Всевышний повелел небу и землю и они подчинились. Такое повеление называется бытийным. Аллах Всевышний сказал о Своем бытийном велении: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: "Будь!" - как это сбывается [218]» [219].

2 — Шариатское повеление (амр аш-шар’ий).

Это – ниспосланное Откровение, в котором Он приказывает Своим рабам. Он повелел им поклоняться Ему, совершать намаз, выплачивать закят, хорошо относиться к родителям, и так далее. Всё это называется шариатским повелением.

Сюда относятся приказы и запреты, которые приходят в Благородном Коране и в пророческой сунне.

Если только Он творит и повелевает, то что остается другим?!

«Солнце, луна и звезды - все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает».

Разбираемый нами аят, указывает на то, что есть разница между творением (халькъ) и повелением (амр). Поэтому в аяте опровержение тем, кто говорит, что Коран сотворен. Коран – это повеление Аллаха, а повеление Аллаха не является сотворенным. Ведь, Аллах Всевышний указал на разницу между творением (халькъ) и повелением (амр), и сделал их двумя разными вещами. Коран – это повеление Аллаха и не является сотворенным.

Именно так доказал свою правоту имам Ахмад, когда спорил с джахмитами, которые требовали от него признать, что Коран сотворен. Он спросил у них: ″Коран относится к повелению Аллаха или к творению?″ Они ответили: ″Коран – это повеление Аллаха″. Тогда он сказал: ″Повеление Аллаха не является сотворенным, ибо Аллах указал на разницу между творением и повелением. Он сделал творение одной вещью, а повеление уже совсем другой″.

«Благословен Аллах…» ― то есть: величественен Тот, Кто делает всё вышеперечисленное.

«…Господь миров!» ― в этих словах, как и в приведенных раньше доводах, указание на то, что Аллах является Единственным Господом, и Единственным, Кто достоин поклонения рабов.

والرب هو المعبود. والدليل قوله تعالى: يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ (21) الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَكُمْ فَلا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَاداً وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Господь – это Тот, Кому поклоняются. Доказательством являются слова Всевышнего: ″О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно″ [220]».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«Господь – это Тот, Кому поклоняются» ― то есть, только Господь достоин нашего поклонения. Что же касается всех остальных, то они не заслуживают поклонения, так как не является господами. Именно это имеет в виду шейх, да помилует его Аллах.

Затем следует отметить, что недостаточно просто подтверждать то, что Аллах является Господом. Помимо этого необходимо еще и поклоняться Аллаху, посвящая свое поклонение только Ему Одному. Если ты признаешь, что только Аллах является Господом, то ты должен признать и то, что только Аллах заслуживает поклонения. Другие же не заслуживают ничего из поклонения.

А доказательством на то, что поклонение должно посвящаться только Господу, являются слова Всевышнего:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ (21) الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил (из небытия) вас и тех, кто был до вас, - чтобы вы остерегались (наказания Аллаха)! Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете (что только Он один является Творцом и Дарителем пропитания и только Он достоин служения и поклонения) [221].

«О люди!» ― это обращение Аллаха ко всем людям: верующим и неверующим. Ведь, Аллах Всевышний в этой суре – суре ″аль-Бакъара″ – сообщил о том, что люди делятся на три группы:

1 ― Верующие ― которые веруют в сокровенное, веруют в Последний День. Аллах Всевышний сообщил о том, что они являются преуспевшими, сказав: «Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» [222].

2 ― Неверующие ― которые открыто показывают своё неверие и упрямство. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют» [223].

3 ― Лицемеры ― которые и не с неверующими, и не с верующими: «Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим» [224]. Они внешне показывают себя верующими, хотя на самом деле являются неверующими. Такие люди хуже неверующих, которые открыто заявляют о своём неверии. Поэтому о лицемерах в начале суры ″аль-Бакъара″ ниспослано десять с лишним аятов. Что же касается верующих и неверующих, то аятов о них было ниспослано меньше. О лицемерах говорится, начиная с 8-го аята и до 20-го. Все эти аяты повествуют о лицемерах по причине большой угрозы, исходящей от них, и по причине их мерзких поступков.

Упомянув эти три категории людей, Аллах Всевышний обращается к ним ко всем, говоря: «О люди!»

Ученые говорят, что самый первый призыв в Коране – это слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу».

«Поклоняйтесь вашему Господу…» ― то есть: поклоняйтесь только Ему Одному, ибо Он – ваш Господь! Поклонение будет правильным только тогда, когда посвящено Господу.

«…Который сотворил вас и тех, кто был до вас…» ― ведь, Он сотворил все общины. Аллах Всевышний сотворил ангелов, джиннов, людей и все остальные творения.

«…чтобы вы остерегались (наказания Аллаха) …» ― то есть: если вы задумаетесь о вышесказанном, то, быть может, это станет причиной вашей богобоязненности.

Если вы задумаетесь над тем, что Аллах сотворил вас и тех, которые были до вас, то, быть может, станет бояться Его и поклоняться Ему. Ведь, ничего, кроме покорности Ему, не может спасти от Его наказания.

«Он сделал для вас землю ложем…» ― это подобно словам Всевышнего в другом аяте: «Аллах сделал для вас землю ковром» [225]. То есть: Он сделал для вас землю ложем (или ковром) так, что вы можете на ней спать, можете строить на ней здания, можете сеять свои посевы на поверхности земли, можете путешествовать по земле туда, куда пожелаете. Аллах Всевышний также сказал: «Мы разостлали землю, и как же прекрасно Мы расстилаем! [226]» [227] Всё это сделано для вашей пользы!

«…а небо - кровлей…» ― то есть: Аллах Всевышний сделал небо кровлей для этой земли.

И в заключении Аллах говорит: « (Аллах) низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете (что только Он один является Творцом и Дарителем пропитания и только Он достоин служения и поклонения) [228].


Виды поклонения, которые приказаны Аллахом

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах Всевышний: ″Только Творец, Который сотворил все эти вещи, достоин нашего поклонения″.

Виды поклонения, которыми обязал нас Аллах, это – Ислам, иман (вера) и ихсан».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

قال ابن كثير رحمه الله تعالى " الخالق لهذه الأشياء هو المستحق للعبادة

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах Всевышний: ″Только Творец, Который сотворил все эти вещи, достоин нашего поклонения″».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

До этого шейх разъяснил, что Господь – это Тот, Кому следует поклоняться, и привел в качестве довода слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - чтобы вы остерегались (наказания Аллаха) [229].

А сейчас шейх процитировал слова ибн Касира, да смилуется над ним Аллах, чтобы разъяснить данный аят. После этого шейх разъяснит нам виды поклонения (’ибадата) и приведет доказательства на каждый вид поклонения.

Арабское слово «العبادة» — (аль-’ибада)[230] — переводится как ”унижение и покорность (рабство)”.

″аль-’Ибада″ бывает двух видов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: