Искусство художественной фотографии

Чем фотография отличается от изобразительного ис­кусства? Фотография точнее воспроиз­водит действительность, фотография – ее документальное изоб­ражение. На протяжении столетий изобразительное искусство существо­вало для этого же. Художники стремились к точному изображению окружающего мира. Портрет возник как двойник человека, для того чтобы сохранить память о нем, о семейной чете или семье в целом, о гражданах города и т.д. Существовали женские портреты, получившие распространение в эпоху Возрождения, предназначавшиеся для предполагаемого же­ниха – так происходило знакомство. Некоторые разновидности пей­зажной живописи (ведута), получившая распространение в XVII в. во многих странах Европы, а позже и в России, выполняли также именно документальную функцию. Вслед за великими мо­реплавателями, открывавшими новые земли, люди полюбили путе­шествовать, они стремились сохранить образ замечательных городов мира, поэтому и появилось огромное количество ведут, с «фотогра­фической» точностью изобра­жавших Венецию и Дрезден, Москву и Санкт-Петербург, Вар­шаву и Прагу. Много столетий спустя эти картины стали основанием для восстановления городов, отдельных архитектур­ных и садово-парковых ансам­блей, разрушенных во время второй мировой войны. И сегодня в искусстве живо­писи и графики существуют художественные направления, представители которых уверены в правомочности именно такого точного изображения. На выс­тавках современного искусства у произведений этих художни­ков обычно разгораются споры на тему «Зачем такие картины, если есть фотография?».

Оказываясь с фотообъективом перед ок­ружающим миром, мы сталкиваемся с за­дачами, которые решают художники. В момент вы­бора «кадра» мы занимаем позицию худож­ника, для которого рождение замысла и его реализация начинаются с выбора мотива, точки зрения на него, формата, т.е. с композиции.

Пример: три портрета Анны Ахматовой. Графические рисунки, выполненные Амедео Модильяни начале века, гибкими, не имеющими углов, линиями, передают ее женственность, плавность движений и ве­личавость, погруженность в себя, замкнутость. Портрет Ахматовой русско­го живописца Натана Альтмана вы­полнен несколько позднее, в традициях парадного портрета, но в стиле, характерном для ис­кусства эпохи «серебряного века». Поэтесса изображена сидящей в кресле. Четкий си­луэт обладает монументальной выразительностью. Ахматова полуобращена к зрителю и вме­сте с тем погружена в свои мысли. Художник стремится выразить состояние модели, проникнуть в сложный мир ее чувств. Парадность композиции сочета­ется с дерзким колоритом (желтые и синие, почти фиолетовые цве­та); экспрессией графического решения (резкие колющие углы плеч, колен, посадки фигуры). Гордая, несколько надменная, напряженная внутренне, сосредоточенная на своих переживаниях, отстраненная от мира. Царственно прекрас­ная, величественная, несмотря на свою хрупкость, и в то же время несчастная: трагический, скорбный взгляд. Фотопортрет того же времени: голова Ахматовой и любимые бусы, которые, кстати сказать, не обратили на себя внима­ния Модильяни и Альтмана. Выдающийся фотохудожник М. Наппельбаум сделал психологический портрет, использовав тот небольшой арсенал средств, которым в то время располагала фотогра­фия: точный выбор кадра, освещение. Характерный благородный профиль, погруженный в себя взгляд, внутренняя сосредоточенность, хрупкость и величие.

В рисунках и живописи больше субъективизма, исходящего от художников и выбранных ими средств выразительности; фотограф создал более характерный (чем художники) и индивиду­альный образ, показав главные черты модели. К 20-м гг. искусство фотографии определило свои оригинальные задачи, отличные от задач изобразительного искусст­ва, хотя спор между ними сохраняется до сих пор. Споря между собой, каждое из искусств оттачивает свои средства выражения, внут­ренне обогащается.

В конце XX столетия мы можем назвать фотографию искусст­вом. На выставках художественной фотографии представлено все жанровое разнообразие, характерное для живописи: и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и исторический сюжет, и интерьеры. Но имеется и существенная разница, особенно проявляющая себя в документальной фотографии. Живо­писец воображает историческое событие, а фотохудожник выступает как документалист, фотографируя событие, очевидцем которого яв­ляется. Но проходит время, и документальная фотография воспри­нимается уже как историческая композиция.

Пример: коронаци­онные фотографии Николая II, фотографии июльских событий 1917 г. При рассматривании документальных фото, запечатлевших исторические собы­тия, важна образная выразительность кад­ра, но более всего – докумен­тальные подробности.

Современным фотохудожни­кам доступна вся гам­ма выразительных средств гра­фики и живописи: композиция, колористичес­кая изощренность; светотеневые эффекты; разнообразие графи­ческих средств. При кажущемся сход­стве выразительных средств изобразительных искусств и фо­тографии они все же отличают­ся. Фотография – искусство, рож­денное цивилизацией: наукой и техникой. Открытие фотомастерами средств художественной выразительности своего искусст­ва впрямую зависит от технических возможностей фотоаппарата, объектива, особенностей съем­ки, обработки пленки, качества печати и т. д. В то же время поиск средств выразительности происходит в соответствии с художествен­ным стилем своего времени: фотографии, сделанные в самом на­чале XX в., отличаются от фотографий известного художника-футуриста А. Родченко, работавшего в 20-30-е гг. в стиле, близком поискам Вс. Э. Мейерхольда в театре и В. В. Маяковского в поэзии.

Фотография и живопись – искусства, питающие друг друга, но стремящиеся к самоопределению.

Смысл термина происходит от греческих слов «фото» («свет») и «графо» («пишу»). Изобретение фотографии датируется 1839 г. и принадлежит французскому художнику Л. Дагеру, перво­му технически разработавшему фотографический процесс, назван­ный дагеротипией. Фотографирование было сложным процессом, требующим терпения и от фотографа, и от модели. Поэтому выработались даже наиболее удобные позы для длительного позирования. Эти одинаковые позы обладают особой вы­разительностью: при рассмат­ривании дагеротипов обра­щаешь внимание не столько на мелочи, сколько на сосредоточенные лица, вы­ражение глаз. Фотопортреты четы Волконских, запечатлевшие знаменитого де­кабриста и его жену (Марию Ра­евскую), оказавшихся на свободе в старости после ка­торги и сибирской ссылки.

Рождение фото­графии вызвало немало споров о ее месте среди других видов искусства. Французский фотограф Ф. Надар, решившийся первым сфотографировать Париж, поднявшись на воздушном шаре, подвергся насмешкам со стороны художников: О. Домье изобразил его на карикатуре, сопроводив над­писью: «Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства». Надпись оказалась пророческой. Фотопортреты многих великих писате­лей, художников, артистов, исполненные Ф. Надаром, вошли в историю куль­туры как первые произведения художественной фотографии.

Как отличить фотографию художественную от нехудожествен­ной? Ф. Надар работал как худож­ник: он долго изучал модель, ее профессиональные интересы, внут­ренний мир, заранее выбирал позу, характер освещения, определял композицию. Примером может быть фотопортрет Александра Дюма-отца, в котором все «работает на характер»: поза модели, ха­рактер освещения, уловленное выражение лица и глаз. Докумен­тальность сочетается с художественной отобранностью средств вы­разительности. Художественные достоинства фотографии были оценены импресси­онистами. Первая совместная выставка художников этого направления состоялась в фотопавильоне Надара, который поддер­жал художников, средствами живописи выражающих красоту каждого мгновения жизни человека и природы.

В конце XIX в. многие художники использовали фотографию для изучения натуры и определения особых выразитель­ных возможностей живописи. Французский живописец и гра­фик А. Тулуз-Лотрек нередко про­сил своего друга сделать фото­графию модели, над образом которой работал в тот момент. Сопоставление фотогра­фии и живописного произведе­ния позволяет понять, какие качества модели А. Тулуз-Лотрек стремился заострить, выра­зить линией, экспрессией маз­ка, цвета, фактуры. Один из исследователей художественной фотографии – кинодокумента­лист Д. Вертов считал, что, в от­личие от фотографов, художни­ки пишут человека, природу «не столько как они видят, сколько как они ее понимают». Задумываясь над смыслом и назначением живописи в XX в. в связи с развитием фотографии А. Матисс пришел к выводу, который разделяется многими художниками: «Фотография поставила перед нашим воображением совершенно новые задачи, потому что благо­даря ей мы впервые получили возможность видеть вещи независи­мо от нашего чувства... Наше восприятие ограничено рамками чувств предшествующих нам художников. Фотография может освободить нас от старых представлений. Она очень точно отделила живопись, выражающую чувства, от живописи описательной. Последняя стала ненужной».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: