Суть и преимущества концепции JIT

Содержание

1.Що собою являє концепція управління запасами «Just in Time»? Що таке система «Канбан»? Ії переваги

2. Тести

Литература


Варіант 5

Питання.

1. Які ви знаєте види витрат, пов'язані з матеріальними за­пасами? Що таке резервний запас і для чого він потрібний?

Тесты

Тест 1.

Методи владної мотивації інакше називаються:

а) волюнтаристичні;

б) економічні;

в) адміністративні;

г) соціально-психологічні.

Тест 2.

Підприємство як відкрита система в умовах ринкових відносин широко взаємодіє з:

а) зовнішнім середовищем;

б) іншими підприємствами;

в) сферою звертання;

г) держструктурами.

Тест 3.

Основний туристичний продукт - це:

а) комплексне обслуговування, стандартний набір послуг, продаваний туристам в одному пакеті;

б) ексклюзив-тур;

в) розміщення й екскурсійне обслуговування;

г) проживання і харчування.

Тест 4.

Для коректування можливого відхилення від графіка робіт не використовується один з наступних варіантів входження в графік:

а) організувати понаднормові роботи; може бути навіть у вихідні дні.

б) скоротити тривалість деяких майбутніх операцій;

б) організувати рівнобіжні роботи з операцій, що спочатку планувалося виконувати послідовно;

в) відмовитися від деяких операцій.

Тест 5.

Основним змістом підходу У. Є. Деминга є:

а) присудження знака якості;

б) спільне обговорення питань дотримання якості працівниками фірми;

в) контроль дотримання параметрів якості;

г) статистичний контроль змін якості вихідного продукту.


Вопросы

Варіант 5

Суть и преимущества концепции JIT

«Тянущие» логистические системы (pull systems), являются такими логистическими системами в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит тогда, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом тянущая система, предполагает такуюорганизацию движения материальным потоком, при которой материальные ресурсы подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения материальным потоком отсутствует. Как уже сказано выше, размещение заказов на пополнение запасов ресурсов или готовой продукции происходит, когда их количество достигает критического уровня.

К такой системе и принадлежит концепция Just-In-Time, которая сегодня является наиболее распространенной в мире логистической концепцией. Основная идея этой концепции заключается в следующем: если производственное расписание заранее задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Иными словами, если задан производственный график, то надо организовать движение материальных потоков так, чтобы все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступали в нужном количестве, в нужное место (на сборочной линии) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке задачи большие страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, оказывались ненужными.

С логистических позиций JIT — довольно простая бинарная логика управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, согласно которой потоки ресурсов и продукции тщательно синхронизированы с потребностью, задаваемой производственным графиком выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух функциональных сфер логистики: снабжения и поддержки производства. В дальнейшем идеология JIT была успешно продвинута и в дистрибьюцию продукции, а в настоящее время и в макрологистические системы различного уровня и назначения.

Основными преимуществами технологий «точно в срок», объясняющими их широкое распространение в логистической практике, являются:

1. Низкий уровень запасов материальных ресурсов и готовой продукции.

2. Сокращение производственных площадей.

3. Повышение качества изделий, снижение брака и переделок.

4. Сокращение сроков производства.

5. Повышение гибкости при изменении ассортимента изделий.

6. Плавный поток производства с редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества; более короткие сроки подготовки производственного процесса; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга.

7. Высокая производительность и эффективность использования оборудования.

8. Участие рабочих в решении производственных проблем.

9. Хорошие отношения с поставщиками.

10. Меньше непроизводственных работ, например, складирования и перемещения материалов.

В некоторых организациях, внедривших JIT, произошло сокращение запасов на 90 %; площадей, на которых выполняются работы, – до 40 %; затрат на снабжение – до 15 % и т.д. JIT — современная концепция/технология построения ЛС в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и товаров в необходимых количествах к тому времени, когда элементы/звенья ЛС в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами. Концепция JIT тесно связана с функциональными логистическими циклами и их составляющими. В идеальном случае материальных ресурсы и готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них возникает потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы в функциональных областях бизнеса компании. Многие современные логистические системы, основанные на подходе JIT, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции логистической системы на изменение спроса и соответственно — гибкой производственной программы.

Концепция just-in-time включает в себя следующие компоненты:

1. Выравнивание производства.

2. Система подтягивания.

3. Система «Канбан» (ярлыки или вывески).

4. Порядок на рабочем месте.

5. Производство малыми партиями.

6. Снижение времени переналадки.

7. Сквозное планово-предупредительное обслуживание.

8. Сквозной контроль качества.

9. Закупка по системе just-in-time.

10. Сбалансированные производственные линии.

11. Гибкое производство.

12. Деятельность малыми группами.

13. Обучение персонала при системе just-in-time проводят короткими сессиями (несколько часов в неделю), чтобы избежать информационной перегрузки.

14. Производству just-in-time предшествует поток информации just-in-time.

Широкое распространение в логистической практике концепции «точно в срок» объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей; повышением качества изделий и снижением брака; сокращением сроков производства; повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностью и эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решении производственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками и др.

1.Цели JIT аналогичны целям системы планирования потребностей в материалах - предоставить нужную часть изделия в нужное время в нужное место, но способы достижения этих целей и результаты абсолютно разные. В то время как система планирования потребностей в материалах построена на вычислениях, система непрерывности построена на промышленном инжиниринге. Существует много отличительных черт системы JITкоторые проявляются на практике в любом виде деятельности, в компании любой формы собственности, в производственном или непроизводственном секторе экономики.

2.Реализация концепции JIT начинается с ответа на вопросы, как продукция будет продаваться и легко ли ее можно изготовить. Если на эти вопросы дан положительный ответ внимание переключается на разработку самого процесса.

Необходимые условия реализации концепции JIT:

1. наличие в экономической системе надежных поставщиков;

2. использование систем обмена информацией о требуемых МР, например, канбан для JIT;

3. высокая скорость физической доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;

4. точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

Работу логистической системы, построенной на принципах концепции JIT, можно представить как двухуровневую систему управления запасами. Один уровень используется для удовлетворения спроса в производстве или сбыте соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, другой - пополняется по мере расходования первого. Акцент делается на размещение оборудования таким образом, чтобы обеспечить непрерывный процесс производства. Там, где это возможно, вводится автоматизация как процесса производства, так и обработки сырья. Нередко оборудование размещается в форме буквы U, что способствует коллективной работе, гибкости работы, цикличности в обработке сырья и изделий. При этом разработчики продукции стремятся стандартизировать временные циклы и выработку постоянного набора продукции, основанную на ежемесячном производственном плане в рамках всей системы. Такая практика превращает производственный процесс в цикл по крайней мере месячный. При этом необходимость складов отпадает, но критичными становятся качество информационных систем, точное предсказание спроса, качество поставок. Поставщики становятся партнерами в бизнесе и могут даже интегрироваться в компанию - потребитель их продукции. Очень важна территориальная близость поставщиков.

1. Таким образом, производство готовой продукции небольшими партиями за относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабжения материальными ресурсами.

2. Теоретически идеальным размером заказа для базовой системы JIT является одна единица, однако это, как правило, не реализуется из-за высоких затрат на сбыт и обработку каждого заказа. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы. Ярким примером использования данной концепции может служить работа японских автомобильных компаний.

Тесты

1.в

2.б

3.г

4.б

5.б

Решение задачи №1

А=N*σ

σ= Σ(tז-T)² = (14-14) ²+(14-14) ²+(14-14) ²+(16-14) ²+(17-14) ²+(15-14) ²+(15-

n-1 7-1

14) ² = 0+0+0+4+9+1+1 = 15 = 2.5

6 6

A=70*2.5 = 175 тон

Решение задачи №2

qo = 2C1Q = 2*32*15000 = 960000 = 640000 = 80000 шт.

C2 1.5 1.5

Решение задачи №3

qm = 2 C1 Q = 2*19*10000 = 380000 = 380000 = 3800000 = 1949 шт.

C2(1- Q) 0.5*(1- 10000) 0.5*0.2 0.1

P 12000

Решение задачи №4

qs = qo C2+h

h

qo = 2C1Q = 2*30.5*14000 = 1708000 = 1307 шт.

C2 0.5 0.5

qs = 1307* 0 .5+0.5 = 1830 шт.

0.5


Литература

1. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие/ В.Г. Гуляев - М.: Нолидж, 1996. - 312 c.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб: "Издательский дом Герда", 1999. - 320 c.

3. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: учебник/ Под ред.А.Д.Чудновского - М.: "ТАНДЕМ", 1999. - 352 c.

4. Древицкая И.Ю. Операционный менеджмент / И.Ю. Древицкая: Курс лекций - Д.: ДИТБ, 2007. - 117 c.

5. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: учебное пособие/ А.П. Дурович, А.С. Копанев: - Минск: Экономпресс, 1998. - 400 c.

6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е.Н. Ильина - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: