Стратегии регионов во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач.
Методология планирования базируется на следующих принципах:
- обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития региона;
- постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособностирегионов; средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации управления;
- индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами, поэтому разработка стратегий должна производится с учетом этих особенностей;
- четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.
5. Этапы планирования
Планирование состоит из следующих этапов:
1. Оценка экономической и политической обстановки, определяются возможности рынка, его ёмкость, рассматриваются позиции конкурентов, как на данном этапе, так и в перспективе, прогнозируются возможные результаты деятельности, определяется место и роль в отрасли, регионе или экономике в целом.
2. Происходит постановка конкретных задач, вытекающих из конечной цели деятельности, выделяются наиболее важные аспекты деятельности, конкретизируются желаемые результаты, уточняются сроки. К задачам предъявляются жесткие требования: задачи должны быть согласованы с подразделениями организации и должны быть реалистичными.
3. Происходит рассмотрение плановых предположений, т.е. той ситуации, в которой будет выполняться план. Предположения бывают внешними (политические и социальные условия, прогнозируемый уровень развития техники, науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура организации, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой климат).
4. Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, органы управления приступают к следующему этапу разработки общих планов.
5. Общие планы формируются на уровне высшего руководства в виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет.
6. Рассматривается вопрос о реорганизации органов управления, если этого требуют обстоятельства или о перестройке управления ею.
Все этапы планирования находят свое отражение в плане.
6. Принципы стратегического планирования
Планирование опирается на ряд принципов:
1) участие в планировании как можно большего числа работников фирмы. Руководство определяет цель, концепцию, которые служат ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь, разрабатывают пути движения этих целей;
2) непрерывность, данный принцип выражается в преемственности планов, один из которых переходит в другой, а также корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;
3) комплексное планирование, координирует планы одного уровня, т.к. процессы протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на различных уровнях.
В результате перечисленных действий достигается:
1) единство и взаимосвязанность планирования;
2) обеспечение достижимости поставленных целей и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;
3) предшествование планирования другим управленческим функциям, а именно, организации, мотивации и контролю.
Принцип экономичности – достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений. Основное условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике должен своевременно пересматриваться и корректироваться.
7. Виды стратегического планирования
Существуют следующие виды стратегического планирования:
- долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего кнастоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составнойчастью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели игенеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, вплан не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся вприложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения,которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.
- среднесрочное планирование. В его основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.
- краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.
Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановкой работников и др.
Схема планирования.
1. Формирование целей и определение временных горизонтов.
2. Сбор и обработка информации для обеспечения прогресса планирования.
3. Выбор метода прогнозирования и разработка соответствующего ему алгоритму.
4. Разработка процессов.
5. Разработка возможных вариантов развития.
6. Анализ плановых альтернатив.
7. Выработка концепций развития.
8. Принятие плановых решений.
9. Разработка и выдача плановых документов.
10. Контроль за ходом выполнения планов.
11. Сбор информации для выработки новых плановых решений.
Планирование ресурсов
Общая схема планирования ресурсов:
1) определяется текущая и перспективная потребность;
2) происходит поиск источников для удовлетворения потребности;
3) сопоставляется то, что есть и то, что надо получить;
4) возможность ликвидации дефицита, если он имеет место;
5) распределение ресурсов между подразделениями.
Планирование материальных ресурсов сталкивается с двумя проблемами: дефицитностью и ценами на них, поэтому необходимо искать способы сокращения потребностей в этих ресурсах. Это делается либо на основе ресурсозаменителей, либо на внедрении ресурсосберегающих технологий. Этому способствует рациональное планирование использования оборудования, сроки его амортизации; последовательность замены.
Планирование человеческих ресурсов представляет собой расчет общей потребности в них и по каждой категории работников в плановом периоде, расчеты ожидаемой численности персонала, расчеты о движении кадров и политики в области найма рабочей силы.
Обобщающей и главной формой планирования является финансовая форма планирования. Она определяет потребность в деньгах для выплаты заработной платы, возврат долгов, расширение производства, необходимость кредитов и выпуска акций и т.д.
9. Методы стратегического планирования
Выделяют два основных метода планирования – балансовый и нормативный.
Балансовый метод – это совокупность приемов, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана как экономического, так и социального развития. Применение этого метода позволяет выявить и увязать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в развитии экономики. Разрабатываемые в процессе планированные балансы можно классифицировать по следующим признакам:
а) по признаку стадии планирования (прогнозные, плановые и отчетные балансы);
б) по сроку действия (текущие, перспективные);
в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые);
Нормативный метод основан на определении и применении норм и нормативов. Нормы и нормативы для определенной совокупности показателей взаимосвязаны. Норма – это научно обоснованная мера необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества. Норматив – это научное обоснованное соотношение в пропорциях, наиболее простое количественное выражение социально-экономических связей, которое охватывает две величины: расход материалов на единицу продукции и потребляемые продукции на душу населения. Все нормативы, применяемые впланировании должны быть прогрессивными и реальными, учитывать достижения НТП,организационно-технологические и социально-экономические ограниченияконкретного периода.Всю совокупность норм и нормативов можно разбить на группы:
а) нормы и нормативы, отражающие потребление услуг населением
б) экономические нормативы
в) нормы и нормативы, используемые в технико-экономических расчетах.
На нормах и нормативах основываются все технические, экономические и балансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности норм является их пересмотр, в связи с меняющимися условиями производства. Этот метод применяется при разработке всех планов социально-экономического развития. Поэтому перед разработкой плана, для каждого его раздела должна быть сформулирована своя нормативная база.
10. Стратегическое планирование регионального развития. Формирование стратегии социально-экономического развития региона
Обоснование стратегии социально-экономического развития региона предполагает использование методик, позволяющих оценить социально-экономическое состояние региона, наметить пути развития на перспективу и выбрать методы государственного и рыночного регулирования и стимулирования, которые задействовали бы мотивационный механизм и привели бы к
росту доходной части бюджета. Рассмотрим схему обоснования стратегии развития региона:
- анализ экономических и социальных процессов с целью повышения эффективности руководства развития региона;
- обоснование стратегии социально-экономического развития;
- разработка концепции и выбор методов государственного и рыночного регулирования территориального развития;
- прогноз финансовых ресурсов региона и поиск путей укрепления и расширения доходной части бюджета.
Первая стадия является оправданной точкой и исходной информацией для второй.
Цель второй стадии - прогноз социально-экономического развития региона, обоснование стратегии его развития, подготовка в предложении для третьей стадии в части выбора метода регулирования регионального развития. На третьей стадии происходит обоснование концепции регулирования регионального развития в соответствии с выбранной стратегией и подготовка условий для функционирования рыночного механизма региона. Четвертая стадия выявляет источники дохода регионального бюджета, источники для привлечения дополнительных средств, как за счет своих предприятий, так и за счет иностранных инвесторов.
11. Аналитическая часть предпланового расчета регионального развития
Аналитическая часть реализуется в соответствии со следующими этапами:
1. Оценка природно-ресурсного потенциала и состояния окружающей среды;
2. Оценка уровня социально-экономического развития;
3. Оценка межрегиональных, внешнеэкономических связей и экспортного потенциала;
4. Оценка разгосударствления и приватизации;
5. Оценка финансового положения.
В ходе анализа социально-экономического развития ведется анализ и решаются следующие задачи:
1) оценка состояния природно-ресурсного потенциала;
2) выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
3) изучение динамики и половозрастной структуры населения;
4) причины и направление миграционных потоков;
5) оценка использования трудовых ресурсов по отраслям;
6) раскрытие причин безработицы;
7) оценка уровня качества жизни и его обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;
8) оценка уровня развития региона с позиции его функционирования в условиях рынка;
9) анализ рыночных и внешнеэкономических связей региона, выявление экспортных возможностей региона и резерва производства;
10) оценка финансового состояния территории, источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов;
11) выявление процессов разгосударствления и приватизации с целью стимулирования предпринимательской деятельности;
12) оценка возможности предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.
Особенно важно при анализе обратить внимание на реальные доходы населения, сбалансированность денежных доходов и расходов, решения продовольственной проблемы, увеличения производства товаров народного потребления, жилищного обеспечения, развития производственной и социальной инфраструктуры.






