double arrow

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ


Третий год обучения в аспирантуре почти целиком посвящается окончанию работы над диссертацией (если ранее были успешно сданы все кандидатские экзамены). К этому времени должны быть в основном сформированы и изложены в письменном виде главные научные идеи диссертационной работы. Следующий этап заключается в исследовании возможностей прикладного применения полученных теоретических результатов, разработке макетов, опытных образцов, действующих аппаратных или программных изделий и внедрению полученных результатов на практике. Таким образом, эта часть диссертационной работы завершает «полный цикл» исследования: от научного поиска и анализа источников через получение новых научных знаний до применения их в общественно полезной деятельности.

Естественно, что первоначальные планы практического использования научных результатов возникают у автора еще в начале работы, при выборе темы исследования. Но, как показывает практика, в процессе работы у автора неизбежно изменяются представления как о самой предметной области, путях проведения исследования, так и о возможностях применения полученных результатов. Удачно выбранная и хорошо разработанная тема может дать более глубокий результат, чем предвидел автор. Понятно, что не всегда этот результат может быть достаточно прост для непосредственной практической реализации. Например, если предложенное решение предполагает аппаратную реализацию алгоритмов, для этого, очевидно, требуются довольно значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом случае, возможно, при работе над диссертационной темой придется ограничиться лишь разработкой эскизного проекта, макета или технических предложений по реализации изделия с использованием доступных средств. Тем не менее, к разработке такого проекта следует относиться со всей серьезностью, ибо он должен убедительно доказать каждому, кто будет знакомиться с диссертацией, принципиальную возможность эффективной реализации этого проекта, образца или изделия. Нужно стремиться дать максимально реалистичную количественную оценку параметров проекта или изделия, по возможности доказать его экономическую эффективность, оправданность, полезность по сравнению с традиционными или ранее применявшимися образцами.

При разработке прикладных аспектов диссертации по техническим наукам следует обратить самое пристальное внимание на международные и государственные стандарты и иные нормативно-технические документы в рассматриваемой области. Современная техника настолько сложна, что ни одно изделие не может быть абсолютно новым, не может строиться «с нуля» - оно всегда учитывает существующую базу, использует созданные ранее наработки, соблюдает преемственность развития. Поэтому система международных и согласованных с ними национальных стандартов выступает в качестве своеобразного «законодательства» при разработке, проектировании и реализации любой новой техники. Особенно отчетливо это видно в сфере современных информационных технологий, в которых существуют десятки тысяч стандартов. Принято различать стандарты де-юре (оформленные в виде официальных документов, имеющих юридический статус) и стандарты де-факто (т.е. такие решения и технологии, которые хотя и не имеют статуса стандарта, но на самом деле являются общепризнанными и имеют очень большое значение при разработке технических изделий). Не исключено, что новая научная идея позволит предложить решение, которое впоследствии сможет претендовать на роль стандарта в той или иной области техники.




В подавляющем большинстве случаев диссертации по техническим наукам подразумевают в той или иной степени полезное использование полученных автором диссертации результатов в деятельности каких-либо предприятий, организаций, учреждений. Документом, подтверждающим это, обычно является «Акт о внедрении» либо «Акт об использовании результатов диссертационной работы», составляемый комиссией из числа сотрудников соответствующей организации, утверждаемый руководством организации и заверяемый печатью организации. В акте обязательно указывается тема диссертационной работы и фиксируется, в чем конкретно заключается полезный эффект, достигнутый при использовании результатов работы. Каждый акт составляется в двух или трех экземплярах, один из которых впоследствии подшивается в аттестационное дело.

Желательно, чтобы итогом третьего года обучения в аспирантуре явился завершенный черновик основной части диссертации, введения и заключения, список использованных источников, а также материалы, включаемые в приложения к диссертации.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: