Второй год обучения в аспирантуре

Второй год обучения в аспирантуре включает в себя обязательную самоподготовку по дисциплинам специальности и сдачу в конце года кандидатского экзамена по специальности. Кроме того, аспиранты очной формы обучения в течение первого и второго года обязаны пройти педагогическую практику. Зачет за педагогическую практику ставится заместителем заведующего кафедрой по учебной работе.

Основное внимание аспирант второго года обучения должен уделить получению теоретических и практических результатов, составляющих «ядро» его диссертации. Это непростая задача, и от удачного ее решения зависит успех работы в целом. Получение новых теоретических результатов – это всегда синтез некоторых новых знаний, проникновение в неизвестное и непредсказуемое, сопряженное с творческими усилиями. Здесь необходим определенный «дар предвидения», позволяющий, опираясь на известные результаты, выдвинуть новую научную идею, вокруг которой будет строиться вся последующая работа. Если такая идея окажется удачной и состоятельной, весь дальнейший план проведения исследования станет ясен – и останется только планомерно и систематически над ним работать.

В диссертациях по физико-математическим наукам, где основными предметами исследования являются математические объекты, новые научные результаты обычно формулируются в виде теорем, лемм и утверждений, для которых приводятся полные доказательства их справедливости. В диссертациях по техническим наукам новыми научными результатами могут являться методы или методики, алгоритмы или протоколы, которые потом реализуются какими-либо техническими способами (в вычислительной технике чаще всего речь идет об аппаратной или программной реализации). В технических науках методы описания, моделирования и исследования изучаемых объектов также чаще всего оказываются математическими, поэтому и здесь новые научные результаты также нередко формулируются в виде теорем и утверждений.

Поиск новой научной идеи – это всегда процесс творческий, поэтому здесь невозможно дать какие-либо готовые рекомендации. Можно лишь посоветовать попытаться идти по пути обобщения каких-либо уже известных результатов, изложенных в нескольких опубликованных другими авторами научных работах либо по пути более глубокого рассмотрения каких-либо интересных частных случаев уже известного общего результата. В других случаях получению нового теоретического результата предшествуют обширные экспериментальные исследования объекта, изучение закономерностей его поведения в тех или иных условиях, накопление статистических данных – только потом из них можно вывести новую аналитическую зависимость, пользуясь которой синтезировать новые технические объекты, обладающие более совершенными свойствами или большей экономической эффективностью.

Практика показывает, что в современной науке появление совершенно новой идеи, разработка новой концепции «с нуля» – явление крайне редкое. Подавляющее большинство новых научных результатов есть следствие долгого и планомерного развития научной мысли в определенном направлении.

В течение второго года обучения рекомендуется подготовить одну-две статьи с изложением основных теоретических и прикладных результатов, полученных за время работы над диссертацией, и (или) 2 – 3 тезисов докладов на конференции по специальности.

Весьма полезным для повышения научной квалификации аспиранта является участие в российских и международных конференциях, подготовка публичных выступлений на семинарах, симпозиумах, заседаниях кафедры и др. научных собраниях.

Минимальным итогом второго года обучения должен являться готовый черновик второй и третьей глав диссертации, включая доказательство или логическое обоснование теоретических результатов, выводы по главам, и примерный план-проспект всех оставшихся глав работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: