Урок как основная форма организации учебного процесса.
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах. Структурные элементы урока:
1. Организация начала урока — определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач урока формулировка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.
3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового.
4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
5. Закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний.
6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
|
|
7. Домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения.
8. Подведение итогов урока — выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы.
Существуют разные типологии урока.
Всякая классификация делается по какому-то одному основанию, а значит относительна, условна, односторонне характеризует явление.
Наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели (каждый из названных типов реализуется определенным сочетанием структурных элементов).
Урок изучения нового материала.
Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему (например, познакомиться с традиционными видами народных росписей).
Структура урока:
а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, иллюстративным материалом;
в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке;
д) подведение итогов урока.