В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.
В отличии от урока занятия в детском саду, с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности можно дифференцировать не только по типу (так же – занятия освоения нового, закрепления, повторения и т.п.), но и по виду.
Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.
|
|
Так, по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация).
По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.
По характеру выбора темы: на тему, предложенную учителем, и на свободную тему, выбранную ребенком.
По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.
Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры.
Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.
Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.
Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг, телевизионных передач; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).
|
|
Особо стоит остановиться на так называемых комплексных (интегрированных) уроках (занятиях), где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (слушание), художественно-речевая.
Таких уроков не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности к другому требует переключения внимания.
Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности б удет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства.
Чувство, переданное детям, способно рождать у них новые образы и влиять на замыслы.
Психологическим основанием этих методических рекомендаций может быть положение Л.С.Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. Чувство, эмоция стремятся воплотиться в образы. «Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.
Например, на уроке посвященном теме «Весна» важно вызвать у детей чувство радости от прихода весны, удивление от обновления природы и т.д. Художественное осмысление этого явления через музыкальные, поэтические, живописные образы усиливает чувства. Сплав представлений, чувств и поступков воспитывает устойчивое, глубокое нравственно-эстетическое отношение детей к природе.
Эффективно сочетание двух видов художественной деятельности. Это занятия по рисованию на тему музыкальных или поэтических образов. В этом случае музыкальный, поэтический, сказочный образы только основа для фантазирования, для создания изобразительного образа, своеобразный фон изобразительной деятельности. Обращение к ним в разных структурных частях занятия должно усиливать образное видение, чувства детей. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем от общения с искусством.
Главное, чтобы такой переход от одной деятельности к другой был естественным, неформальным, не задидактизированным, соответствовал настроению детей. Дети моментально чувствуют искусственность ситуации, так или иначе реагируют на это. Всякий формализм убивает интерес к такой деятельности, иногда на долгие годы. Поэтому объединять разные виды искусства может только учитель, хорошо чувствующий их, неравнодушный к теме, умеющий говорить с детьми ярко, просто, естественно, искренне, общаясь на равных, вызывая их чувства и сопереживая им.