Технология развития критического мышления

В российском образовании появилась в 1997 г. Авторы- американские ученее Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Это технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Цель – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, в т.ч. умении е работать информацией, принимать взвешенные решения; мений, позволяющих учиться самостоятельно.

Традиционный урок приоритет отдает образовательным целям, формирует преимущественно репродуктивное знание. В учебниках преобладает повествование и описание, т.е. господствует тот же репродуктивный подход. Технология развития критического мышления ориентирована прежде всего на развитие продуктивных умений, метакогнитивных способностей и умений учащихся: способность к самооценке, самоконтролю, умение планировать собственную деятельность.

Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление. Оно позволяет формировать вдумчивое отношении к тексту, рассматривать разные точки зрения, получать положительные эмоции от процесса обучения, т.к. дает возможность самореализации, найти собственный образовательный маршрут при изучении отдельных тем. Работа обращена прежде всего к личности, индивидуальности ученика.

Критическое мышление в контексте педагогической науки предполагает сформированность следующих рациональных способностей:

§ Умение активно работать с информацией: сбор, «активное чтение», анализ качества информации;

§ Рассмотрение ситуации (учебной задачи, проблемы) в целом, а не отдельных ее моментов

§ Выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов;

§ Выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, изменить свое мнение в зависимости от очевидного.

Достоинство технологии развития критического мышления в ее открытости. Авторы технологии при ее разработке опирались на различные современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами: дискуссионные, игровые, модели рефлексивного письма.

Важным является следование трем фазам:

1). Вызов, побуждение: ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет мотивирующим и активизирующим фактором для дальнейшей работы. Важнейшими функциями фаз вызова являются:

§ Информационная – вызов уже имеющихся знаний и опыта по теме. Если первоначальных знаний по изучаемому вопросу нет, то на стадии вызова работают вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова». Возможен вариант вызова при помощи ассоциаций, предположений.

§ Мотивационная: предъявляя свой опыт, мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», ждем получения на них ответов, а это всегда интересно ученику.

§ Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает ученику систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат «кластеры», линии сравнения в «концептуальной» или «сводной» таблицах.

§ Целеполагания: озвучивая свои вопросы к изучаемому материалу, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.

Приемы стадии вызова:

1. «Выглядит, как… Звучит, как…»

Прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, возникающие в связи с данным понятием. На стадии рефлексии происходит возвращение к данной таблице.

Таблица «ПМИ» и «ПМ»

Таблица «плюс-минус-интересно» или «Плюс-минус-вопрос». Таблица хороша, когда надо оценить достоинства и недостатки, положительные и отрицательные стороны личности, политики и т.п., ответить на проблемный вопрос («Рынок – самый перспективный тип экономики»? На стадии изучения нового материала можно дополнять и исправлять содержание таблицы, что позволяет увязать новую информацию с уже имеющейся и организовать активную работу с текстом. В дальнейшем такое осмысление информации позволит завязать дискуссию.

Таблица «Верные –неверные утверждения»

Если у учащихся опыта и знаний по теме нет или они отрывочны, возможно заполнение следующей таблицы:

Утверждения До После
чтения текста
Прозвищем Брейгеля было «мужицкий художник»    
Большое место в его творчестве занимают евангельские сюжеты    
Он утверждал: «Дело художника – писать по указке».    

На стадии рефлексии можно попросить дополнить список утверждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: