Электрофакельное устройство (ЭФУ, рис. 29) служит для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 20 °С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива через распылительное устройство факельных свечей, смешивании этих паров с воздухом и воспламенении. Возникший при этом факел подогревает поступивший в цилиндры воздух.
В электрическую схему ЭФУ входят: кнопка, сигнализатор включения ЭФУ, две факельные свечи, электромагнитный клапан, добавочный резисторс электротермическим реле, релевыключения факельных свечей. Кнопка и сигнализатор включения ЭФУ расположены на щитке приборов.
При включении ЭФУ ток проходит через добавочный резистор к факельным свечам и нагревает их. Через 1...2 мин замыкаются контакты электротермического реле резистора, загорается сигнализатор и включается электромагнитный клапан, который открывает доступ топлива к распылительному устройству факельных свечей.
|
|
При включении стартера контакты электротермического реле добавочного резистора закорачиваются и на факельные свечи подается полное напряжение аккумуляторных батарей.
Стартер, проворачивая коленчатый вал двигателя, обеспечивает подачу топлива от топливного насоса через открытый электромагнитный клапан на раскаленные свечи 2 (см. рис. 29). Образовавшийся во впускных коллекторах факел подогревает поступающий в коллекторы воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.
Рис.29. Электрофакельное устройство:
1 – коллектор впускной; 2 – свеча факельная; 3 – патрубок соединительный; 4 – трубка топливная; 5 – клапан электромагнитный; 6 – трубка топливная от ТНВД
После пуска двигателя и отключения стартера водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных коллекторах, держа включенной кнопку на щитке приборов.
Возможные неисправности электрофакельного устройства, их причины и способы устранения изложены в таблице 5.
Таблица 5
Возможные неисправности электрофакельного устройства
Признаки, причины неисправностей | Способы устранения |
Контрольная лампа не горит или загорается через большой промежуток времени | |
Разряжены аккумуляторные батареи. Перегорание контрольной лампы или нагревательного элемента свечи. Отсутствие контакта или неисправность в электрических цепях пускового устройства ЭФУ. | Зарядить аккумуляторные батареи. Заменить лампу или свечу. Проверить крепление проводов к клеммам, устранить неисправность. |
Стрелка амперметра не отклоняется | |
Перегорание спирали термореле. Перегорание нагревательных элементов свечей или отсутствие контакта в цепи. | Заменить термореле. Признаком перегорания спирали термореле является отсутствие напряжения на его выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на вводе при включенном ЭФУ. Заменить свечи или восстановить контакт. Признаком перегорания нагревательного элемента свечи является отсутствие напряжения на ее выводе при наличия напряжения на вводе при включенном ЭФУ. |
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда между отметками «О» и «50», одна из свечей холодная | |
Перегорание нагревательного элемента одной из свечей. | Заменить свечу. Перегорание нагревательного элемента свечи определяется на ощупь по ее нагреву после включения ЭФУ на 10...15 с. Замене подлежит холодная свеча. |
Стрелка амперметра зашкаливается | |
Замыкание свечи на «массу». Замыкание спирали термореле. | Заменить неисправную свечу. Признаком замыкания одной из свечей на «массу» является отсутствие зашкаливания стрелки амперметр при отсоединенном от левой или правой свечи проводе со стороны ее ввода при включенном ЭФУ. После устранения замыкания проверяется состояние изоляции электропроводки, работоспособность термореле, реле включения и блокировки выключателя «массы» и реле включения свечей на максимальное нагревание. Заменить термореле. Признаком замыкания спирали термореле является отсутствие зашкаливания стрелки амперметра при отсоединенном от термореле проводе со стороны кнопки включения ЭФУ при повторном включении последнего. |
Затруднен пуск двигателя | |
Разряжены аккумуляторные батареи. Нет факела в одной или обеих впускных трубах: из-за отсутствия подачи топлива; преждевременного включения контрольной лампы (свечи не успевают накаливаться). Отсутствует накал одной из свечей. | Зарядить аккумуляторные батареи. Проверить систему подачи топлива на герметичность, прочистить фильтры и жиклеры свечей. Перед включением стартера кнопку включения ЭФП держать не менее 1 мин. Если факел не загорается, проверить работу термореле. Заменить свечи в комплекте. |
Предпусковой подогреватель (рисунок 30, 31, 32) предназначен для разогрева двигателя автомобиля при отрицательных температурах окружающего воздуха.
|
|
В систему подогрева двигателя входят:
- котел 20 (рис. 30), расположенный на первой поперечине рамы автомобиля;
- насосный агрегат 8 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы), расположенный на правом лонжероне рамы автомобиля;
- топливный бачок 13 с краном 12;
- источник высокого напряжения и свеча 16;
- пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогрева топлива 1 (рис. 31), свечи 4, насосного агрегата 3 и электромагнитного клапана 2. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения;
- трубопроводы;
- патрубок подогрева масла.
Съемная горелка крепится к котлу болтами. На горелке установлены свеча 16 (см. рис. 30), электромагнитный клапан 17 в сборе с форсункой и электронагреватель 18 топлива.
Электромагнитный клапан включает или выключает подачу топлива к горелке. Форсунка, установленная в корпусе электромагнитного клапана, обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива. Электронагреватель нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска.
Топливный бачок содержит необходимый для работы подогревателя запас топлива. Он соединен топливопроводами с системой питания двигателя и при работе двигателя всегда заполнен топливом. При необходимости может быть заполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса двигателя.
|
|
Подогреватель работает следующим образом.
Топливный насос забирает топливо из бачка подогревателя и под давлением при открытом электромагнитном клапане впрыскивает его через форсунку в горелку, где распыленное топливо смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле жидкость. Под действием насоса жидкость циркулирует по трубопроводам, по блоку цилиндров и нижнему бачку радиатора в направлении, показанном стрелками на рис. 30.
Продукты сгорания топлива через газонаправляющий патрубок котла направляются под масляный картер двигателя и подогревают в нем масло.
Топливо фильтруется, проходя через фильтры в электромагнитном клапане и форсунке.
Рис.30. Система предпускового подогрева двигателя:
1, 2, 4, 9 – краны сливные; 3 – шланг воздухопровода электровентилятора; 5 – бачок нижний радиатора; 6 – трубка топливная от насосного агрегата к котлу; 7 – трубка топливная от бачка подогревателя к насосному агрегату; 8 – агрегат насосный; 10 – пробка заливной горловины; 11 – горловина заливная; 12 – кран проходной; 13 – бачок подогревателя; 14 – тягаподдона масляного картера; 15 – поддон масляного картера; 16 – свеча искровая; 17 – клапан электромагнитный; 18 – электронагреватель топлива; 19 –патрубок газонаправляющий; 20 – котел подогревателя
Рис.31. Пульт управления предпусковым подогревателем: выключатели: 1 – электроподогрева топлива; 2 – электромагнитного клапана; 3 – насосного агрегата; 4 – свечи | ||||
Рис.32. Клапан топливного насоса редукционный: 1 – болт топливопровода; 2 – угольник поворотный; 3, 8, 9, 13 – кольца уплотнительные; 4 – штуцер; 5, 7 – гайки; 6 – винт регулировочный; 10 – пружина; 11 – шарик; 12 – корпус топливного насоса; 14 – проставка; 15 – крышка топливного насоса | ||||
В таблице 6 приведены возможные неисправности предпускового подогревателя, их причины возникновения и способы устранения.
Таблица 6