double arrow

Классы испаряемости бензинов по ГОСТ Р51866–2002

Наименование показателя Значение для класса
А В С и С1 D и D1 E и E1 F и F1
1 Давление насыщенных паров (ДПН), кПа:
не менее 45,0 45,0 50,0 60,0 65,0 70,0
не более 60,0 70,0 80,0 90,0 95,0 100,0
2 Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:
70°С (И70) 20,0–48,0 20,0–48,0 22,0–50,0 22,0–50,0 22,0–50,0 22,0–50,0
100°С (И100) 46,0–71,0 46,0–71,0 46,0–71,0 46,0–71,0 46,0–71,0 46,0–71,0
150° (И150), не менее 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0 75,0
Конец кипения, °С, не выше            
Остаток в колбе, % (по объему), не более            
Максимальный индекс паровой пробки (ИПП) ИПП=10ДНП+7(И70)     С1 1050 D1 1150 E1 1200 F1 1250

Таким образом, требования к фракционному составу в отношении низкокипящих фракций противоречивы. С одной стороны, хорошая испаряемость для обеспечения пуска двигателя при низких температурах, с другой – образование паровых пробок и потери на испарение.

Для устранения этих противоречий, а особенно с учетом особенностей эксплуатации автотранспорта в районах России с резко отличающимися климатическими условиями автобензины по ГОСТу Р51866–2002 г. делятся на 10 классов, из которых два (А, В) – летние, четыре (С, D, Е, F) – зимние, и четыре переходных класса (С1, D1, E1, F1) по испаряемости (см. таблицу 1).

Пуск двигателя при низких температурах обеспечивается более высоким давлением насыщенных паров зимних классов бензинов и в меньшей степени показателем И70. Более «утяжеленные» летние классы (то есть содержащие меньше низкокипящих соединений) снижают вероятность появления паровых пробок в системе питания двигателя и потери бензина при хранении и транспортировке.

Для того чтобы исключить при переходе от использования летних классов на зимние и наоборот нежелательные последствия, связанные с высокой испаряемостью бензина, используются бензины переходных классов, для которых в ГОСТе установлен показатель, называемый индексом испаряемости или максимальным индексом паровой пробки (ИПП):

ИПП = 10×ДНП + 7× (И70) (1)

где ДНП – давление насыщенных паров, кПа; И70 – количество топлива, испарившегося при 70°С, %.

С учетом климатических особенностей регионов России ГОСТ Р 1866–2002 рекомендует по месяцам периоды использования соответствующих классов бензинов.

Например, по Северо-Западному региону:

- Архангельской области с 01.06 по 15.09 (3,5 мес.) – бензин класса С, с 15.09 по 31.10 (1,5 мес.) – переходный класс F1, с 01.11 по 30.04 (6 мес.) – зимний класс F; с 01.05 по 01.06 — класс F1;

- в Вологодской области с 01.05 по 30.09 (5 мес.) – зимний класс С, с 01.04 по 30.04 и с 01.10 по 31.10 (1 мес. и 1 мес.) – класс Е1; с 01.11 по 31.03 (5 мес.) – зимний класс Е;

- в Ленинградской области с 01.05 по 30.09 (5 мес.) – летний класс В, с 01.04 по 30.04 и с 01.10 по 31.10 (1 мес. и 1 мес.) – класс D1(с 01.11 по 31.03 (5 мес.) – зимний класс D.

Обращает на себя внимание тот факт, что в северных районах даже летом рекомендуется использовать зимние классы бензинов.

Доля отгона бензина при 100°С связана с такой характеристикой двигателя, как скорость (время) прогрева. Время прогрева – промежуток времени от начала пуска до достижения нормального температурного режима – оказывает чрезвычайно сильное влияние на износ двигателя. Износ при запуске холодного двигателя эквивалентен износу при пробеге в несколько десятков, а при использовании бензина с низким значением И100 – даже сотен километров. Чем короче время прогрева, тем ниже расход бензина и меньше износ двигателя. Достаточно высокое значение И100 означает, что при пуске двигателя бензина начинает испаряться столько, что выделяющееся при сгорании паров тепло быстро нагревает двигатель.

Деление бензинов по классам позволяет избежать образование паровых пробок до +60°С и осуществлять пуск двигателей при температурах –35°С и ниже.

«Тяжелые», то есть высококипящие, фракции бензинов могут не успеть полностью испариться и попадают в цилиндр в жидком виде. В результате смывается масло с трущихся поверхностей, а сам бензин сгорает не полностью. Все это снижает мощность двигателя, увеличивается образование нагара, что инициирует калильное зажигание и даже детонацию, то есть нарушает нормальную работу двигателя. Следовательно, налицо высокий износ и низкая экономичность. Полнота испарения в двигателе определяется значением И150 и температурой конца кипения tк.к.. Чем больше И150 и ниже tк.к., тем полнее испаряется топливо и тем лучше бензин с точки зрения его влияния на экономичность и износ двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: