Фракционный состав бензина отражает зависимость количества испарившегося бензина от температуры. Фракционный состав является одной из важнейших характеристик бензина, так как с ним связаны такие показатели, как смесеобразование, а значит, запуск двигателя, скорость его прогрева, износ и экономичность работы, вероятность образования паровых пробок, потери на испарение.
Для обеспечения соответствующих этим характеристикам физико-химических показателей в ГОСТ Р 51866–2002 г. установлены следующие параметры: интервал давления насыщенных паров бензина (содержание паров топлива в воздухе, при котором устанавливается равновесие между паровой и жидкой фазой) при стандартных условиях (в данном случае t = 38°С); объемная доля бензина, испарившегося при его нагревании до 70°С (И70), 100°С (И100) и 150°С (И150), температура конца кипения. Эти показатели приведены в таблице 1. (Прежде в ГОСТах и ТУ использованы значения температуры начала и конца кипения, температуры, при которых испаряется 10,50 и 90 % бензина. В ГОСТ Р-51105-97 также введены дополнительные показатели по давлению насыщенных паров, И70, И100 и И180, установлено разделение на 5 классов по сезонности применения. Однако в этом стандарте более узкие интервалы показателей по сравнению со стандартом 2002 г. делают бензины менее надежными при пуске двигателя и увеличивают продолжительность прогрева.
Фракционные показатели бензина можно установить как пусковые, рабочие и концевые.
Зимой при больших содержаниях низкокипящих фракций (а значит, хорошей испаряемости) в холодном двигателе должно образовываться достаточно паров бензина, чтобы рабочая смесь воспламенилась. Однако в таком случае возрастает риск появления в бензопроводе паровых пробок в летний период. Образование паровых пробок приводит к тому, что в двигатель поступают пары, а не сам бензин, рабочая смесь сильно обедняется, теряется мощность, пуск затруднен или двигатель останавливается. Помимо этого, бензины с большим содержанием низкокипящих фракций отличаются значительными потерями при транспортировке и хранении из-за высокой испаряемости.
Таблица 1