Наименование показателя | Норма экологических показателей | |||
отечественные | зарубежные | |||
действующие ГОСТ 305-82 | перспективные | действующие EN 590 | перспективные | |
Цетановое число | Л-49 З-45 | Л-49 З-45 | Комиссия ЕС-51 АСЕА-58 | |
Содержание серы, не более, % массы. | ГОСТ 305-82 0,2%; 0,5% | 0,05% | 0,05% | Комиссия ЕС-0,035% АСЕА-0,030% |
ТУ Л-0,05% З-0,1% | ||||
Ароматические углеводороды, % массы. | – | 20% | 20% | 10% |
ТУ Л-20% З-10% |
Выполнение ужесточенных требований к экологической безопасности топлив с помощью гидродеструкции приводит к ухудшению их смазывающих свойств и повышению коррозионной активности (в связи с удалением из топлив поверхностно-активных веществ, образующих защитную пленку на металле). В связи с этим разработаны новые требования, в соответствии с которыми введены новые показатели качества - коррозионная активность в отношении меди и смазывающая способность (ТУ 38.401–58–296–01).
Ассортимент дизельных топлив
Дизельные двигатели применяются не только в автомобильном транспорте, а дизельные топлива используются на всех быстроходных дизельных и газотурбинных двигателях.
В настоящее время показатели дизельных топлив регламентируются ГОСТом 305–82 и рядом ТУ. Однако ассортимент топлив расширяется благодаря улучшению некоторых показателей по ТУ, прежде всего по экологической безопасности. Выпускается три основные марки дизельного топлива – Л, З и А, применение которых рекомендуется ГОСТом в зависимости от условий эксплуатации:
Л – летнее, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;
З – зимнее, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –20°С и выше (с температурой застывания не выше –35°С) и для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –30°С и выше (с температурой застывания не выше –45°С);
А – арктическое, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –50°С и выше (температура застывания ниже –55°С).
В силу климатических особенностей России в северных регионах даже летом используют зимнее, а зимой арктическое дизельное топливо.
По содержанию серы дизельное топливо подразделяется на два вида:
I вид – массовая доля серы не более 0,2 %;
II вид – массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).
В последние годы освоено производство дизельных топлив «экологически чистых» с содержанием серы не более 0,05 % для летних и 0,1 % для зимних.
Топливо I вида выпускается двух сортов – высшего и первого.
Основные показатели дизельных топлив, соответствующие требованиям стандартов, приведены в таблице 6.
Таблица 6