Дом и обстановка

Произведение искусства теперь можно воспроизвести: репродуцировать пейзаж, фигуру, рисунок с помощью фотографии, полиграфии. Замысел может быть реализован в бесчисленном количестве копий. Изображение становится дешевым, взаимодействие форм и вкусов – быстрым и легким.

Буржуазия сменяет аристократические и церковные круги в роли основного потребителя художественной продукции. Это предприимчивый и динамичный класс, который изменил структуру общества.

Англичанин Генри Коул (1808-1882) первый осознал необходимость сотрудничества искусства и промышленности. Появляется новая эстетическая восприимчивость повседневных жизненных ценностей и их украшения. Трактат «Искусства и ремесла сегодня, 1889, Уильяма Морриса: «Не применяя искусства к предметам повседневного использования, вы получите не только невыразительную продукцию, но и продукцию, которая на каждом шагу вашей материальной жизни и своего «прогресса» будет вести к вымиранию человечества». Следствие идеи: декор как неотъемлемая часть предметного мира; внимание к предметам домашнего обихода. Чарльз Роберт Эшби (1863-1942) основал Школу ремесел в Лондоне (1888). Это период закладывания основ функциональной эстетики промышленной продукции, которая получает развитие в ХХ веке.

В 19 веке новая полиграфическая техника стимулирует развитие таких форм изобразительного искусства как гравюра, офорт, литография. Литография – полиграфический продукт, введенный в употребление Алоисом Сенефельдером еще в 1796 году. Гойя был одним из первых художников, который обратился к этой технике. Эжен Делакруа создал серию «Гамлет», Жерико – автор «Лошадей в конюшне», Мане знаменит «Скачками» и «Кошачьим рандеву», Тулуз-Лотрек сделал более 30 литографий и др. Использование цвета в технике литографии – хромолитография (1837) – способствует расцвету нового жанра – афиши. Олеография – система печати, введенная в 1822 году Липманом, - использовала хромолитографическую технику в рельефной печати (тиснение) для имитации поверхности холста и выпуклости мазков.

Первые иллюстрированные периодические издания появляются в 1840 году. Особым успехом пользовались рисунки Оноре Домье, Гюстава Доре, Поля Гаварни для журналов «Карикатюр» и «Шаривари», которые послужили образцом для множества изданий Европы. В 1850 году Ипполит Физо делает первую попытку печати с дагерротипа. Над проблемой перенесения рисунка трудились Розе-Жозеф Лемерсье, Альфонс Пуатвен, Вальтер Бентли Вудбери и многие другие. Первые марки вышли в Англии в 1840 году с изображением королевы Виктории (Г. Корбаулд, Ф. и К. Харты).

Английский керамист Томас Вэджвуд и химик Хемпри Дэви одни из первых, кто пытался реепродуцировать изображения фотографически. Ученый Джон Фредерик Гершель (1792-1871) ввел в употребление термин фотография. Открытия Тальбота и Дагерра создали предпосылки для получения изображения фотохимическим способом. В 1839 году Парижская Академия официально признала первенство в изобретении фотографии за Дагерром. Портрет – первая сфера использования фотограяии. Наиболее интересные имена: Клоде, Вайан, Дерюсси. В 1843 году художник-пейзажист Дэвид Октавиус Хилл обращается за помощью к фотографу Роберту Адамсону, чтобы написать картину с изображением 400 лиц. Фотография используется для антропологии, документации археологических находок и многого дркгого. Научная фотография оказала серьезное влияние на художественное творчество ХХ века. Натуралистическая абстракция Пауля Клее связана с микроскопией, а хронофотография, стремящаяся передать динамику, послужила основой для многих открытий футуризма и кубизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: