Художники – помпьеры

В 19 веке многообразие тем пополнилось так называемым официальным искусством, процветавшим во второй половине столетия. Выражая интересы окрепшей буржуазии, новых государств и великих европейских держав, оно дало миру произведения различного уровня, отличающиеся абсолютной наглядностью.

Политика покровительства, проводимая государством, Церковью и буржуазией с 30-х годов до конца 19 столетия привела к расцвету декоративной настенной живописи, Академии и жанров, поддерживаемых ею, выставочных салонов и усилению роли художника как рупора государственных институтов. Искусство призвано было быть символом могущества буржуазии и отражать ее общественное положение. Союз между художниками и государственными учреждениями вернулся с римским опытом назарейцев. Принципы: дидактика и национализм, легли в основу официальной живописи. Примеры: Мюнхен периода Людвига 1, Берлин Фридриха Вильгельма Ш. Назареец Петер Корнелиус создал дидактические фрески в общественных зданиях. Англия, представители общественного искусства: Уильям Дайс (1806-1864), Дэнил Маклайз (1806-1870), Ричард Редгрейв (1804 –1888), Джон Тенниел (1820-1914).

Во Франции классицизм вновь стал отражением национальной политической идеологии: Эрнест Мессонье (1815-1891) прославляет Бонапарта, Пьер Пюви де Шавана (1824-1898)в своих фресках (Амьен, Марсель, Париж) исторических сюжет превращает в идеограмму в общем ритме торжества (предвестник символического искусства). В этот период появляется эстетическое течение второй половины 19 века – «искусство для искусства»: Томан Армстронг (1832 –1911) и Рэндольф Калдекотт (1846-1896) – росписи в Бэнк-холл в Дербишире.

В жизни художников серьезную роль стали играть ежегодные выставки в Парижском Салоне и Королевской Академии в Лондоне. Результатом стало распространение «академического стиля». Представители: Орас Верне, Эрнест Мессонье, Александр Кабанель, Жан_Леон Жером, Вильям Бугеро. По признанию Бугеро: «Каждая моя минута стоит сто франков».

Церковь, поддерживаемая политикой реставрации, поощряет морализаторское искусство. Пропаганда новой догмы о Непорочном Зачатии Девы Марии и о непогрешимости папы Римского. Меценатство становится популярным среди среднего класс Англии, который получает все большее политическое влияние.

Музей становится новым официально утвержденным храмом искусства: Люксембургская Королевская галерея (1818-1939), залы Лувра, Историческая галерея в Версале, Берлингтонский Дом, Национальная галерея в Лондоне, музей Прадо в Мадриде, Художественно- исторический музей в Вене, Государственный музей в Амстердаме.

Художники – помпьеры (франц. pompe – пышность) – французские художники второй половины 19 века, находившиеся под влиянием академической школы. Их обнаженные богини безупречно сложены, красивы и привлекательны, чувственны и соответствуют представлениям того времени о красоте. Все они представляют один и тот же образ совершенной женской красоты, созданной по эстетическим канонам, как аллегория, но не имеют индивидуальности и характера.Главный меценат – государство, которое покровительствует художникам. Для романтической живописи характерно изображение «мифологического» прошлого, но художники викторианской эпохи и помпьеры изображают современность. Используя исторические сюжеты, восточные аллегории и античность. Академическая живопись все более сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Основная тематика - любовь. Характеристика нового стиля: гладкая поверхность картины, ни одного неровного мазка. Для исторических картин характерна достоверность изображаемого. Тщательно изучаются исторические документы и детали эпохи. Отточенность техники была важна сама по себе и служила моральным критерием, обращала внимание на серьезность, усердие и тяжелую работу художников. Чистая, гладкая поверхность служила доказательством добросовестности, усердия и профессионализма. Для буржуазного зрителя это был гарант качества. Количество времени, потраченного на работу, важный фактор при оценке произведения. Отсюда – огромные полотна.

Примеры: архитектура – Джорж Эйчисон (1825 – 1910), проект дворца с экзотическим вестибюлем, украшенный персидскими образцами и небольшим мозаичным фонтаном \Вальтер Крейн (1845-1915), Рэндольф Калдекотт \, для Лейтона. Сэр Лоуренс Алма-Тадем (1836-1912) украшает студии декорациями в духе Помпеи и панелями немецкого изготовления. Мессонье строит дворец в неоренессансном стиле на Пляс Мальзерб в Париже.

Живопись: Дэвид Уарк Гриффит, «Нетерпимость». Вильям-Адольф Бугеро «Рождение Венеры». Жан-Андре Риксан «Смерть Клеопатры». Мессонье «Сражение при Фриланде». Мариано Фортуни и Карбо «Битва при Тетуане». Тома Кутюр «Римляне эпохи упадка».

Очевиден упадок академической живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: