Реализм 19 века

Одновременно с первыми признаками кризиса романтизма в изобразительном искусстве рождается новая тенденция: пристальное внимание к окружающему миру – природе, общественным отношениям, индивидуальным особенностям человека, общества, края. Так рождается новый реализм, который в разных странах принимает различные формы.

Реализм зародился во Франции на волне революций 1830 и 1848 годов. В период Второй Империи и в 1870-1880 годах пошел на убыль. Реализм охватил всю Европу, Россию Александра П и Викторианскую Англию. Дата утверждения реализма – 1855 год; когда Гюстав Курбе (1818-1877) открыл в Париже построенный на собственные деньги Павильон реализма, в котором выставил более 40 собственных полотен («Похороны в Орнане», «Мастерская художника»). Во Флоренции в кафе «Микеланджело» начали встречаться итальянские художники-реалисты («маккьяйоли» - пачкуны). Эдмон Дюранти – французский писатель и искусствовед выпускает журнал «Реализм». Флобер пишет «Мадам Бовари», Шамфлери публикует труд «Реализм». Реальность (по Шамфлери) – это не раз и навсегда зафиксированное определение, а нечто неопределенное и изменчивое; она представляет сочетание противоречивых элементов, которые, будучи собраны в одно сложное целое, являют собой бесконечное природное и социальное многообразие и превращаются в отражение определенной эпохи.

Динамика реализма в живописи. С появленим Альбрехта Альтдорфера (1480-1538) пейзаж становится одной из основных форм выражения космического чувства Вселенной. В картине «Битва Александра» (1529) солнце словно прожигает клубящийся мрак, олицетворяя собой божественную, светоносную сущность Александра Македонского, громящего врага. Противопоставление черных туч и пронзающих мрак лучей, борьба света и тьмы достигает в картине апогея и знаменует решающее сражение между духом и силами зла. В мифологических композициях Клода Лоррена (1600-1682), в свечении, которое рождается в центре картины и подчиняет всю композицию единому настроению, можно предугадать Тёрнера. Живописная поэтика уступает место поэтике возвышенного. На смену классической концепции истории как существующего порядка и очистительной гармонии с природой приходит концепция хаоса, апокалиптических видений и трансцендентности. На картине Тёрнера «Дождь, пар и скорость» изображен состав, мчащийся сквозь волны утреннего света по мосту, очертания которого угадываются лишь благодаря намеченной перспективе парапета. Мост окружен сверкающим маревом дождя, в котором тонет все. Тёрнер лепит форму только с помощью цвета и света. Художник переносит реальные события в зыбкий мир четырех стихий, которые пробуждают к жизни первобытные силы. Настоящее растворяется в прошлом, частное становится всеобщим, разрастается до размеров вневременного символа («Пожар во дворце Парламента»). Нефигуративное искусство нашего времени переживает на более высокой ступени тёрнеровские опыты со светом. Творения Пауля Клее,в которых рисунок сведен к минимуму на огромном мерцающем пространстве полотна), работы Альберто Бурри, горящие цветовые пятна на глухом темном фоне, неоновые композиции Лучо Фонтаны. Маттиа Морени (1920) дойдет до неистовства в стремлении быть естественной и оставит на полотнах цветовые потоки и сгустки чистых красок («Живая природа»).

Литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: