Образование и наука

Имени Н. А. Римского-Корсакова»

Методическое пособие

по

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ОД.02.01

Краткий курс лекций

преподаватель Солодкова Т.М.

2014 г.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА РОССИИ 1991—2003 ГГ

ПОСОБИЕ, ЧАСТЬ 3

ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны... 2

1. Общая характеристика эпохи.................

2. Образование и наука.......................

3. Литература. Музыка. Театр...................

4. Живопись и архитектура....................

ЛЕКЦИЯ № 13. Советская культура 1950—1980х гг...... 4

1. Особенности культуры изучаемого периода............

2. Образование и наука.......................

3. Литература.................................

4. Общественная мысль. Уровень жизни.........

5. Живопись..................................

6. В кругах творческой интеллигенции...........

7. Архитектура и скульптура....................

ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991—2003 гг.....9

1. Общая характеристика периода...............

2. Образование и наука........................

3. Литература, кино, театр. СМИ................

4. Живопись, архитектура и скульптура..........

Пособие по дисциплине История мировой культуры предназначено для студентов музыкального училища им. Н.А. Римского - Корсакова. Оно содержит

Краткий конспект лекций, соответствующий тематическому плану. Информация, приведенная в пособие, не является исчерпывающей, но позволяет структурировать знания при подготовке к тестированию и зачетам. Дополнительный материал имеется на сайте преподавателя http://imk-solo.ucoz.ru, и кабинете ИМК в электронной форме.

Студенты могут использовать при выборе тем для самостоятельных и творческих работ.

ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны

Общая характеристика эпохи

Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бумаги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся промышленность срочно переводилась на военные рельсы, разрушались строения и города. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в странах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе

с фашизмом.

Образование и наука

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3 лет. Однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль играла Академия педагогических наук

РСФСР (глава В. П. Потемкин, создана в 1943 г.). Война изменила мирную направленность научных работ. 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений. В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. При эвакуации они сохранили свои научные коллективы. Организующим ядром ученых страны оставался президиум АН СССР, эвакуированный в Свердловск. Тематика научных исследований была сосредоточена на следующих направлениях:

1) разработка военно-технических проблем;

2) научная помощь промышленности;

3) мобилизация сырьевых ресурсов.

В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Благодаря геологам А. Е. Ферсману, В. А. Обручеву и другим, были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии. Большие успехи были достигнуты и в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Крупные проблемы решали ученые медики. Но в тюрьмах

и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др. С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники. Значительным был и вклад ученых математиков:

1) П. С. Александрова;

2) И. М. Виноградова.

Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противоминной защиты кораблей. В годы войны плодотворно трудились творцы замечательной советской боевой техники и вооружений. В ходе вооруженной борьбы шло качественное непрекращающееся совершенствование артиллерийских систем и самолетов (авторы В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин и др). Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров Уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно

артиллерийскими установками. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову и др. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил2.

Литература. Музыка. Театр

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на «полноценные» и «неполноценные» являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов. В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика. Авторы во многом освободились от стереотипов предвоенных лет, их произведения стали ближе, понятнее людям. Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди меня» К. М. Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали

из рук в руки. Выдающимся произведением стала поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажей народных сказаний. В войне побеждал человек самостоятельно мыслящий, человек независимых суждений, поступков, ощутивший глубокую связь с историей своего народа.

Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и др. Патриотическая тема стала ведущей и в документальном и художественном кинематографе. На фронтах в годы войны находилось около 150 кинооператоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: