АНАЛИЗ ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ
Составитель – Е. Е. Тихомирова
Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО «НГПУ» в качестве учебно-методического пособия
Новосибирск 2014
УДК 81(075.8) + 81’22(075.8)
ББК 81.0я73-1
А[S1]
| Одобрено к печати Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «НГПУ»
|
Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития НГПУ на 2012–2016 гг.
Рецезенты:
кафедра теории, истории культуры и музеологии ФГБОУ ВПО «НГПУ»;
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «НГПУ»
Е. В. Головенкина
А
| Анализ текстов культуры: учебно-методическое пособие / сост. Е. Е. Тихомирова; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 277 с.
ISBN
|
Учебно-методическое пособие «Анализ текстов культуры» предназначено для студентов, изучающих курс «Техники анализа текстов культуры» и курс семиотики. Оно способствует развитию и совершенствованию коммуникативной, межкультурной компетенций; овладению лингвокультурой России, способствующей адекватному восприятию роли русской культуры в истории русского и мирового культурного пространства; формированию антропоцентрически ориентированного знания о языке и культуре, как способе передачи социокультурной информации и формировании национальных картин мира.
Книга предназначена для культурологов, историков культуры, филологов, аспирантов, магистрантов, студентов гуманитарных специальностей и всех интересующихся проблемами культуры и языка.
ISBN
УДК 81(075.8) + 81’22(075.8)
ББК 81.0я73-1
© Тихомирова Е. Е., составление, 2014
© ГБОУ ВПО «НГПУ», 2014
СОДЕРЖАНИЕ[S2]
1.Материалы лекций…………………………………………..
|
| | 1.1.Язык и культура как кодирующие знаковые системы
|
| | 1.1.1.Культура как кодирующая знаковая система….
|
| | 1.1.2.Культурные универсалии как основа анализа текста культры………………………………………………...
|
| | 1.1.3.Вербальные коды русских азбук………………..
|
| | 1.2.Системный и когнитивный взгляд на текст
культуры……………………………………………………….
|
| | 1.2.1. Универсалия и архетип в культуре и языке…
|
| | 1.2. 2. Когнитивный подход к тесту…………………..
|
| | 1.2.3. Концепт в культуре……………………………..
|
| | 1.2.4. Бинарная оппозиция как средство
декодировки текста……………………………………………
|
| | 1.2.5. «Путешествие» как базовый концепт
культуры……………………………………………………….
|
| | 1.3. Визуальный поворот в культуре и проблема
интерпретации визуального текста…………………………..
|
| | 1.3.1. Визуализация в культуре……………………….
|
| | 1.3.2. Визуализация в театральном искусстве……….
|
| | 1.3.3. «Зойкина квартира» М. А. Булгакова как
пример разнообразных авторских интерпретаций………….
|
| | 2. Хрестоматия ………………………………………………..
|
| | 2.1. Текст как единица семиотики………………………..
|
| | 2.1.1. Понятие текста в культуре……………………
|
| | 2.1.2. Ю. М. Лотман о семиотике текста……………..
|
| | 2.1.3. Ю. М. Лотман о тексте как системе……………
|
| | 2.1.4. М. М. Бахтин о проблеме текста……………….
|
| | 2.2. Текст и нарратив………………………………………
|
| | 2.2.1. К. Аймермахер о знаке, тексте и культуре…….
|
| | 2.2.2. Нарратив: альтернативная парадигма………….
|
| | 2.3. Визуальные тексты……………………………………
|
| | 2.3.1. Анализ произведения изобразительного
искусства………………………………………………………
|
| | 2.3.2. Ю. М. Лотман о семиотике кино и проблемах киноэстетики…………………………………………………..
|
| | 3. Материалы самостоятельной работе студентов………….
|
| | 3.1. Анализ визуальных текстов…………………………..
|
| | 3.1.1. План анализа визуального текста………………
|
| | 3.1.2.Задания для анализа визуальных текстов………
|
| | 3.2. Анализ монументальной живописи………………….
|
| | 3.2.1. План анализа монументальной живописи……..
|
| | 3.2.2. Задание для анализа монументальной
живописи………………………………………………………
|
| | 3.3. Анализ скульптуры……………………………………
|
| | 3.3.1. План анализа скульптуры………………………
|
| | 3.3.2. Задание для анализа скульптуры………………
|
| | 3.4. Анализ станковой скульптуры……………………….
|
| | 3.4.1. План анализа станковой скульптуры…………..
|
| | 3.4.2. Задание для анализа станковой скульптуры…..
|
| | 3.5. Анализ литературного текста………………………...
|
| | 3.5.1. Анализ прозаического текста…………………..
|
|
| 3.5.2. Задания для анализа прозаического текста……
|
|
| 3.5.3. Схема анализа лирической поэзии……………..
|
|
| 3.5.4. Задания для анализа лирической поэзии………
|
| | 3.5.5. Схема анализа эпической прозы……………….
|
| | 3.5.6. Задания для анализа эпической прозы ………..
|
| | 3.6. Анализ кинотекста…………………………………….
|
| | 3.6.1. План анализа кинотекста……………………….
|
| | 3.6.2. Задание для анализа кинотекстов……………...
|
| | 3.7. Анализ музыкальных текстов………………………..
|
| | 3.7.1. План анализа музыкального текста……………
|
| | 3.7.2. Задание для анализа музыкальных текстов……
|
| | | | | |
|
МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАК КОДИРУЮЩИЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ