АНАЛИЗ ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ
Составитель – Е. Е. Тихомирова
Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО «НГПУ» в качестве учебно-методического пособия
Новосибирск 2014
| УДК 81(075.8) + 81’22(075.8) ББК 81.0я73-1 А[S1] | Одобрено к печати Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «НГПУ» |
Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития НГПУ на 2012–2016 гг.
Рецезенты:
кафедра теории, истории культуры и музеологии ФГБОУ ВПО «НГПУ»;
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «НГПУ»
Е. В. Головенкина
| А | Анализ текстов культуры: учебно-методическое пособие / сост. Е. Е. Тихомирова; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 277 с. ISBN |
Учебно-методическое пособие «Анализ текстов культуры» предназначено для студентов, изучающих курс «Техники анализа текстов культуры» и курс семиотики. Оно способствует развитию и совершенствованию коммуникативной, межкультурной компетенций; овладению лингвокультурой России, способствующей адекватному восприятию роли русской культуры в истории русского и мирового культурного пространства; формированию антропоцентрически ориентированного знания о языке и культуре, как способе передачи социокультурной информации и формировании национальных картин мира.
Книга предназначена для культурологов, историков культуры, филологов, аспирантов, магистрантов, студентов гуманитарных специальностей и всех интересующихся проблемами культуры и языка.
ISBN
УДК 81(075.8) + 81’22(075.8)
ББК 81.0я73-1
© Тихомирова Е. Е., составление, 2014
© ГБОУ ВПО «НГПУ», 2014
СОДЕРЖАНИЕ[S2]
| 1.Материалы лекций………………………………………….. | | | | 1.1.Язык и культура как кодирующие знаковые системы | | | | 1.1.1.Культура как кодирующая знаковая система…. | | | | 1.1.2.Культурные универсалии как основа анализа текста культры………………………………………………... | | | | 1.1.3.Вербальные коды русских азбук……………….. | | | | 1.2.Системный и когнитивный взгляд на текст культуры………………………………………………………. | | | | 1.2.1. Универсалия и архетип в культуре и языке… | | | | 1.2. 2. Когнитивный подход к тесту………………….. | | | | 1.2.3. Концепт в культуре…………………………….. | | | | 1.2.4. Бинарная оппозиция как средство декодировки текста…………………………………………… | | | | 1.2.5. «Путешествие» как базовый концепт культуры………………………………………………………. | | | | 1.3. Визуальный поворот в культуре и проблема интерпретации визуального текста………………………….. | | | | 1.3.1. Визуализация в культуре………………………. | | | | 1.3.2. Визуализация в театральном искусстве………. | | | | 1.3.3. «Зойкина квартира» М. А. Булгакова как пример разнообразных авторских интерпретаций…………. | | | | 2. Хрестоматия ……………………………………………….. | | | | 2.1. Текст как единица семиотики……………………….. | | | | 2.1.1. Понятие текста в культуре…………………… | | | | 2.1.2. Ю. М. Лотман о семиотике текста…………….. | | | | 2.1.3. Ю. М. Лотман о тексте как системе…………… | | | | 2.1.4. М. М. Бахтин о проблеме текста………………. | | | | 2.2. Текст и нарратив……………………………………… | | | | 2.2.1. К. Аймермахер о знаке, тексте и культуре……. | | | | 2.2.2. Нарратив: альтернативная парадигма…………. | | | | 2.3. Визуальные тексты…………………………………… | | | | 2.3.1. Анализ произведения изобразительного искусства……………………………………………………… | | | | 2.3.2. Ю. М. Лотман о семиотике кино и проблемах киноэстетики………………………………………………….. | | | | 3. Материалы самостоятельной работе студентов…………. | | | | 3.1. Анализ визуальных текстов………………………….. | | | | 3.1.1. План анализа визуального текста……………… | | | | 3.1.2.Задания для анализа визуальных текстов……… | | | | 3.2. Анализ монументальной живописи…………………. | | | | 3.2.1. План анализа монументальной живописи…….. | | | | 3.2.2. Задание для анализа монументальной живописи……………………………………………………… | | | | 3.3. Анализ скульптуры…………………………………… | | | | 3.3.1. План анализа скульптуры……………………… | | | | 3.3.2. Задание для анализа скульптуры……………… | | | | 3.4. Анализ станковой скульптуры………………………. | | | | 3.4.1. План анализа станковой скульптуры………….. | | | | 3.4.2. Задание для анализа станковой скульптуры….. | | | | 3.5. Анализ литературного текста………………………... | | | | 3.5.1. Анализ прозаического текста………………….. | | | | 3.5.2. Задания для анализа прозаического текста…… | | | | 3.5.3. Схема анализа лирической поэзии…………….. | | | | 3.5.4. Задания для анализа лирической поэзии……… | | | | 3.5.5. Схема анализа эпической прозы………………. | | | | 3.5.6. Задания для анализа эпической прозы ……….. | | | | 3.6. Анализ кинотекста……………………………………. | | | | 3.6.1. План анализа кинотекста………………………. | | | | 3.6.2. Задание для анализа кинотекстов……………... | | | | 3.7. Анализ музыкальных текстов……………………….. | | | | 3.7.1. План анализа музыкального текста…………… | | | | 3.7.2. Задание для анализа музыкальных текстов…… | | | | | | | | |
МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИЙ
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАК КОДИРУЮЩИЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ