1. Стихотворения: А. С. Пушкин «Пророк», «Анчар», «Песнь о вещем Олеге», «Воспоминание», «К Чаадаеву», «Кавказ», «Зимняя дорога», «Осень», «Я памятник себе воздвиг...», «Я помню чудное мгновенье», «Пора, мой друг, пора...» и др.; М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Утес», «Бородино», «Парус», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» и др.; стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А.Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, Н. А.Заболоцкого, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой и других поэтов (по выбору студентов).
2. Басни: И. А.Крылов «Волк на псарне», «Квартет», «Волк и ягненок», «Осел и Соловей», «Ворона и лисица».
3. Драматургия: А. С. Грибоедов Торе от ума», А. С. Пушкин «Маленькие трагедии».
Задание 1.
Какова, на Ваш взгляд, основная тема стихотворения?
В какой мере языковые средства, используемые поэтом, подчинены раскрытию темы?
Проанализируйте лексику стихотворения. Найдите ключевое слово произведения. Проанализируйте лексику, передающую состояние человека, его чувства. Прокомментируйте употребление книжной и архаической лексики.
Проанализируйте синтаксическую структуру произведения.
Охарактеризуйте особенности композиции стихотворения.
Охарактеризуйте образную систему стихотворения. Особое внимание обратите на детализирующие эпитеты. Какой частью речи они, по преимуществу, выражены?
Обобщите Ваши наблюдения и сделайте, полный анализстихотворения.
Ф.И.Тютчев
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, –
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;
Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
Начало сентября 1866