Задания для анализа прозаического текста

Проза (произведения малой формы): рассказы А.П.Чехова, А.И. Куприна, И.А.Бунина, К.Г.Паустовского, В.М.Шукшина, М.А. Шолохова («Судьба человека») и др.

Проза (произведения крупной формы): романы Л.Н.Толстого, О.М.Достоевского, М.А.Шолохова («Тихий Дон») и др. (выборочный анализ).

Переводная литература (по выбору студентов).

Схема анализа лирической поэзии

Выявить и осмыслить лирическую ситуацию стихотворения (определить исходную позицию лирического героя в мире; выявить, если есть, смену таких ситуаций как систему эпизодов).

Рассмотреть и осмыслить композиционную организацию текста (строфическая организация текста как смысловая упорядоченность поэтического высказывания).

Выявить и осмыслить систему объектных деталей.

Осмыслить речевой строй стихотворения (определить стилистическую тональность; выявить, если есть, «внестилевые слова» как зачаточную форму системы голосов).

Составить и истолковать ритмико-ассонансную схему стихотворения (обозначив ударные слоги буквами, соответствующими гласной фонеме слога, а безударные – прочерками, представить поэтические строки как последовательности слогов того или иного «ритмического рисунка», часто не совпадающего с метром (четырехстопным ямбом, пятистопным хореем и т.п.); выявить и связать со смысловой динамикой строф «ритмические курсивы» (строки необычного ритмического рисунка), переклички строк с одинаковым ритмическим рисунком, совпадения или несовпадения ритмических рядов (строк) с рядами синтаксическими).

Выявить и осмыслить поэтические анаграммы текста (соотнести со смысловой динамикой строф значимые повторы гласных и согласных фонем стихотворения).

Выявить и осмыслить систему хронотопов (обнаружение архитектонических для данного текста кругозоров мировидения – основных пространственно-временных комплексов организации художественного мира как обобщающих образов человеческого присутствия).

Определить доминирующий в данном тексте строй «эмоциональной рефлексии», – эстетическую тональность авторской позиции как предлагаемую читателю направленность его со-творческого со-переживания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: