Схема анализа эпической прозы

Рассмотреть и осмыслить систему персонажей (соотношение центрального или нескольких центральных персонажей с фоновыми или выполняющими определенные сюжетные функции; аналогии и контрасты, параллелизм или взаимодополнительность характеров или жизненных позиций персонажей).

Выявить и осмыслить систему эпизодов (условное расчленение текста на малые фрагменты во всех без исключения случаях словесно обозначенного – большого или малого – разрыва во времени, переноса в пространстве и изменения состава действующих лиц).

Выявить и осмыслить систему объектной детализации (внимание к частным подробностям словесного изображения воображенной жизни; рассмотрение фраз текста как определенным образом упорядоченных «кадров внутреннего зрения»; обнаружение повторов некоторых деталей, создающих «мотивную структуру» данного текста).

Рассмотреть и осмыслить композиционную организацию текста (структурная смыслосообразность членения на главы; принципиальная значимость моментов, вынесенных в начало и конец текста, значимость заглавия, если есть, эпиграфа; соотношение композиционных форм организации текста: повествования или сказа, описания с диалоговыми репликами и рассуждениями; композиционная роль, если есть, «текста в тексте», – например, письма или дневника героя, иного документа).

Выявить и осмыслить систему голосов (рассмотрение речевого строя текста, состоящего в стилистических соотношениях между лексикой, а также синтаксисом различных внутритекстовых высказываний повествователя и персонажей; выявление стилистических маркеров каждого сформированного в тексте голоса и значимости их взаимосоотнесенности).

Выявить и осмыслить систему хронотопов (обнаружение архитектонических для данного текста кругозоров мировидения – основных пространственно-временных комплексов организации художественного мира как обобщающих образов человеческого присутствия).

Факультативно: Описать и соотнести со смыслом ритмическую организацию прозаического текста.

Определить доминирующий в данном тексте строй «эмоциональной рефлексии», – эстетическую тональность авторской позиции как предлагаемую читателю направленность его со-творческого со-переживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: