Некоторые другие философские учения исламского Средневековья

Калам (араб. калам «речь»). Первое направление арабо-мусульманской философии, которое установилось в VIII в. Суть калама заключается в попытках рационалистической интерпретации Корана. Уникальный метод калама, или «искусство составления вопросов и ответов», подразумевающий в постановке проблем и получении их решений опору на логику и рассуждение, пересмотр всех логически возможных вариантов. Единственным источником, критерием для решения некоторых вопросов стал служить человек, его собственный разум. Поскольку человек обладает разумом, он свободен. Соответственно этим представлениям меняется и представление о знании: знание – это не инструмент религиозной веры, опирающееся на Коран, а результат интеллектуальной, рациональной деятельности человека. Калам берет свое начало в учении Василя ибн Ата (700–749 гг.), который, как и все ближайшие его преемники, был представителем аскетического течения, крайние формы которого не приветствовались традиционным исламом. Как и первые суфии, они составляли круг недовольных роскошью и тиранией халифов и сторонились правящих кругов. Они склонялись к отходу от мирских дел, к аскетизму. В каламе были разработаны атомистические концепции пространства, времени и вещества.

Суфизм. Как одно из пяти основных направлений классической арабо-мусульманской философии возник в VIII в. и оформился позже других. Получает зрелую форму в трудах Мухйи ад-Дина Ибн Араби(1165 - 1240 гг.). Суфизм представляет собой направление, использующее опыт мистического откровения. Мистический опыт постепенно начинает получать теоретическое осмысление. Истоки суфизма прослеживаются уже в VII веке, когда он существовал в форме подчёркнутого благочестия и аскетизма.

Суфизм тесно связан с идеей любви к Богу, которая может принимать характер исступления, «опьянения» Богом (отсюда и метафоры вина и опьянения в суфийской поэзии). Суфий – это влюбленный, полностью отдающий себя во власть того, кого он любит, – Бога. Именно эта одержимость Богом и ведет к познанию Бога. Любовь суфия к Богу – это его любовь к Истине.

Суфии, как правило, объединены в ордены (братства). Орден формировался вокруг авторитетного учителя - шейха. Внешне братства отличаются друг от друга формулой и техникой зикра, организационной структурой и уставной одеждой.

Крупнейший суфийский мыслитель Ибн Араби был основоположником суфийского философского пантеизма, где Бог отождествляется с мировой целостностью. Это учение о «единстве», «абсолютном единстве» всего сущего. За любым множеством стоит охватывающее его единство; в каждой вещи - проявление Единого, которое ее связывает с другими вещами. В мире нет ничего, кроме высшего или Единого, проявляющегося во многом. Универсум един, поскольку атомы, из которых он состоит, тождественны между собой. Так, когда мы говорим «дерево существует» или «Бог существует», мы имеем в виду одно и то же бытие. Это и есть знаменитая концепция «вахдат ал-вуджуд», «единства бытия». Одновременно бытие - наиболее скрытое и неизвестное. Постичь бытие можно только с помощью интуиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: