Смертельный яд оскорблений

За время своих попыток стать вайшнавом, последователем Шрилы Прабхупады в парампаре, идущей от Шри Чайтаньи Махапрабху, я вынужден был иметь дело с огромным количеством нападок на ИСККОН с самых разных сторон. По роду службы мне практически всякий раз приходилось разбираться с этими нападками, изучать аргументы наших оппонентов и пытаться как-то отвечать на них – прямо или косвенно. Мои сегодняшние размышления основаны на собственном, увы, не самом счастливом опыте и опыте других вайшнавов. Очень хотелось бы уберечь преданных от ошибок, которые могут нанести серьезный вред нашей вере, а то и стать фатальными для нее.

Прежде всего, хотелось оговориться – я принципиальный противник запретов в интеллектуальной сфере. Я уважаю свободу выбора каждого человека и уверен, что запреты и искусственные ограничения, особенно в наше время, могут только возбудить интерес к «запретным плодам». Но, в то же время, свобода подразумевает обращение к разуму человека, и именно к разуму вайшнавов, последователей Шрилы Прабхупады мне хочется сейчас обратиться.

На своем опыте я знаю, что погружение в любые идеологические споры и разбирательства, даже когда наша внутренняя позиция очень сильна, не проходит бесследно, особенно если речь идет об оскорбительных по тону и сути выпадах. Когда же вера еще слабая и неокрепшая, когда она незаметно для нас подтачивается изнутри неразрешенными еще сомнениями, любое соприкосновение с ядом оскорблений губительно для нашей веры. А в наше время, увы, ни одна, даже самая абстрактная полемика, без оскорблений, явных и скрытых, не обходится.

Иногда мы сами можем даже не различить оскорбления в адрес практики бхакти или в адрес учителя. Более того, иногда оскорбления маскируются под прославления. Но яд есть яд, он отравляет, даже когда он безвкусный или сладкий. В жизни Шрилы Прабхупады был любопытный эпизод. Группа его учеников во время парикрамы по Навадвипе посетила одного из его духовных братьев. Этот духовный брат в своей речи, обращенной к ученикам Шрилы Прабхупады, сначала прославил его, а потом, вольно или невольно, принизил его достижения, сказав примерно следующее: «Не думайте, что ваш Гуру Махараджа исполнил предсказание Господа Чайтаньи. Не он первым начал проповедь сознания Кришны на Западе. До него были другие. Именно они проложили дорогу на Запад. Он просто пошел по их стопам». По сути, слова его, вопреки очевидности, ставили Шрилу Прабхупаду в один ряд с его духовными братьями, начинавшими проповедь на Западе, и ставили под сомнение его исключительные заслуги. Когда Шрила Прабхупада узнал об этом происшествии, он воспринял его очень серьезно. Тотчас он вызвал всех учеников, посетивших его духовного брата, к себе и отчитал их. Его слова звучали примерно так: «Сами того не подозревая, вы выслушали оскорбление в адрес своего духовного учителя. В результате этого на теле вашей веры навсегда останется шрам». Это только один из множества других подобных эпизодов, которые показывают, какой урон может нанести нашей вере яд оскорблений и какие усилия прилагал Шрила Прабхупада, чтобы защитить веру своих учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: