Мы описали признаки добросовестной критики, потому что в этом мире невозможно обойтись без критического разбора каких-то явлений или качеств. Однако главный наш тезис остается неизменным: насколько это возможно, критики следует избегать, ибо критика и осуждение других питает негативные стороны нашей природы. Тут, наверное, следует сказать, что одной из характерных черт нашей философской школы является ее подчеркнутая не-полемичность. Госвами Вриндавана основывают свою философию, как правило, не на опровержении чужой, а показывают, как вся эта очень стройная философская система уже содержится в шастрах, и прежде всего в «Шримад-Бхагаватам». Разумеется, Джива Госвами приводит аргументы против философии майявады и проч., но в сравнительном отношении полемика занимает очень скромное место в его трудах, потому что его цель не опровергнуть, а утвердить.
Шастры тоже не рекомендуют увлекаться спорами, потому что они мешают развитию в нашем сердце качеств, благотворных для бхакти – смирения, сострадания, желания служить – и, наоборот, возбуждают ум человека и усиливают его гордыню. Одна из сутр «Нарада-бхакти-сутры» гласит:
|
|
vādo nāvalambyaḥ
«Не ищите прибежища в спорах»(Н.-б.-с., 74).
В «Шримад-Бхагаватам» (11.18.30) Кришна тоже предостерегает Уддхаву:
śuṣka-vāda-vivāde na
kañcit pakṣaṁ samāśrayet
«Преданный никогда не должен опускаться до уровня обычного логика или принимать чью-то сторону в бессмысленных спорах».
Бхактивинода Тхакур в «Бхактьялоке» объясняет, что участие в спорах и дебатах относится к категории праджалпы. Он пишет, что от участия в спорах сердце человека ожесточается, вследствие чего его разум лишается естественной чистоты и способности отличать истину от лжи. «Дебаты опьяняют вздорных, любящих поспорить людей. Обсуждая темы, связанные с Господом и преданными, нужно всегда тщательно избегать бессмысленных споров».