Интеграционные процессы в современном мире и их география


Процессы, происходящие в мировом хозяйстве и во внешнеэкономической политике государств, характеризуются интернационализацией хозяйственных связей и глобализацией производства, в основе которого лежит рост зарубежных прямых инвестиций крупнейших ТНК. В настоящее время большинство товаров поступает на рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготавливается с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции – только в 6 раз. Разделение технологического процесса производства в рамках ТНК в глобальном масштабе тесно увязывает национальные хозяйства разных стран и способствует более быстрому росту потоков международной торговли, опережающему темпы роста производства в мировом хозяйстве. На этой основе происходит рост взаимозависимости отдельных стран и как следствие этого развивается объективный процесс усиления взаимодействия между странами, результатом которого является усиление процесса интеграции, прежде всего, в региональном аспекте. В свою очередь, процессы интеграции на региональном уровне способствуют дальнейшей интеграции мирового хозяйства.

Наиболее высокий уровень интеграции характерен для Европейского союза (ЕС). В него входит 27 стран: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия, с 1 мая 2004 г. – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр, Литва, Латвия, Эстония с общей площадью территории около 4 млн км2 и населением 454,4 млн человек. В 2005 г. суммарный ВВП стран ЕС достиг $ 12,2 трлн, что составляло 20,5% валового продукта мировой экономики. 1 января 2007 г. в ЕС приняты Болгария и Румыния.

В пределах ЕС унифицированы кредитно-денежная и социальная политика, стратегия экономического развития и налогообложения, а также создан наднациональный орган – Европарламент, решения которого обязательны для каждого члена ЕС.


Цели ЕС:
1. Образование тесного союза народов Европы;
2. Содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу;
3. Утверждение ЕС на международной арене;
4. Развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел;
5. Сохранение и приумножение общего достояния.


Основные органы ЕС (Европейский Совет, Европейский Парламент, Совет Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд) углубляют экономические и политические интеграционные процессы и направлены на его трансформацию в дальнейшем в единое союзное государство.

Помимо свободного перемещения на всем пространстве ЕС товаров рабочей силы с 1 января 1999 г. введена единая общеевропейская валюта (евро), пока еще имеющая ограниченные масштабы хождения по территории ЕС, однако в дальнейшем она должна полностью заменить все национальные денежные единицы стран – участниц союза. В ближайшие годы ЕС пополнится новыми членами. Первым кандидатом в настоящее время является Хорватия. Изъявляют желание войти в состав союза и ряд других стран (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Турция), однако по целому ряду политических и экономических причин вопрос об их включении в состав ЕС остается открытым.

Еще более крупным и мощным в экономическом отношении союзом также с высоким, хотя и несколько уступающим ЕС уровнем интеграции хозяйства является созданная в 1994 г. Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики. Ее доля в площади мировой суши достигает 15,7%, в численности населения мира – 6,8%. На ее территории производится 22,4% продукции мировой экономики.

Соглашение о создании зоны свободной торговли распространяется на все отрасли экономики стран-участниц и знаменует собой формирование крупнейшего в мире рынка. Центральным звеном зоны НАФТА, получающим наибольшую выгоду от реализации взаимного товарооборота, являются США, имеющие большие объемы внешней торговли и с Канадой, и Мексикой. Вместе с тем внешнеторговый оборот между Канадой и Мексикой пока незначителен.

Уровень развития интеграционных процессов во всех остальных экономических объединениях и союзах современного мира в значительной мере уступает и ЕС, и Северо-Американской зоне свободной торговли. Многие положения уставов этих объединений носят декларативный характер, не подкрепленный ни законодательной базой, ни необходимыми для их реализации финансовыми средствами.

Из других крупнейших международных организаций по объемам внешнеторгового оборота выделяется ОПЕК, объединяющая целый ряд стран-экспортеров нефти. В состав ОПЕК входят 13 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия и вошедшие позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ, Эквадор.

Цели ОПЕК:

1. Координация и унификация нефтяной политики стран-членов;

2. Определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

3. Использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

4. Защита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

5. Эффективное регулярное и рентабельное снабжение нефтью стран-потребителей;

6. Получение справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

7. Обеспечение охраны окружающей среды;

8. Сотрудничество со странами – не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Осознана необходимость интеграционных процессов и в государствах постсоветского пространства. С этой целью 12 стран создали Содружество независимых государств (СНГ); в него вошли все государства – бывшие республики СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии. Территория СНГ – 22,1 млн км2, население в 2005 г. – 283 млн человек, ВВП - $2,3 трлн.

К сожалению, в первые годы текущего столетия в СНГ усилились дезинтеграционные тенденции. Сегодня 3 страны (Грузия, Молдавия и Туркмения), хотя юридически и входят в состав содружества, фактически проводят свою экономическую политику, не согласованную с другими ее членами. В 2009 году Грузия вышла из состава СНГ. Далеко не безоблачны политические и экономические отношения между Россией и Украиной. Наиболее тесные экономические и политические связи в содружестве имеют место между Россией и Белоруссией, которые стремятся в перспективе к созданию общего союзного государства с общей валютой.

Основные цели СНГ:

1. Формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся стран в интересах повышения жизненного уровня их населения;

2. Поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;

3. Создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;

4. Совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;

5. Решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Ряд государств СНГ, включая Россию, входят в состав молодых, но весьма динамичных в своем развитии и перспективных интеграционных объединений. Это, в первую очередь, Евро-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Рассматриваемое сообщество сформировало специальный инвестиционный банк, содействующий реализации важнейших социально-экономических проектов на их территориях.

Между Россией, Белоруссией и Казахстаном сформирован таможенный союз. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Набирают силу интеграционные процессы в недавно созданной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе шести стран: России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Китая. Страны этой мощной организации сотрудничества занимают 22,2% территории нашей планеты, в них проживает 23,9% населения и производится 17,1% мирового валового продукта.

К наиболее крупным интеграционным группировкам развивающихся стран относятся Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

В Африке нет крупных политических и экономических региональных организаций. Региональная экономическая интеграция в странах Африки осуществляется в рамках четырех экономических союзов, каждый из которых является субрегиональным территориальным объединением стран-членов: ЮДЕАК (государств Центральной Африки), ЭКОВАС (государств Западной Африки), САДК (государств Южной Африки), КОМЕСА (государств Восточной и Южной Африки).

Вопрос 6.
Создание единого экономического пространства на территории СНГ.


Содружество независимых государств (СНГ); в него вошли все государства – бывшие республики СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии. Территория СНГ – 22,1 млн км2, население в 2005 г. – 283 млн человек, ВВП - $2,3 трлн.

К сожалению, в первые годы текущего столетия в СНГ усилились дезинтеграционные тенденции. Сегодня 3 страны (Грузия, Молдавия и Туркмения), хотя юридически и входят в состав содружества, фактически проводят свою экономическую политику, не согласованную с другими ее членами. В 2009 году Грузия вышла из состава СНГ. Далеко не безоблачны политические и экономические отношения между Россией и Украиной. Наиболее тесные экономические и политические связи в содружестве имеют место между Россией и Белоруссией, которые стремятся в перспективе к созданию общего союзного государства с общей валютой.

Основные цели СНГ:

1. Формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся стран в интересах повышения жизненного уровня их населения;

2. Поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;

3. Создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;

4. Совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;

5. Решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: