double arrow

Аннексия Боснии и Герцеговины в 1908 г

Младотурецкая революция позволила Австро-Венгрии заставить Порту отказаться от Боснии и Герцеговины. После уплаты компенсационной суммы Османской империи австрийское правительство объявило об аннексии провинций. Это решение вызвало негативную реакцию как у некатолического населения края, так и особенно в соседних Сербии и Черногории. Правительства этих стран выразили протест и обратились к великим державам с требованием не признавать аннексию. Боснийский кризис принял

общеевропейский характер, в его разрешение были втянуты представители всех великих держав. Противостояние военно-политических блоков могло вылиться в военные действия. Страны Антанты, и прежде всего Россия, к войне не были готовы и рекомендовали Сербии и Черногории воздержаться от активизации своих действий. Боснийский кризис резко ухудшил отношения Сербии и Австро-Венгрии.

Босния и Герцеговина стали составной частью империи, здесь было сформировано местное правительство. В крае предпринимались попытки аграрных реформ, выразившиеся во введении откупной системы. Крестьянам предоставлялись кредиты на срок от 30 до 50 лет для выкупа земли. Начался учет и ревизия вакуф-ных земель. Но политика модернизации края, проводимая властями, сталкивалась с противодействием сильных мусульманских традиций, особого менталитета мусульманского этноса и всего боснийско-герцеговинского общества в целом. В пестрый мир конфессий и народностей Австро-Венгрии влился новый элемент — мусульманское население. Отработанные приемы интегрирования в общеимперскую структуру здесь сталкивались с противостоянием традиций двух разных цивилизаций — западной и восточной. Босния и Герцеговина стали самым западным форпостом ислама в Европе. Обыденная жизнь боснийцев и герцеговинцев по-прежнему несла ярко выраженные ориентальные черты. Это касалось как религиозной и обрядовой стороны, так и обустройства быта. Совершенно неизменным остался традиционный костюм мусульман — фески, шальвары, чадра. Законы шариата признавались властями и допускали многоженство, учитывался особый статус мусульманской женщины. Так, на железных дорогах были сооружены специальные залы ожиданий и выделены специальные вагоны для женщин-мусульманок, им разрешалось не участвовать в судебных разбирательствах.

17 февраля 1910 г. Боснии и Герцеговине была дарована конституция, согласно которой наряду с правительством края созывался и парламент. Он был лишен законодательной инициативы и права контроля над правительством. Это право принадлежало Управлению общеимперского министерства финансов по Боснии и Герцеговине.

Еще в 90-е гг. XIX в. в крае появились политические организации, оформившиеся теперь в политические партии, которые отчетливо дифференцировались по национальному признаку. В 1907 г. была учреждена сербская партия — Сербская народная организация, пропагандировавшая сербскую национальную идею. Движение мусульман за автономию политически оформилось в 1907 г. в Мусульманскую народную организацию. Обе партии были солидарны в своем неприятии возможности аннексии Боснии и

Герцеговины. В 1908 г. возникла хорватская политическая партия — Хорватское народное объединение, целью которой являлось соединение Боснии и Герцеговины и Хорватии. Все три партии в 1910 г. были представлены в боснийско-герцеговинском парламенте.

Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины, образованная в 1909 г., была интернациональной. В основу ее программных требований была положена Эрфуртская программа. Партия сумела сплотить около двух тысяч рабочих. Молодой рабочий класс края, еще тесно связанный с селом, составлял не более 60 тыс. человек.

Как и в других частях Австро-Венгрии, активизировалось молодежное движение, в том числе и «сокольское». Молодежные организации в основном также дифференцировались по национальному принципу и выступали с националистическими лозунгами. Наряду с легальными действовали и подпольные группы молодежи. Австро-Венгрия небезосновательно подозревала Сербию в ведении сепаратистской пропаганды на территории Боснии и Герцеговины. Нелегальные террористические молодежные организации своей программной задачей считали насильственное свержение существующего строя. Одной из них была группа «Молодая Босния», которую в основном составляли юные гимназисты и подмастерья. Она была связана с организацией офицеров Сербии «Объединение или смерть». «Молодая Босния» объединяла югославянски ориентированных представителей разных национальностей, находящихся под сильным влиянием радикальной революционной идеологии. В арсенале средств их борьбы против австро-венгерского господства первое место занимали террористические акты. На июнь 1914 г. намечались военные маневры в Боснии и Герцеговине. Для участия в них в Сараево прибыл наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд (1863—1914). Члены организации «Молодая Босния» подготовили и осуществили 28 июня 1914 г. террористический акт, в результате которого эрцгерцог и его супруга были убиты. Эти события послужили поводом для начала первой мировой войны.

СЛОВЕНСКИЕ ЗЕМЛИ

В СОСТАВЕ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В НОВОЕ ВРЕМЯ

Политическое и социально-экономическое положение словенских земель в первой половине XIX в.

Словенцы занимали особое место среди южнославянских народов Австрийской империи. Не имевшие государственной традиции словенцы с VII в. входили в состав различных немецких

государств, а с XII в., значительно раньше других славянских народов, вошли в Габсбургские владения. Провинции Штирия, Каринтия, Крайна, Горица, в которых они проживали, были коронными австрийскими землями. На протяжении многих веков словенцы были разделены не только административно, но и в языковом смысле, так как до конца XIX в. свыше сорока их диалектов не были объединены в литературный язык. На территории Австрийской империи в начале XIX в. проживало около миллиона словенцев, но лишь в Крайне они были большинством — 92%; в Штирии и Каринтии словенцы составляли приблизительно треть населения, а австрийские немцы — две трети. В Истрии словенцев было около 14%, в крупном портовом городе Триесте — 31%.

Идеи Просвещения широко распространились на словенских землях, здесь еще в XVIII в. появились кружки богатых немецких меценатов, которые поставили своей целью изучение языка и обычаев своих крестьян — словенцев. Среди них выделялся кружок барона Зигмунда Цойса. Из этого кружка, объединявшего янсенистски настроенных священников, вольнодумцев, членов масонских лож, вышли ведущие словенские просветители Антон Лин-харт, Валентин Водник, Ерней Копитар и др. Им принадлежат первые труды по истории Словении, первые грамматики и учебники словенского языка на основе крайнского диалекта.

Образованные Наполеоном в 1809 г. на полученных по Шён-бруннскому миру австрийских территориях Иллирийские провинции включали и словенские земли. Столицей провинций стал город Лайбах (Любляна). Проведенные в течение четырех лет преобразования — введение гражданского кодекса, секуляризация образования, освобождение кметов — оказали большое влияние на рост словенского национального самосознания. Особенно важным стимулом для развития национального языка были признание так называемого «иллирского языка» официальным языком провинций и издание на нем газет, книг и учебников. В разработке грамматики «иллирского языка» принимал участие словенский просветитель В. Водник (1758—1819).

Словенские земли значительно отставали от таких развитых регионов Цислейтании, как Богемия и Моравия. Но в первой половине XIX в. здесь произошли существенные изменения, способствовавшие превращению этих земель в развитый индустриальный район. В ходе промышленной революции здесь уже в 1846 г. началось железнодорожное строительство, широко были распространены паровые мельницы, развивалась ткацкая промышленность.

В первой половине XIX в. социальная структура общества на словенских землях дифференцировалась по национальному признаку. Помещики, чиновничество, бюргеры в основном были немцы. Словенцы, никогда не имевшие своего национального дворянства, преимущественно проживали в деревнях и принадлежали к крестьянскому сословию. После реформ Иосифа II начался процесс ликвидации феодальной системы землепользования, который на словенских землях шел интенсивнее, чем у других южных славян империи. Продажа помещиками земельных наделов способствовала концентрации земли в руках государства и обогащению буржуазии. Крестьяне арендовали землю у помещика и помимо выплаты ренты (денежной и натуральной) должны были еще отрабатывать определенное число дней в году барщину и выплачивать десятину церкви. Словенские крестьяне все же находились в лучшем положении, чем крестьяне Венгерского королевства, но и они бунтовали против помещичьего произвола. Лишь в 1846 г., после очередного крестьянского восстания, издается императорский патент о замене всех существующих повинностей крестьян перед помещиками денежной выплатой. Сельскохозяйственная культура у словенцев была достаточно высокой, использовалась трехпольная система. Здесь были широко распространены картофель, кукуруза, клевер, что позволяло увеличить откорм скота. Картофель уже к 1844 г. становится в Словении самой популярной сельскохозяйственной культурой. Особой специализацией словенцев было и пчеловодство.

У словенцев в XVIII в. раньше, чем у других южнославянских народов, начала формироваться поначалу очень немногочисленная национальная буржуазия. Свой первоначальный капитал она создавала благодаря откупам и скупке земли у разорившихся помещиков. В промышленности и торговле царила немецкая буржуазия. Уже в XVIII в. широко были распространены мануфактуры (стекольные, бумажные), а также горные и металлургические предприятия. Все они стали базой капиталистической промышленности в ходе процессов модернизации в XIX в. Словенский рабочий класс также начал формироваться довольно рано. Если в XVIII в. рабочие еще были тесно связаны с селом, то после реформ Иосифа II часть крестьян уже окончательно уходит в город и становится основой потомственного словенского пролетариата.

Население городов было смешанным, лишь в Триесте и Любляне словенцы составляли большинство. Ремесленные мастерские имели давние традиции и их продукция — зеркала, фурнитура, обувь, кожаные изделия — пользовалась спросом в Австрийской империи и за ее пределами. Города, находившиеся на пересечении транзитных торговых путей, довольно быстро развивались,

хотя население их по-прежнему было невелико. Так, в Любляне проживало 20 000 человек.

Абсолютное большинство населения были католиками, процент протестантов был совсем незначительным. Католическая церковь в жизни словенцев играла исключительно важную роль. Она являлась одним из крупнейших землевладельцев, ей принадлежала треть земельных наделов. Священники, как правило, или были словенцами по происхождению, или хорошо знали словенский язык, чему способствовало преподавание на словенском языке в Люблянской семинарии. Из числа духовенства вышла основная часть деятелей словенского просвещения и культуры, его представители стали ядром национальной элиты. Тесно связанные с государственной администрацией, они во многом определили и характер словенского национального Возрождения как преимущественно культурно-просветительного, а не политического движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: