double arrow

Дезинфекция поверхностей

Дезинфекция поверхностей в стоматологическом кабинете является чрезвычайно важным звеном в профилактике внутрибольничного инфицирования в Вашем учреждении. В кабинете стоматолога при работе с высокооборотными турбинами, бормашинами и ультразвуковыми приборами, применяемыми при лечении каждого пациента происходит образование аэрозолей, состоящих из мельчайших капель масла, гноя, крови, слюны, микроорганизмов. Аэрозоли удерживаюся в зоне дыхания врача и пациента до 30 минут и распространяться на расстояние до 50 – 80 см. (при применении водяного и охлаждения диаметр аэрозольного облака достигает двух метров).

Таким образом, обработка поверхностей в лечебном стоматологическом кабинете направлена на снижение бактериального загрязнения всех поверхностей включая оборудование, дверные ручки и краны. В помещениях стоматологии выделяются 3 зоны с разными уровнями гигиены:

1-ая зона - зона лечения, где должен соблюдаться самый высокий уровень гигиены. В основе работы в 1-ой зоне должны лежать принципы:

  • Стерильности (практически все стоматологические инструменты);
  • Одноразовости (одноразовые инструменты);
  • Индивидуальности (перчатки).

2-ая зона - граница зоны лечения, включающая поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебную установку, пустеры, индивидуальные стаканы (поильники), шпатели и чашки для замеса оттискного материала. Обработка и дезинфекция поверхностей данных предметов проводится после каждого пациента, в конце смены и по мере загрязнения.

3-я зона - остальная часть кабинета: мебель, оборудование, ручки дверей, краны и раковины, бактерицидные лампы, светильники, пол. В данной зоне текущая уборка проводится ежедневно, не реже 2-х раз в день с использованием дезинфицирующих средств.

В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются только разрешенные в установленном порядке в РФ физические и химические средства, которые применяются строго в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.

В ЛПУ целесообразно организовывать централизованное приготовление дезинфицирующих растворов с выделением отдельного помещения для этих целей.

После использования уборочный инвентарь обеззараживают в свежем растворе дезинфектантов, выдерживают экспозицию, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Сушка на батареях строго запрещена!

Уборочный инвентарь должен быть раздельным для хирургического, терапевтического, ортопедического и ортодонтического кабинетов (отдельно на каждый кабинет).

Все емкости должны иметь крышки, четкую маркировку на каждый вид уборочных работ и использоваться строго по назначению. Ветошь никогда не перепутают, если она будет в разных цветовых вариациях (для хирургического кабинета №1 – синяя, для хирургического кабинета №2 – сиреневая и т.д.)

Основной проблемой дезинфекции поверхностей в стоматологических учреждениях является полноценная обработка поверхностей границы зоны лечения (поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебная установка и т.д.) обработка которых, необходима после каждого больного. Уборка данных поверхностей может происходить в присутствии пациента, следовательно, дезинфектант должен относится к 4 классу опасности ингаляционного воздействия на человека (см. степень токсического воздействия). Желательно, что бы средство не имело резкого запаха, не коррозировало оборудование.

Важным моментом, влияющим на качество проведения дезинфекции помещения, является подготовка персонала. Необходимо иметь подробные инструкции по проведению как текущей, так и генеральной уборки, с учетом используемого дезинфектанта, а так же порядка обработки поверхностей в кабинете.

Состав аптечки для экстренной профилактики
парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции
(Аптечка «Анти-СПИД»)


1. Спирт этиловый 70%, 100 мл*
2. Раствор йода 5%, 1 флакон
3. Раствор борной кислоты 1%
4. Раствор протаргола 1%
5. Раствор марганцевокислого калия 0,05% (навески сухого марганцевокислого калия по 50 мг)*
6. Дистиллированная вода в емкостях по 100 мл
7. Пипетки стеклянные - 5 шт.
8. Ватные и марлевые тампоны - по 5 шт.
9. Лейкопластырь антисептический - 1 уп.
10. Ножницы металлические
11. Напальчники - 5 шт.
12. Туалетное мыло
13. Раствор хлорамина Б 3% или другой любой дезинфицирующий раствор
14. Промаркированный металлический ящик

Антиретровирусные препараты:

Азидотимидин (ретровир, зидовудин)
Ламивудин (эливир)
Лопинавир/ритонавир (калетра)
Ламивудин+Зидовудин (комбивир)

Запас антиретровирусных препаратов должен храниться с таким расчетом, чтобы их прием мог быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.

* - подлежит предметно-количественному учету, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» и приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «О Порядке отпуска лекарственных средств».

Настоящие рекомендации по составу аптечки «Анти-СПИД» подготовлены с учетом положений: Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (Приложение 12 к СанПиН 2.1.3.2630-10); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»; Методических рекомендаций «Профилактика ВИЧ-инфекции в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях» (письмо Минздрава России от 22.03.2013 № 14-1/10/2-2018); Методические рекомендации: Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: