Понятие формы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания обра­зования осуществляется в различных формах.

Латинское слово forma означает внешнее очертание, на­ружный вид, структура чего-либо. По отношению к обуче­нию понятие «форма» употребляется в двух значениях: форма обучения и форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она за­висит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образователь­ного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые под­разделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют инди­видуальные, групповые, фронтальные, коллективные, пар­ные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внекласс­ные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго научными, но позволя­ют несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе общими задачами.


Коллективная форма обучения отличается от фронталь­ной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие проис­ходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудитор­ные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в поня­тие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как сино­нимы.

Форма организации обучения — это конструкция от­дельного звена процесса обучения, определенный вид за­нятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, в основе клас­сификации В.И. Андреева лежит структурное взаимодей­ствие элементов по доминирующей цели обучения. Автор выделяет следующие формы организации обучения: ввод­ное занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий1.

В.А. Онищук подразделяет формы организации обуче­ния по дидактическим целям на теоретические, практи­ческие, трудовые, комбинированные.

А.В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и ин­дивидуально-коллективные занятия.

К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лек­ции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, дело­вые игры.

1 Андреев В.А. Педагогика: Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000. С. 307.

2 Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.А. Онищука. Киев, 1987. С. 241.


 

 


Индивидуально-коллективные занятия — это погруже­ния, творческие недели, научные недели, проекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: