Формы организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообраз­но. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конфе­ренция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, диплом­ное проектирование, производственная практика, домаш­няя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное обще­ство, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается ос­новной формой организации обучения, позволяющей эф­фективно осуществлять учебно-познавательную деятель­ность учащихся.

Урок — это такая форма организации учебного процес­са, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные ус­ловия для того, чтобы ученики овладевали основами изу­чаемого предмета, а также для воспитания и развития по­знавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компо­ненты (объяснение нового материала, закрепление, пов­торение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компо­нентов урока в их определенной последовательности и вза­имосвязи между собой. Структура зависит от дидактиче­ской цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллек­тива. Многообразие структур уроков предполагает разно­образие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современ­ной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоя­тельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающе-


го на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

• ознакомления учащихся с новым материалом (сообще­ние новых знаний);

• закрепления знаний;

• выработки и закрепления умений и навыков;

• обобщающие;

• проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

И.Н. Казанцев классифицирует уроки по двум критери­ям: содержанию и способу проведения. По первому крите­рию уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподавае­мых тем. По способу проведения учебных занятий выделя­ют уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специ­альные уроки. Комбинированные в своей структуре содер­жат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки:

• усвоения нового материала;

• закрепления;

• повторения;

• контроля, проверки знаний.

Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия со­общает новый учебный материал, а обучающиеся его ак­тивно воспринимают. Лекция является наиболее экономич­ным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически вы­держанной форме. Такое занятие допускает импровиза­цию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.


В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие,3 заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют:

• информационные лекции, при проведении которых ис­пользуется объяснительно-иллюстративный метод изложе­ния. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе;

• проблемные лекции предполагают изложение матери­ала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуа­ций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.;

• визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с крат­ким комментированием демонстрируемых материалов;

• бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавате­лей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений и т.д.;

• лекции-провокации — это занятия с заранее заплани­рованными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой ин­формации и поиску неточностей. В конце лекции прово­дится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок;

• лекции-конференции проводятся как научно-практи­ческие занятия с заслушиванием докладов и выступлений аудитории по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подво­дит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулиру­ет основные выводы;

• лекции-консультации предполагают изложение мате­риала по типу «вопросы — ответы» или «вопросы — отве­ты — дискуссия».

Лекции подразделяются и по другим основаниям:

• по общим целям: учебные, агитационные, пропаган­дистские, воспитывающие, развивающие;

• по содержанию: академические и научно-популярные;

• по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеж­дений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и за-


дачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим матери­алом, характеризуется теоретическая и практическая зна­чимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, от­ношения, анализируются явления, дается оценка сложив­шейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положе­ния, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар — учебное занятие в форме коллективного об­суждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров уг­лубляются, систематизируются и контролируются знания обу­чающихся, полученные в результате самостоятельной вне­аудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренчес­кие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют не­сколько видов семинаров.

Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с крат­ким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслу­шиваются выступления отдельных учащихся, которые об­суждаются и дополняются другими выступающими.

Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и об­суждение (семинар-заслушивание).

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо про­блемы с целью установления путей ее решения. Цель тако­го семинара-— формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконич­но и ясно излагать свои мысли.


Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколь­кими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы — формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учеб­ных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опыт­ных участках, в ученических производственных комбина­тах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий — экспери­ментальное подтверждение изученных теоретических поло­жений; овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опытов; формирова­ние умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов про­граммы.

Факультативные занятия предусматривают углублен­ное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоре­тических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы:

— по углубленному изучению базовых учебных предметов;

— изучению дополнительных дисциплин (логика, рито­рика, иностранный язык);

— изучению дополнительной дисциплины с приобрете­нием специальности (стенография, программирование).

Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ланд­шафта с целью наблюдения и изучения учащимися различ­ных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводят-


ся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязан­ных тем учебного предмета или нескольких учебных пред­метов (например физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают ввод­ными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными).

Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в об­щую систему учебной работы.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экс­педиции — многодневные походы с целью изучения, напри­мер, экологической обстановки, фольклорного материала, сбора исторических сведений, и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Курсовое проектирование позволяет применять полученные знания при решении комп­лексных производственно-технических или других задач, свя­занных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дис­циплин. В процессе их подготовки студенты решают тех­нические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В про­цессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-ис­следовательского характера.

Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образова­тельном учреждении. Дипломное проектирование заключа­ется в выполнении студентами дипломных проектов или Дипломных работ, на основании защит которых Государ­ственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика — одна из форм организа­ции учебного процесса в высшей школе.

Дидактические цели производственной практики — Формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематиза­ция знаний путем их применения в реальной деятельности.


Структура производственной практики зависит от со­держания практического обучения и в конечном счете дол­жна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению ос­новных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист со­гласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным заняти­ям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возра­стает в настоящее время, когда перед учебными заведения­ми поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков са­мостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного матери­ала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен со­всем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На кон­сультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для ин­дивидуального подхода к учащимся.

Экзамен — форма обучения, имеющая целью системати­зацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремаль­ной ситуации.

Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнен творческой работы, участие в соревнованиях, защита ре­зультатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет — форма обучения, близкая по назначению к эк­замену. Зачет можно также рассматривать как подготови­тельный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обу­чения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отли­чаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способству-


ет развитию у них интересов и склонностей, положитель­ного отношения к обучению, повышению его качества.

На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и коррек­тируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способ­ности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В послед­нее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: