Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка — это опре­деление степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

До настоящего времени не только в педагогической, практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как сии


нонимы. Часто, когда имеется в виду отметка, говорят оценка (выставление оценок, система оценок и т.д.). Меж­ду тем «оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или

баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только от­меткой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение бла­годарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний — тон­кий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высо­кая оценка знаний может не только воодушевлять обучаю­щегося к учению, но и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побудить к усилению учебной работы, и отбить охоту к учению. Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой «процентоманией», т.е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эво­люция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.

Балльная система оценки знаний учащихся существова­ла в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осу­ществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля До пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система превратилась в пятибалльную.

Отношение к оцениванию результатов обучения в бал­лах в истории школы было различным. После 1917г. полу­чила развитие идея обучения без отметок. Согласно кон­цепции советской трудовой школы учебная деятельность Должна строиться на интересе учащихся, ориентироваться на самостоятельность, инициативу, творческий характер Учения. Непригодными были признаны прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью отметок. В мае 1918 г. вышло Постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок», в котором определялось следующее:


• применение балльной системы для оценки познаний поведения учащихся отменяется во всех без исключен* случаях школьной практики;

• перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях до­пускались фронтальные устные проверки и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодиче­ские беседы с учащимися по пройденной теме, их выступ­ления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учеников о самостоятельно выполненных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы конт­роля основной формой стал самоконтроль, выявление дос­тижений не отдельного учащегося, а школьного коллекти­ва. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля.

Обучение без отметок имело определенные положи­тельные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дис­циплины. Школьники перестали регулярно заниматься школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 официально восстановлен принцип систематического уче­та знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

В сентябре 1935 г. были введены пять словесных (вербаль­ных) оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо», которые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г. было принято решение заменить при­менявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся. В вы­шедшей вслед за этим постановлением Инструкции о приме­нении цифровой пятибалльной системы оценки были сфор­мулированы параметры, за что выставляется та или иная отметка.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.


Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов несмотря на недостатки до сих пор не нашла достойной замены. Хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

^ обученность фактически оценивается по трехбалль­ной шкале (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);

^ недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся и в гимназических классах, и в классах для одаренных детей, и в классах общеобразовательных школ, и в классах коррекционно-развивающего обучения, поэтому они не равнозначны);

^ трехбалльная шкала недостаточна, чтобы оценить зна­ния учащихся (поэтому преподаватели используют суррогат­ную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Ученые предлагают новые оценочные шкалы: десяти­балльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: