Виды, формы и методы контроля

Контроль бывает разных видов, форм и может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагоги­ческой практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диаг­ностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные ме­тоды и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении про­граммного материала. Текущий контроль стимулирует от­ветственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за оп­ределенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные ре­зультаты обучения. Он охватывает всю систему знаний; умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффек­тивности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По фор­ме контроль подразделяется на индивидуальный, группо­вой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Мето­ды контроля — это способы, с помощью которых опреде­ляется результативность учебно-познавательной деятельно­сти обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы уст­ного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучае­мых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процес­сов и происходящих событий, для выражения и доказа­тельства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письмен­ных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, от­четов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять зна­ния всех обучаемых одновременно, но требует больших затрат времени на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической рабо­ты или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распростране­ние получил контроль с использованием компьютеров. Ма­шинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устра­няется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успеш­но осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных за­дач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:

- индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены ре­зультатов учения отдельных учащихся итогами работы кол­лектива, и наоборот;

- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм проведения контроля, что в боль­шей степени обеспечивает выполнение обучающей, разви­вающей и воспитывающей функций контроля;

- всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллекту­альных и практических умений и навыков учащихся;

- объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;

- дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;

- единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение полу­чает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета изме­рения выделяются тесты педагогические, психологиче­ские, социологические, социально-психологические, турологические и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: